Использование тематических творческих заданий для ознакомления дошкольников с элементами хохломской росписи.
статья по рисованию на тему
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров, для которого характерно нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения. Выход из этого кризиса видится в возвращении к фундаментальным ценностям русской культуры, творимой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
apatenkoa.a.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование тематических творческих заданий для ознакомления дошкольников с элементами хохломской росписи.
Апатенко А.А.
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка»
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров, для которого характерно нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения. Выход из этого кризиса видится в возвращении к фундаментальным ценностям русской культуры, творимой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда.
Народная культура - феномен многогранный, это - не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миропонимание, наиболее значимой чертой, которого является духовность.
Велико значение для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством мастеров хохломской росписи.
Уже в дошкольном детстве каждый ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое аккумулировано, выражено и опредмечено в народном декоративном искусстве.
Для современного образования важно то, что народное прикладное искусство глубоко традиционно, и это проявляется не только в преемственности средств создания одухотворенных бытовых вещей, но и в устойчивом сохранении наиболее характерных декоративных образов.
Это художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Проблема приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству в настоящее время является одной из наиболее актуальных: как в теоретическом отношении, так и в практическом. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие).
По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Орнаменты, используемые народными мастерами хохломской росписи, включают в себя цветы, ягоды калины, малины, клюквы, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.
При ознакомлении с Хохломской росписью должны решаться следующие задачи: развитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости; понимание содержания, выделение средств выразительности: пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция; развитие художественно-творческих способностей в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с элементами Хохломской росписи является использование тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, например, как «Веселые узоры», «Чудо-птица», «Конь-огонь», «Золотые завитки» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение того или иного задания.
В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда педагог убедился, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.
Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.
Воспитатель при знакомстве детей с Хохломской росписью, сначала должен дать сведения о ней — название, местонахождение; затем вместе с детьми определить содержание и назначение предметов этого народного промысла.
Педагогу следует формировать у детей умение видеть красоту узора, делить его на знакомые составные части — элементы, их цвет. Это сложная задача, которая осваивается только под руководством взрослого, не спеша. Выделив один из элементов, далее необходимо определить его форму, цвет, величину, сказать, чем он украшен, показать вариативность цвета. Постепенно педагог научит детей видеть закономерность построения узора (композицию).
Мы согласны с А.А. Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской или другой росписи, а приобщить ребёнка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор,… почувствовать радость творчества».
Таким образом, мы попытались осмыслить проблему приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству, постарались заронить в их сердца искру любви ко всему русскому, подлинному, настоящему с надеждой на то, что эта искра не потускнеет, как не тускнеет «золото» Хохломы.
Список источников
- Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О. А. Голоменникова. — М., Мозаика - Синтез, 2010.
- Народное искусство в воспитании дошкольников / под ред. Т. С. Комаровой. - М., Мозаика – Синтез, 2005.
- Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [для занятий с детьми 5 – 7 лет] / О. А. Соломенникова. – М., Мозаика-Синтез, 2006.
- Скоролупова, О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством [цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста ] / О. А. Скоролупова. – М., Скрипторий, 2003.
- Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество [учебно – методическое пособие] / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. - М., Гумонит, Владос, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Роспись подноса, используя элементы хохломской росписи"
Как дети учились расписывать поднос, используя элементы хохломской росписи....
План-конспект комплексного занятия по рабочей программе преподавателя МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова» Кимбург Татьяны Викторовны, по теме "Декоративное рисование элементов хохломской росписи"
План-конспект урока для детей третьего года обучения, 5-6-летнего возраста, в МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова". Цель урока: Закрепить у дошкольников знания особенно...
План - конспект художественно - эстетическое развитие "Элементы хохломской росписи" в подготовительной к школе группе
Художественно - эстетическое развитие "Элементы хохломской росписи" в подготовительной к школе группе...
Картотека игр и творческих заданий по ознакомлению дошкольников с родным городом.
В данном сборнике представлен практический материал по ознакомлению дошкольников с родным городом....
Конспект непосредствен образовательной деятельности в подготовительной группе по рисованию «Криуль – элемент хохломской росписи»
Конспект непосредственнной образовательной деятельностив подготовительной группе по рисованию«Криуль – элемент хохломской росписи»...
Украшение объёмной посуды элементами хохломской росписи
Конспект занятия в подготовительной группе, направленный на воспитания интереса к русскому народному творчеству....
Рисование элементов хохломской росписи и выполнение "Панно".
Я веду творческое объединение "Веселая ярмарка". В подготовительной к школе группе я посвятила весь материал художественным промыслам - росписям. В сентябре мы изучали и учились рисовать эле...