Конспект непосредственной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе «Мастера и мастерицы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Несомненно, на сегодняшний день тема « народности» очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере .
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России и своей малой Родины. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Сила воздействия на ребенка произведений народного декоративно-прикладного искусства возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе
«Мастера и мастерицы»
Составила:
воспитатель высшей квалификационной категории Кокосьян М.А.
Цель.
ОО Познавательное развитие:
- закрепить знания детей о русском народном костюме, отличительных особенностях вышивки, элементах, входящих в народный костюм.
ОО Художественно-эстетическое развитие:
- вызывать интерес к народному искусству - вышивке, прививать уважение к труду и таланту русских мастеров и мастериц; развивать творческие способности детей в придумывании узора для костюма.
- закреплять умение составлять узоры на бумаге в клетку (имитация вышивки крестиком, использовать в работе нетрадиционные приемы рисования (печать поролоновым тычком по трафарету).
ОО Речевое развитие:
- обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками.
ОО Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику рук.
ОО Социально-коммуникативное развитие:
- показать детям неразрывную связь между различными видами искусства: народными промыслами, музыкой, играми.
Материал и оборудование. Оформление зала – березовая роща. Дети одеты в русские народные костюмы. «Ягоды» рябины (шарики из цветной бумаги) и квадраты красного цвета. Длинная веревка со связанными узлом концами. Вырезанный из ватмана женский народный костюм Брянской области( рубаха и понева .Вместо передника -пустое место).На альбомных листах нарисованы передники с начерченными клеточками для «вышивки» крестиком и нарисованными нитками для бус, низ передника украшен нетрадиционной техникой – оттиск кружевом. Шкатулка, где лежат трафареты с изображением цветов, поролоновые тычки, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, клеенка, фломастеры – на каждого ребенка. Сладости для всех. Аудиозапись русских народных мелодий. Клубок красных ниток.
Ход мероприятия:
- Воспитатель: Дети, сегодня из страны сказок прикатился к нам волшебный клубочек, он принес новую сказку, послушайте.
Жила на свете Марья – искусница. Очень любила она гулять по березовой роще, собирать там букеты цветов, слушать пение птиц, журчание ручьев. Что ни увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки для рисования выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья растений, Из них она сделает краску.
Умелая да ловкая была Марья – искусница. Вот и сложили о ней люди сказку. Всех, кто хотел, научила она своему мастерству. Стали люди украшать свою одежду, скатерти, полотенца.
Как вы думаете, для чего люди украшали вещи? (ответы детей). Правильно, но в старину вещи украшались не только для красоты. Люди верили, что вышивка оберегает человека от болезней, беды. Старались защитить самые важные части тела, которые часто болят, это руки, горло, грудь. Как назывались вышитые узоры? (оберегами). Правильно, ребята, вышивка делала костюм красивым и нарядным, и оберегала того, кто его носит от зла и беды.
В старину летней порой собирались красны девицы и добры молодцы в нарядных одеждах возле березок, плели венки из полевых цветов, пели песни веселые, водили хороводы, играли. А вы хотели бы побывать на таком гулянье? А какая одежда для этого нужна? (нарядная, праздничная).
Вы уже познакомились с женским народным костюмом Брянской области (указывает на образец). Давайте вспомним из каких основных частей он состоит? (ответы детей). Но мне кажется мы что-то забыли (ответы детей). Мы совсем забыли украсить передник. Как обычно он выглядел в нашем народном костюме? Передник обязательно входил в понёвный комплект.
Он был своеобразным «документом» женщины: но крою, элементам вышивки можно было узнать, из какой она деревни, замужем или просватанная, есть дети или нет. Давайте украсим ваши передники (обращает внимание на образцы разложенные на столах детей)
А перед работой давайте поиграем, разомнем рученьки, разотрем пальчики.
Проводится русская народная игра «Ты, веревочка, кружись».
Дети образуют круг, двумя руками берутся за веревку. Звучит веселая музыка. Произнося стихотворные строки, игроки передвигают веревку, стараясь незаметно передавать узел из рук в руки.
Ты, веревочка, кружись,
Ты, веревочка, вертись.
Узелок, остановись
И в ладошке притаись,
Может быть, у Маши,
Может быть, у Даши.
Ребенок, у которого по окончании чтения стихотворения в кулаке оказался узел, выходит в центр круга и исполняет импровизированный танец. Игра проводится 3-4 раза.
Воспитатель: Довольно прохлаждаться, пора за дело браться. Добрые молодцы и красные девицы, приступайте к работе, ведь умелые руки не знают скуки.
2. Дети садятся за столы, где разложены заготовки, выполняют «вышивку» на переднике (фломастерами по клеточкам рисуют узор крестиком). Работа сопровождается беседой.
Каким цветом вышивались изделия? (красным и черным). Почему? (красный цвет – цвет огня, солнца, черный – цвет земли). Без солнышка, без тепла, без света его не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля – наш дом и наша кормилица. Как ласково называют люди землю? (земля – матушка). Почему? (она кормит и поит, на ней растут овощи, фрукты, хлеб). А что обычно вышивали на переднике? ( прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или в виде круглых розеток, ромбов, коней. Такое изображение солнца можно найти в разных видах народной вышивки. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Цветок - символ красоты и непорочности, красный цветок - символ земной любви. Кресты - преграда и отвращение от зла, знак закрытости .Дерево (чаще всего елочка)-символ долгой жизни. Треугольник - символ человека.).Обращает внимание на образцы. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
В старину говорили: «У ленивой пряхи и для себя нет рубахи». А наши дети не ленились, красивые обереги вышили на передниках.
Марья – искусница прислала вам подарок. Как вы думаете, что лежит в этом сундучке? (предположения детей). Сундучок не простой, он откроется тогда, когда вы вспомните поговорки о труде, рукоделии.
Дети называют пословицы и поговорки:
Умелец да рукодельник себе и людям радость приносит.
Не учись безделью, а учись рукоделью.
Глазам страшно, а руки делают.
Душу вложишь, все сможешь.
Мастерство везде в почете.
Ремесло не коромысло, плеч не тянет.
Не игла вышивает, а руки.
Рукам работа – душе праздник.
Долог день до вечера, если делать нечего.
Иголка, иголка, ты остра и колка.
Не коли мне пальчик, вышей наш передник.
Сундучок открывается, дети получают трафареты с узорами для «вышивки».
Дети приступают к работе: прикладывают к передникам трафареты и закрашивают их поролоновым тычком, мелкие детали узора прорисовывают кисточкой. Работа сопровождается беседой.
Передники на были очень красивы, их украшали другим видом вышивки – гладью. Мастерицы видели вокруг себя красивые цветы, травинки и переносили растительный орнамент на предметы, которые хотели украсить вышивкой. Мастерицы работали аккуратно, старательно. Кроме вышивки одежду украшали тесьмой, полосками бархата.
Во время работы детей звучит русская народная музыка.
Красивые передники получились у наших мастеров и мастериц. Все узоры разные, не похожие друг на друга. Пока вы трудились, я собрала ягоды рябины (показывает бумажные шарики). Давайте из них сделаем бусы. Нитки на передниках уже есть (указывает на нарисованные нитки, осталось лишь собрать на них ягоды-бусины.
Дети берут подносы с бумажными квадратами, скатывают шарики и наклеивают их на изображения ниток.
- Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти.(индивидуальное рассматривание выполненных авторских работ детей – передники)
В.- А что такое ярмарка?
Д.- Это праздничные рынки, базары устраивали на Руси. Чем она знаменита? ( предполагаемые ответы детей).
В.- На ярмарке можно было не только купить, но и продать что надо, повеселиться, поводить хороводы. Посмотреть театр, поиграть в игры. Вы хотите поиграть на нашей ярмарке? Д.- Да.
Русская народная игра «Карусель».
В центре зала стоит воспитатель. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки.
Воспитатель со словами начинает игру:
Еле, ели, закружились карусели, (дети идут шагом).
А потом, потом, потом, все бегом, бегом,(дети побежали).
Тише ,тише, не спешите карусель остановите.
(дети останавливаются идут шагом).
Воспитатель: Молодцы, мастера и мастерицы. Вот и потрудились, и повеселились.
А вот и угощенье всем на удивленье!
Налетайте, не стесняйтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной деятельности «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (подготовительная группа для детей с НОДА)
Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.Закреплять знание малых ф...
Конспект совместной деятельности по физической культуре с детьмя подготовительной группы с использованием валеологической технологии.
занятие дает представление детям о строении тела и поддержании о красивой осанки....
Конспект совместной деятельности с детьми по ИЗО в подготовительной группе "Советы путешественникам"
Конспрект совместной деятельности с детьми по ИЗО в подготовительной группе "Советы путешественникам"...
Конспект театрализованной деятельности «социализация», «коммуникация» ТЕМА «Теремок» В подготовительной группе
Ход сценарияНа сцене декорация: поле, теремок. На сцену выходит ведущий, с другой стороны появляется Мышка.Действующие лица ВЕДУЩИЙ. ЗАЯЦ. МЫШКА. ЛИСА. ЛЯГУШКА. ВОЛК. МЕДВЕДЬ....
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...