"Белоствольная красавица"
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) по теме
Конспенкт по художественно- эстетическому развитию с использоанием нетрадиционноых техникрисования. (Оттиск. Тычок и рисование ватной палочкой.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belostvolnaya_krasavitsa.docx | 40.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Сингапайская средняя общеобразовательная школа»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по художественно эстетическому развитию
с использованием нетрадиционных способов рисования.
«Белоствольная красавица»
Группа по приходу и присмотру за детьми (3-4 года).
Воспитатель: Иванова. Н.В
п. Сингапай 2016 г.
НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием
нетрадиционной техники рисования.
« Белоствольная красавица»
Группа по присмотру и уходу за детьми (3- 4 года)
Автор: Иванова. Н.В
Интеграция образовательных областей:
«Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тип: интегрированное.
Нетрадиционные техники: оттиск поролоном, тычок ватной палочкой, рисование ватной палочкой.
Форма проведения: подгрупповая.
Время: 15 минут.
Цель: совершенствовать умение рисовать нетрадиционным способом.
Программные задачи:
Образовательные:
Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Познакомить с легендой ханты и манси о берёзке.
Закреплять знания цветов. Закреплять умения правильно располагать рисунок на бумаге.
Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционные техники.
Развивающие
Развивать интерес к искусству, любознательность.
Содействовать развитию игровой деятельности, формировать умение: играть на темы из окружающей жизни.
Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданному изображению.
Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ национальной музыкальной культуры.
Развивать координацию движений, мелкую моторику рук, координацию движения руки.
Содействовать развитию наблюдательности и самостоятельности.
Воспитательные
Воспитывать уважение и интерес к жизни малочисленных народов севера.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги.
Развивать умения при работе задействованные в рисовании предметы убирать в тарелочку. Пользоваться салфеткой по мере загрязнения рук.
Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду своих товарищей.
Формировать умение дать оценку своей работе и работе своих товарищей.
Словарная работа:
белоствольная красавица, стройная , небесная девушка, пейзаж, художник, поэт, композитор, легенда; тёмно- зелёная гуашь, светло зелёная, чёрная; ханты, манси.
Предварительная работа:
1.Знакомить детей с различными видами искусства.
2. На прогулке обратить внимание на растущие берёзки вокруг школы.
3. Знакомство с художниками пейзажистами - просмотр
www.youtube.сom «Пейзажи русских художников».
4. Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.
5. Знакомство с в книгой «Обские угры» автор Перевалова. Е.В/
7. Читать легенды ханты и манси о деревьях.
8. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.
9. Рисование с использованием нетрадиционной техники
«оттиск поролоном», «тычок ватной палочкой»; рисунки:
«Украшаем кружку», «Новогодняя ёлочка».
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы не перебивая их дослушивая до конца.
Индивидуальная помощь детям, при работе над рисунком. (Каплун.А,Шрайнеру.А, Фахретдиновой.А, Атнагузиной.К, Авраменко.А, Асултановой.З, Джалилову.Р)
Дать во время работы нужный совет.
Оказывать помощь при пользовании гуашью, салфетками.
Методы и приёмы:
игровой – игровая мотивация, пальчиковая игра; наглядный – показ воспитателя, словесный – беседа, вопросы к детям, художественное слово, поощрение, рефлексия; практический – динамическая пауза, продуктивная деятельность.
Ожидаемый результат: Дети все нарисуют берёзку нетрадиционным способом.
Оборудование и материалы:
Картины о берёзе, берёзка сделанная из ватмана и веточек с бумажными листиками ; костюм для девочки «Берёзка»; ленточки ( по количеству детей), поролоновый оттиск на ручке ( по количеству детей) , ватные палочки; гуашь : тёмно- зелёная, светло -зелёная, чёрная; палитра, непроливайки, салфетки; альбомный лист с обведённым шаблоном берёзы, одноразовые тарелочки для оттисков и ватных палочек, мольберт, магниты.
Компьютер. Записи музыки: хантыйской песни, отрывок из песни «Во поле берёза стояла». Картины : И. Левитан «Весна – большая вода», И. Шишкин «Берёзовая роща», И .Левитан «Золотая осень», И. Грабаль
«Февральская лазурь»; фото изделий из бересты.
Ход НОД:
1.Ввводная часть (4 минуты).
(Дети сидят на стульчиках. Звучит песня «Во поле берёза стояла», входит девочка в костюме берёзки)
Воспитатель:
«Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей»
Девочка берёзка:
Я вас приглашаю в картинную галерею.
(Дети встают и идут смотреть картины)
Воспитатель:
Многие великие художники изображали на своих картинах белоствольную красавицу. Перед вами картины природы художников пейзажистов.
