"Белоствольная красавица" интегрированное экологическое занятие в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

     Что знают наши дети о исконно русском дереве, которое встречается нам повсеместно - березке? Такая знакомая с детства, неотделимая от природы нашего Отечества, белоногая красавица. Сколько сложено о ней стихов, песен, сколько написано картин.... На интегрированном экологическом занятии «Белоствольная красавица» дети старших групп детского сада узнают, что же это за дерево, что в нем такого особенного? Занятие способствует расширению кругозора детей,   углублению знания дошкольников о взаимосвязи человека и природы, привитию уважительного отношения и  любви к миру природы.

     Данный сценарий экологического  занятия был положен в основу выступления команды детей МДОУ №4 "Звёздочка" на районном экологическом фестивале дошкольных образовательных учреждений "Зелёные старты", проводимого в рамках международной природоохранной акции "Марш парков".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belostvolnaya_krasavica.docx779.2 КБ

Предварительный просмотр:

    Заповедные уголки Сибири
Методическая разработка занятия.

«Белоствольная красавица»

Экологическое занятие

в подготовительной группе

автор музыкальный руководитель

Барамидзе Татьяна Владимировна

Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников №4 «Звёздочка»

Адрес: Россия, Красноярский край,  п.Шушенское, 2 мкр., дом 30

Контактный телефон: 8 (39139) 31474

Электронный адрес: tlymka@mail.ru 

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Формирование начала экологической культуры  происходит в дошкольный период. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть истинную красоту природы и научится её ценить.

Береза. Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества! На территории Сибири березы встречаются повсеместно: в смешанных лесах и березняках,  в парках, садах  и аллеях. Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе ли, деревне – всюду березу увидишь: белоногую, в зеленой листве, такую знакомую. А что знают наши дети о исконно русском дереве – березке? На интегрированном экологическом занятии «Белоствольная красавица» дети старших групп детского сада узнают, что же это за дерево, что в нем такого особенного?  Занятие способствует:

  1. расширению кругозора детей;
  2. усвоению детьми  конкретных сведений о растении;
  3. воспитанию у детей культуры общения с природой;
  4.  углублению знания детей о взаимосвязи человека и природы;
  5. привитию уважительного отношения и  любви к миру природы, Родине.

Цель: Прививать детям любовь к природе, родному краю, воспитывать бережное отношение детей через художественно-эстетическое восприятие.

Задачи:

  1.  Расширить знание детей о русском дереве – березе;
  2. Формировать экологические знания.
  3. Прививать положительно-эмоциональное отношение к красоте природы

Оборудование и материалы: «лесная»  декорация, аудио запись с голосами птиц,   поделки из березы и бересты, картины  художников с изображением березы, листья разных деревьев (бумажные), платки для хоровода.

Описание хода занятия:

Ведущая:     Во   всех    уголках   необъятной    страны,
                  Сегодня     весёлые   песни     слышны,
                     И     пение   птиц    раздаётся   с   небес,
                     Сейчас   мы  отправимся   с вами все в лес!

Ребенок. В лес сейчас мы пойдем и с собой мы всех зовем.

                Там  под звон и гомон птичий повстречает нас лесничий.

Под «Лесной марш» дети идут, подходят к задремавшему на пеньке гному.

Ребенок. Ой, глядите! Маленький гномик на пеньке сидит

                И что-то на нас он совсем не глядит?..

Гном.      Долго вас я, дети, ждал и чуть-чуть не задремал.

                Проводить вас на поляну мне лесничий наказал.

                Очень я люблю, ребята, слушать музыку в лесу:

                И кузнечика, и дятла, и пчелу, и стрекозу,

                Трели птиц, шепот листвы…

                Послушать лес хотите вы?

Дети:       Да!

Гном: По тропинке мы пойдем, много интересного найдем.

            Звучит музыка с пением птичьих голосов, дети идут по «лесной тропинке».    

                                Останавливаются возле сосны.

Сосна. Знают белочки и мышки,

             Где шумит в лесу сосна.

             У сосны на ветках шишки

             И в иголках вся она.

          Дети идут дальше. Останавливаются у рябинки.

Рябина.   Есть в лесу ложбинка,

                Там растет рябинка.

                Бусы, ягоды на ней

                Словно россыпи огней.

Гном. (Обращает внимание детей на стоящую рядом березку.)

               А вот и березка. Давайте с ней поздороваемся. Каждый превратиться в стройную красавицу, потянемся.

 Потешка:  Среди поля березка стоит             (изображать березку)

                   Она листьями шумит                       (фонарики  вверху)

                   Ее солнышком печет,                       (руками рисовать солнце)                                                    

                   Частым дождиком сечет               (опускать руки,  шевеля  

                                                                                пальцами)                                       

                   Буйный ветер повевает                    (качать руками вверху)                                                            

                   И березку наклоняет.                       (согнуть туловище  )

  Гном.      Ты видишь, как ветер с березкой играет?

                   Березка секреты не всем доверяет.

Ребенок. А какие секреты могут быть у берёзы?

Гном.  Очень много! Садитесь и послушайте меня.

            Среди поля берёзка стоит,

            Она листьями шумит, золотым венчиком звенит,

            Весной она лечебным соком питает,

            Летом прохожего прохлаждает,

            Осенью ленивого поднимает,

            Зимой избу согревает.

1 ребенок. Я тоже знаю, что береза красивое дерево и очень полезное для человека.  Она дает нам душистые веники, вкусный сок, лечебный гриб – чагу и лечебные   почки.

2 ребенок. Береза не только для нашей забавы,

                  Она богатство и слава Российской державы.

                   Тобой, красавица березка, любуюсь всюду и горжусь.

                   И ты красавица, березка, напоминаешь нашу Русь.

Ведущая.  Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

3 ребенок.  В грозные годы войны березы была символом непобедимой Родины.

                   Березке родной поклонимся мы в пояс,

                   Она нам в трудный час помогла.

                   Она и мама, и любовь, и совесть.

                   Русскому народу силы дала.

Ведущая. Действительно, невозможно представить нашу Родину без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. Белоствольная, с развивающимися на ветру зелеными кудряшками, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не восхищался изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. Посмотрите, с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы. Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – березка.

                             Дети рассматривают картины (мини галерея)

Ведущая. А сколько чудесных стихов посвящено нашей красавице.

                                   Читают  стихи о березе

Дети по очереди. Мы березу белую в обиду не дадим.

                               Красавицу зеленую спасем и сохраним.

                               Не ломаем мы деревья, даже веточки не гнем.

                               Скоро белую березку в книгу красную внесем.

Гном.       Не руби березы белой, не губи души лесной.

                  Не губи и зла не делай, а особенно весной.

                   Дети читают стихотворение и инсценируют его:

Ветром берёзоньку качало, 
Ветром берёзоньку сломало, 
Ранка на её стволе, 
А макушка на земле.
Кто же деревцу поможет?
Ветер? Он помочь не сможет.
Видишь, мальчик подошел,
Приподнял немного ствол,
И заботливо потом обвязал его бинтом.
Ствол поправился почти
Будет деревце расти.  (
Л.Яхин)

Мальчик. Чтобы наша березка не болела,

                  Чтобы наша березка зеленела.

                  Чтобы новые леса поднялись в небеса!

Березка. Я пришла к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят.

               Свои  веточки показала, все секреты рассказала.

               Будьте дети добры, будьте ласковы, умны.

               Все здоровы и красивы и, конечно, веселы.

               Вот, дарю вам туесок. Он не низок, не высок.

               По грибы в лесок пойдете, полный туес наберете.

                    (Дарит детям туесок)

               Девицы, красавицы, глядите сюда! Нравится?

               (подает березовую шкатулку)  

               Шкатулка просто диво. Изящна и красива.

               Драгоценности свои ты в шкатулочке храни.

          (дети рассматривают предметы, изготовленные из бересты)

Ведущая. Посмотрите,  шкатулочка-то не простая, а с загадками. Давайте попробуем их отгадать. 1. Клейкие почки, зеленые листочки.

                    С белой корой стоит под горой.   (береза)

                 2. Как называется место, где растет много берез? (березняк)

                 3. Какие грибы растут в березовых лесах? (белые, подосиновики, подберезовики, волнушки, сыроежки)

                  4. Определить, какой листик – березовый. (предлагается несколько листьев разных видов деревьев: клен, рябина, тополь, дуб, береза)

                  5 . Какие добрые слова вы можете сказать о березке? (белоствольная, красавица…)

Ведущая.   Березонька, красавица, немного отдохни,

                И хоровод девичий ты с нами посмотри.

                Девицы, платки берите, для березки вы спляшите!!!

Девочки заводят хоровод вокруг березки «Во поле березка стояла»

Ведущая. В народе пословица  живет: «В еловом лесу - трудиться, а в березовом - веселиться!». Как вы думаете, почему так говорят? (предположения детей). А вы знаете, что есть у березы свой праздник. Он так и называется – Праздник русской березы.

Ребенок. В праздник березу украшают, ленты ей в косы вплетают,

                 Хороводы девицы ведут,

                 Песни звонкие поют.

Исполняется песня «Ай да берёзка!» Сл. Ж.Агаджановой, муз.Т.Потапенко.

Затем мальчики приглашают девочек на парный танец «Ах, ты береза»

                 

 Ведущая. Сегодня мы с вами убедились, что береза самое красивое дерево России. Шумит оно листвой, украшает лес, нашу жизнь. Так давайте её беречь, любить и не давать в обиду ни кому.

Ребенок.   Будем березку любить, охранять,

                  Будем мы взрослым во всем помогать.

                  Реки, поля и леса сбережем.

                  Помним о том, что природа наш дом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурно-экологического занятия в подготовительной группе "путешествие по родному краю"

Физкультурное развлечение- это не просто занятие, это интеграция с разными образовательными областями. Такие занятия- развлечения позволяют детям с интерессом и пользой провести время, узнать но...

конспект экологического занятия в подготовительной группе "Путешествие на дно Азовского моря"

Путешествие  на дно Азовского  моряПознавательное занятие в подготовительной к школе группеЦель: формировать представление о воде и о том , что она – составная часть всех живых организмов.За...

Конспект экологического занятия в подготовительной группе « Полезный лимон»

Конспект экологического занятия в подготовительной группе« Полезный лимон»...

Путешествие Эколобка (экологическое занятие в подготовительной группе)

Образовательная область: познаниеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: подготовительнаяТема: Путешествие ЭколобкаЦель: Формирование социальной активности в бережном отно...

Физкультурно-экологическое занятие в подготовительной группе «Путешествие по Уралу»

Обучение детей любить и понимать природу, радоваться ее красоте, умело пользоваться ею для оздоровления своего организма....

Экологическое занятие в подготовительной группе «В гостях у феи природы»

. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе....