Экологический проект для детей подготовительной группы «Белоствольная красавица».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Знакомство детей с целостной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к окружающему миру.
Активизация мышления в процессе специально смоделированной ситуации.
Воспитание бережного, заботливого отношения к деревьям и окружающей природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belostvolayakrasavitsa.docx | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад №10»г. Горнозаводска
Экологический проект для детей подготовительной группы
«Белоствольная красавица».
Разработала:
воспитатель 1 категории
Горбушина Наталья Геннадьевна
2014 год
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: кратко – срочный (две недели).
Предмет исследования: береза.
Количество участников: групповой (подготовительная группа).
Береза белая, ветвистая,
Всегда веселая, всегда лучистая,
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис.
Мотив:
Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.
Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема.
- Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России- березе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
- Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта
Содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.Активизация мышления в процессе специально смоделированной ситуации.
Образовательная цель:
Знакомство детей с целостной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к окружающему миру.
Активизация мышления в процессе специально смоделированной ситуации.
Воспитание бережного, заботливого отношения к деревьям и окружающей природе.
Задачи.
- Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, символе страны.
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
- Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
- Формировать проектно – исследовательские умения старших дошкольников, приучать самостоятельно искать решения, анализировать результат своей деятельности.
- Овладевать трудовыми навыками по защите и уходу за растениями.
- Развивать речь детей в процессе защиты проекта и его подготовки.
- Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни, формировать заботливое отношение к своему здоровью с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.
Планируемый результат проекта:
Выставка репродукций картин русских художников с изображением берёз.
Проведение конкурса рисунка «Весенняя берёзовая роща».
Конкурс по теме «Что я знаю о берёзе?».
Реализация проекта.
Начальный этап.
- Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Береза живая или нет?», « Для чего сажают деревья в городе?» « Почему так много берез в России?»
- Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще на участке нашего детского сада?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»
- Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр – упражнений, дидактических игр, комплекса утренней «Поход в березовую рощу».
Технологический этап.
Работа с детьми.
- Конструктивная деятельность «Березовая роща» (оригами).
- Дидактические игры: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «подбери слова – приятели», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом».
- Выбор березки на территории детского сада.
- Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
- Разгадывание кроссвордов.
- Исследование бересты под лупой.
- Чтение:
- К. Паустовский «Подарок»;
- Л. И. Горошкина «Березка»;
- В. А. Злоказова «Росла Березка у дороги на Силач…»;
- В. А. Трусов «Секреты горы Трех Братьев»;
- Н. И. Птухина «Ода березке»;
- Л. М. Смирнова «Березка голову склоня…»;
- Г. Н. Рахимов «Три березки под окном».
- Разучивание пословиц и поговорок.
- Заучивание стихотворений о березе: П. Воронько «»Береза»,
- С. Есенин «Белая береза».
- Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».
- Подвижные игры:
- «Бегите к березе»,
- «Кто больше соберет грибов подберезовиков»,
- «Венок» (из березы),
- «Кто быстрее соберет березовые почки».
- Лепка из соленого теста «Березовый пенек».
- Панно из соленого теста «Березка».
- Рисование «Береза» (использование различных техник).
- Аппликация «Красавица береза».
- Оформление уголка «Береза – символ России».
- Слушание «Ах ты, береза» Раухвергера.
- Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка В. Елинек.
- Хороводы: «В золоте березонька» слова и музыка Г. Вихаревой, «Ай, да березка» Музыка Т. Потатенко.
- Пение без сопровождения «Во поле березонька стояла» русская народная мелодия.
Перспектива: оформление дневника наблюдений «Наше дерево».
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
- Повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.
- Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
- Развитие исследовательской практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
Заключение.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.
Русские пословицы, поговорки, шутки о березе.
- Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве – четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям – колодец, третье – от зимы свет, четвертое – дряхлямпеленалье.
- Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
- Для врага и береза – угроза.
- Сок березовый с мякотью.
- Бела береста – да деготь черен.
- Березовые почки – берегите для примочки.
Загадки о березе.
- Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
- Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь .
(березовый сок).
- Клейкие почки, зеленые листочки
С белой корой стоит над горой.
- Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой косынке, в белом сарафане.