2. Демонстрация репродукций.
(Дети подходят к картинам и рассказывают стихи)
Картины:
1.И.Левитан «Золотая осень»
2.И. Грабарь «Февральская лазурь».
3.И. Левитан «Весна – большая вода»
4.И.Шишкин «Берёзовая роща»
3.Дети читают стихи:
№1
«Если видишь на картине –
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад, иль облака,
Или снежная равнина,
Или поле, иль шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж»
№2.
«Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах».
(Е. Трутнева)
Воспитатель:
- В какое время года описана берёза в стихотворении?
Дети: Осенью ( воспитатель указывает на картины)
№3.
«Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром».
(С. Есенин)
Воспитатель:
- В какое время года описал поэт берёзку?
Дети: Зимой.
№4.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)
Воспитатель:
- Красивая берёзка описана поэтом , когда?
Дети: Летом.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
- Сегодня мы будем говорить о березе и её рисовать, узнаем много интересного .
Берёза – символ России. Это – красивое стройное дерево , с раскидистыми ветвями и шелестящими на ветру листьями. С давних времён люди знали целебную силу почек, коры, листьев берёзы. Из бересты изготавливали туески, кружки, хлебницы, короба. Когда , не было бумаги на бересте писали. Первые берестяные грамоты сохранились до наших дней. Это дерево обладает тёплой нежной энергией. В народных представлениях прошлого деревья воспринимались, как живые существа, которые умеют чувствовать, говорить, обладают чудодейственной силой.
Дети, мы живём с вами в Ханты - Мансийском Автономном круге Нефтеюганского района п. Сингапай. Вокруг нашего посёлка много растёт деревьев и в том числе берёз. В нашей местности проживает коренное население ханты и манси у них есть легенда о берёзе.
Послушайте её.
4.Легенда о березе.
Было время, забыли люди о доброте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Земля стонет. Коркой зависти, коркой лжи покрывается. Великий стон до неба дошел. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так появились на нашей земле березы. Говорят, что это небесной жизни кусочек Священное дерево.
5. Динамическая пауза. (звучит хантыйская песня) - 1 минута.
Это дерево берегиня, которое исполняет желания. Наши коренные народы ханты и манси верят в её неисчерпаемую силу, которую она даёт человеку. К священному дереву берёзе мы привяжем свою ленточку и ваше желание обязательно сбудется.
(дети загадывают желания и завязывают ленточку, воспитатель помогает им)
( после этого дети садятся за столы с приготовленным материалом и оборудованием)
6.Основная часть. (7 минут)
Белоствольную красавицу любят рисовать художники, воспевают поэты, сочиняют музыку композиторы.
Мы сегодня дети станем художниками и постараемся изобразить берёзу при помощи нетрадиционного способа рисования. Будем в своей работе использовать гуашь, поролоновые оттиск на карандаше в виде листиков, ватные палочки. Альбомные листы с шаблоном дерева. Давайте рассмотрим образец работы.
Этапы выполнения работы:
1.Предварительная беседа с анализом:
(дети садятся за столы с приготовленным материалом)
1.Воспитатель показывает образец нарисованного дерева.
- В какое время года нарисована берёзка?
Дети:
(Летом)
2. Из каких частей состоит дерево?
Дети:
(Ствол, крона, корни)
- Крона похожа на овал или круг?
Дети:
(овал)
- Дети давайте обведём пальчиком крону и ствол.
(Дети обводят пальчиком по рисунку: крону, ствол)
3. - Что у нас не хватает на рисунке?
Дети:
(Листьев у дерева)
- Мы листики будем рисовать нетрадиционным способом рисования
«Оттиск поролоном», «тычок ватной палочкой».
2. Показ поэтапного выполнения работы:
1. Воспитатель на мольберте показывает:
- Опускаем поролоновый оттиск в тёмно- зелёную гуашь на палитре и ставим оттиск по всей кроне дерева по краю, а затем оттиск ставим по середине кроны в разные части , пока вся крона заполнится листочками.
2.Самостоятельная деятельность детей.
(индивидуальная помощь детям)
- Дети, использованные поролоновые оттиски кладём в тарелочки.
Воспитатель:
-Какие у нас получились листочки? (большие или маленькие)
Дети:
(Большие)
Воспитатель:
-Дети, у берёзки листочки бывают ещё, какие по размеру?
Дети:
( Маленькие)
- Большие мы уже изобразили при помощи поролоновых оттисков.
Маленькие листики будем изображать при помощи ватных палочек.
3.Показ рисование ватной палочкой маленьких листиков у берёзы.
Воспитатель:
- На ватную палочку набираем светло зелёную гуашь, тычем между большими листочками у берёзы.
4. Самостоятельная деятельность детей.
