Анализ деятельности по декоративно прикладному искусству
учебно-методический материал по рисованию на тему

Шубина Татьяна Николаевна

Анализ деятельности по декоративно прикладному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_deyatelnosti_po_dekorativno_prikladnomu_iskusstvu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным

искусством

Критерии сформированности знаний и умений

С  помощью предлагаемых ниже контрольных заданий педагог может оценить:

 1) знания о народном декоративно-прикладном искусстве;

2) знание характерных особенностей народных промыслов;

3) умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы;

4) умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью;

5) умение лепить глиняную игрушку;

6) умение расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла (эти показатели указаны в таблице на с. 44).

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. «Вернисаж»

Цель. Определить уровень знаний о народном    декоративно-прикладном искусстве.

Оборудование. Дымковские, филимоновские, богородские, каргопольские, полховмайданские игрушки; Городецкие, хохломские изделия; вышивка; гжельский фарфор; загорские матрешки; павлопосадские шали; федоскинские, хотьковские изделия.

Методы. Игра, беседа, запись действий и ответов детей.

Ход

Педагог (обращаясь к ребенку). Сегодня я попрошу тебя помочь организовать «Вернисаж» - выставку-продажу предметов народного декоративно-прикладного искусства. Для этого ты должен разложить предметы по промыслам.

После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя.

 Педагог. Продавец должен знать о своем товаре все, должен уметь рассказать о нем так, чтобы покупатель захотел приобрести предметы народного искусства.

Далее педагог задает следующие вопросы.

  • Как называются эти изделия? (Городецкие?)
  • Чем они отличаются от хохломских?
  • Что общего между ними?
  • Есть ли на выставке павлопосадские шали?
  • Есть ли филимоновские и дымковские игрушки?
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Как называется эта посуда? (Гжельская?)
  • Что ты можешь рассказать о ней?
  • Как называются эти подносы? (Жостовские?)
  • Есть ли на выставке загорская матрешка? Расскажи о ней.
  • Покажи богородскую игрушку. Чем она отличается от полховмайданских игрушек?

Педагог. Мне очень понравилась ваша выставка. Я бы хотела приобрести красивую вещь в подарок. Что вы мне посоветуете?

В конце педагог благодарит ребенка за оказание помощи в выборе покупки.

Примечание. Предметы декоративно-прикладного искусства могут быть подобраны педагогом с учетом региональных особенностей.

Анализ результатов

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и вступает в игру. Знает характерные особенности разных народных промыслов. Аргументирует выбор того или иного изделия. В основном правильно называет народные промыслы. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.

Средний уровень (2 балла) 

Ребенок проявляет незначительный интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, но с удовольствием вступает в игру. Иногда путает и не всегда правильно называет народные промыслы. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. Не всегда аргументирует свой выбор изделий. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.

Уровень ниже среднего (1 балл).

 Ребенок проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Путает и не всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор изделий. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.

Задание 2. «Нарисуй орнамент»

Цель. Определить уровень сформированное™ умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических фигурах.

Материал. Геометрические формы из бумаги белого цвета: квадрат (15x15 см), прямоугольник (8x22 см), равносторонний треугольник (15 см), овал (8x26 см), круг (диаметр - 18 см). Круглая кисть № 3 или № 4, печатка-тычок (диаметр - 1 см), гуашь 12 цветов, палитра, салфетка, баночка с водой.

Ход

Педагог предлагает ребенку выбрать две геометрические фигуры, затем задает вопросы.

•        Как называются эти геометрические формы?

•        Если их украсить узором, на что они станут похожими?

Затем педагог предлагает ребенку украсить одну фигуру геометрическим орнаментом, а другую - растительным.

В конце можно спросить ребенка, что у него получилось.

Анализ результатов.

 Высокий уровень

Ребенок правильно называет все геометрические фигуры. Самостоятельно составляет узор из геометрических и растительных форм, используя ритм и симметрию при выстраивании композиции. Умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка. В процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, без труда выполняет декоративные элементы-, точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д. Для украшения использует печатку-тычок.

Средний уровень

Ребенок не всегда правильно называет геометрические фигуры. При составлении узора иногда обращается за помощью к педагогу. Допускает незначительные ошибки при украшении растительным и геометрическим орнаментом представленных фигур. Испытывает незначительные затруднения при смешивании красок на палитре для получения нужного оттенка. В процессе рисования в основном владеет навыками кистевой росписи, но при выполнении декоративных элементов затрудняется изображать некоторые из них (тонкие линии, капельки, листики и завитки). Для украшения использует печатку-тычок

Уровень ниже среднего

Ребенок затрудняется назвать основные геометрические фигуры. При составлении узора постоянно обращается за помощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим орнаментом представленных фигур. Испытывает затруднения при смешивании красок на палитре для получения нужного оттенка. В процессе рисования показывает слабые навыки кистевой росписи. Испытывает затруднения при выполнении декоративных элементов (прямая и волнистая линии, точки, кружки, капельки, листики и т.д.). При украшении совсем не использует печатку-тычок.