- На поляне девчонки в белых рубашонках,
Зеленых полушалках.
- Стоят в поле сестрицы
Платьица белые,
Шапочки зеленые.
- Стоят столбы белые, на них шапки зелены,
Летом мохнатые, осенью желтоватые.
- Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, зеленый сарафан.
- Березу традиционно использовали в лечебных целях: настои из березовых почек и листьев – как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из березовых почек – как дерматологическое средство.
- Из эфирного масла березы вишневой (путем перегонки коры и побегов с водным паром) получают метилсалицилат.
- Березовый деготь – традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство.
- Березовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.
- Считалось, что запах березы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля очищают кровь.
- В северных широтах березовая пыльца иногда является аллергеном, ответственным за проявления сезонной сенной лихорадки у людей с повышенной чувствительностью.
Народные приметы.
- Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
- Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.
- Коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха – мокрого.
- Если на березках много серег – к урожаю гороха.
- Если весною на березе много почек – просо будет обильное.
- Если березовая шишка натрое весною – то овес хорошо родится.
- Если березовые почки распускаются снизу, то хлеба ядреные (хорошие зерном) родятся.
- Весною на осине и березе хорошая мочка – будет хлеб ядреный.
- Если листья на березе густы и темно – зелены (при обилии летней влаги) – к урожаю и рослому хлебу.
- Когда на березе появится желтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб.
- Если веточки березы через три дня свежие – ожидай мокрого сенокоса.
Стихи о березе.
«Печальная береза…»
Печальная береза у моего окна,
И прихотью мороза разубрана она.
Как гроздья винограда, ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы, я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы стряхнут красу ветвей.
А. А. Фет
«Гимн березе».
Если мне воспеть березу свыше дан наказ,
Я ее святые слезы воспою для Вас.
Я печальный облик в рифму облеку,
Шепот листьев, птичий окрик. Раны на веку…
Как светло то на просторе. Дивный свет струит;
На высоком косогоре милая, стоит…
Подойду я и, любуясь косоньки ветвей
Соберу я в прядь тугую… Вей же ветер, вей!
Не сломить березу в бурю, коль душа алмаз.
Даже средь осенней хмури радуешь ты глаз.
О. Герасимова.
«Береза».
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин.
«Березка».
У красы – березки платье серебрится.
У красы березки – зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка – в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса – березка выросла большою.
П. Воронько.
«Березка».
Ее узнаешь по примете:
Нет деревца белей ее на свете.
И. Воробьева.
«Березонька.
Береза моя, березонька, береза моя, белая.
Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки; на тебе, березонька,
Листья зеленые; под тобой, березонька,
Листья зеленые ; под тобой, березонька,
Красные девушки венки вьют, плетут.
Тонкая березка, ростом невеличка,
Словно у подростка, у нее косички!
Деревце на славу за год подросло!
До чего ж кудряво, до чего ж бело.
Береза моя, березонька,
Березонька – красавица!
На тебе березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Приложение
Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»
Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?
Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую»
Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».
Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект для детей младшей группы "Ёлочка красавица,детям очень нравится"
Экологический проект "Ёлочка красавица,детям очень нравится".Цели и задачи проекта.Краткое содержание проекта.План проведения мероприятий в рамках проекта....
Семейный экологический проект для детей подготовительной к школе группы. "Моллюски черного моря"
Человека всегда интересовал подводный мир, но если о рыбах существует множество книг, заметок и страниц в Интернете, то о моллюсках информации мало. А ведь они являются не только одним из звенье...
Экологический проект для детей подготовительной к школе группы"Мир цветов"
Вид проекта:Исследовательский ,познавательно- творческий...
Познавательно-экологический проект для детей подготовительной группы «Наши пушистые питомцы!»
воспитание гуманного и бережного отношения к животным...
Экологический проект для детей подготовительной группы "Береги природу-наш дом!"
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологичес...
Экологический проект для детей подготовительной к школе группы № 5 «Дети за раздельный сбор мусора!»
Экологический проект для детей подготовительной к школе группы № 5 «Дети за раздельный сбор мусора!»...
Экологический проект для детей 3-4 лет «Красавица осень»
Цели:1. Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.2. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осо...