(индивидуальная помощь детям)
- Светло зелёные листики у нас получились маленькие.
Дети выполняют за воспитателем.
( воспитатель оказывает индивидуальную помощь)
- Что мы ещё не дорисовали?
Дети:
(Ствол).
5.Показ воспитателем: рисование ствола у дерева.
- Ватной палочкой обводим чёрной гуашью ствол у дерева по шаблону.
Рисуем по бокам ствола чёрные полоски линии, проводим линии сверху вниз.
- Затем ставим чёрные горизонтальные полоски, оставляя между ними промежутки, по всему стволу.
6.Самостоятельная деятельность детей.
(Дети обводят ствол у берёзки. Рисуют полоски по стволу у дерева.)
Воспитатель:
- Использованные ватные палочки положим в тарелочки.
Наша белоствольная красавица растёт на полянке. Корни у берёзки спрятаны под землёй.
- Что растёт под берёзкой?
Дети:
(Трава)
3. Пальчиковая игра. «Ёж с ежатами»
Под берёзой на пригорке(«деревья»)
Старый ёж устроил норку («ёж»)
Под листочками лежат
(«листики» обеими кистями)
Двое маленьких ежат. («ежата»)
4. Показ рисования травки под берёзкой.
- Рисуем ватной палочкой травку под деревом.
(Дети выполняют задания после показа воспитателя)
5.Рефлексия. (3 минуты) звучит песня («Во поле берёза стояла»)
- Прикрепляем свои работы на магнитную доску.
Девочка:
Спасибо вам дети, у меня появились сестрицы берёзки.
Воспитатель:
- Какая у нас получилась красивая берёзовая роща!
Наши белоствольные красавицы берёзки!
Дети, я очень рада нашему общению. Вы хорошо постарались стали настоящими художниками.
Девочка берёзка:
- Дети, вы очень красиво всё нарисовали. Я вам приготовила небольшие сюрпризы (вручает сюрпризы).
Поэт Югры М. Шульгин написал очень интересное стихотворение о деревьях.
Тайга
Ветры пахнут сосновой корой.
Каждый ствол, словно солнечный луч.
Световой забавляя игрой,
Кедр касается кроною туч.
Красной девицей в терему,
Ветви- косы свои расплетя,
Наклонилась берёзка к нему,
Что –то ласково шелестя.
Древний лес…Голубая тайга!
И под солнцем и под дождём
Ты мне, словно бы жизнь, дорога.
Ты для хантов - родимый дом.
(М. Шульгин)
Дети берегите природу и её лесные богатства.
Любите край в котором вы живёте!
Пройдёт много времени , пролетят годы, может вы станите художниками и будите писать удивительные картины о природе нашего северного края .
Литература:
1.Богордаева.Н.Г, Нечаева. Л.Н, Орлова. Т.К, Пиманова Л.А.
«Мы дети природы»
Хрестоматия по краеведению для 1 класса.
г. Ханты-Мансийск 1997 г.
2.Казакова. Р.Г, Т.И.Сайганова, Е.М,Седова. Е.М
«Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники , планирование, конспекты занятий»
Издательство «ТЦ Сфера», 2004 г.
3.Ткаченко.Т.А «Развиваем мелкую моторику»
ООО «Издательство» «Эскимо», 2015 г.
4.«Шедервы русской живописи»
Издательство «Белый город» 2005 г.
В издании использован текс книги П. П. Гнедича «История искусств»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Белоствольная красавица"
Проект расчитан на детей 6-7лет и рассказывает об уникальности этого дерева....
"Белоствольная красавица" интегрированное экологическое занятие в подготовительной группе
Что знают наши дети о исконно русском дереве, которое встречается нам повсеместно - березке? Такая знакомая с детства, неотделимая от природы нашего Отечества, белоногая краса...
Проект "Белоствольная красавица" старшая группа
Проект "Белоствольная красавица" (образовательная область "Познание") старшая группа...
Познавательно-игровой проект "Белоствольная красавица"
Задачи проекта можно определить как расширение представлений о самом почитаемом дереве в России – березе, о значении ее в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о ее ...
Проект «Белоствольная красавица" (подготовительная группа)
Проект «Белоствольная кра...
"Белоствольная красавица"
ПРОЕКТ«БЕЛОСТВОЛЬНАЯ КРАСАВИЦА»Тип проекта: познавательно - игровойХарактер проекта: региональный внутренний.Продолжительность проекта: долгосрочный.Предмет исследования: берёза.Задачи исследова...
Экологический проект для детей подготовительной группы «Белоствольная красавица».
Знакомство детей с целостной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к окружающему миру.Активизация мышления в процессе специально смоделированной ситуации.Воспитание бе...