Задание 3 «Укрась бумажный силуэт»

Цель. Определить уровень сформированности  умения украшать бумажный силуэт в соответствии с его формой и особенностями народного промысла. Уточнить знания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Оборудование. Дымковские, филимоновские, каргопольские, полховмайданские, богородские игрушки; Городецкие, хохломские изделия; вышивка, гжельский фарфор, загорские матрешки, павлопосадские шали, федоскинские, хотьковские изделия и бабенские игрушки.

Ход

Педагог предлагает рассмотреть предметы различных народных промыслов, а также бумажные силуэты гжельского чайника, жостовского подноса, павлопосадской шали и загорской матрешки.

Затем предлагает украсить три бумажных силуэта в соответствии с формой и видом народной росписи: чайник, матрешку и поднос.

Анализ результатов

Высокий уровень

Рассматривая предметы декоративно-прикладного искусства, ребенок безошибочно называет их. Предложенные педагогом бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает (без помощи взрослого) в соответствии с народным промыслом. Самостоятельно подбирает цветовую гамму и, если необходимо создать нужный цвет, пользуется палитрой.

Средний уровень

Рассматривая предметы декоративно-прикладного искусства, ребенок иногда забывает их название. Предложенные педагогом бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает в соответствии с народным промыслом, изредка обращаясь к помощи взрослого.

В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы.

Уровень ниже среднего

Рассматривая предметы декоративно-прикладного искусства, ребенок затрудняется назвать и показать их. Бумажные силуэты ребенок не всегда соотносит с реальными предметами и украшает по своему усмотрению, без учета характерных особенностей той или иной росписи.

Часто обращается за помощью к взрослому. Затрудняется в самостоятельном подборе цветовой гаммы для украшения.

Задание 4. «Вылепи и распиши глиняную игрушку»

Цель. Определить уровень сформированное™ умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.

Оборудование. Глина, стеки, досочки, вода в розетке, салфетки, гуашь, кисти № 3, печатки-тычки.

Ход

Педагог предлагает вылепить из глины две игрушки (дымковскую и филимоновскую), а затем расписать их в соответствии с характерными особенностями промысла.

Сформированность знаний и умений

(например, Петя Д.)

Показатели        Первый     Второй   Третий    Четвертый     Пятый    Шестой

(см. начало статьи)

Уровень        Высокий    Средний  Высокий   Высокий  Средний Средний

(баллы)        (3)        (2)        (3)        (3)        (2)        (2)

Итого: 15 баллов.        Средний уровень -9-14 баллов.

Высокий уровень - 15-18 баллов.        Уровень ниже среднего - 6-8 баллов

Воспитание и обучение

Анализ результатов Высокий уровень

Ребенок правильно передает форму дымковской и филимоновской игрушек. Учитывает характерные особенности народного промысла. При лепке филимоновской игрушки использует пластический способ, а при лепке дымковской - конструктивный способ. Расписывает игрушки в соответствии с характерными особенностями народной росписи (цвет, декоративные элементы, узор и т.д.). При росписи изделий использует печатку-тычок. Самостоятельно лепит и расписывает игрушки из глины.

Средний уровень

Ребенок в основном правильно передает форму дымковской и филимоновской игрушек. Учитывает характерные особенности народного промысла. При лепке филимоновской и дымковской игрушек использует различные способы лепки. При росписи глиняных игрушек допускает незначительные ошибки в  передаче  особенностей  народнойросписи. При росписи изделий использует печатку-тычок. Иногда обращается за помощью к педагогу. Уровень ниже среднего

Ребенок затрудняется в передаче формы дымковской и филимоновской игрушек. Не всегда учитывает характерные особенности народного промысла. При росписи глиняных игрушек допускает значительные ошибки в передаче особенностей народной росписи. При росписи изделий не использует печатку-тычок. Постоянно обращается за помощью к педагогу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...

План самообразования воспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами декоративно - прикладного искусства».

План самообразованиявоспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:«Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по декоративно- прикладному искусству «На жостовском подносе в зеркальной глади лака» (папье-маше) в подготовительной группе.

Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.Т...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе «Мастера и мастерицы»

Несомненно, на сегодняшний день тема « народности»  очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональнос...