Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему "Уральская роспись"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Смоленцева Марина Александровна

 Цель этого занятия: познакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к художественным образам.                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству в подготовительной группе.

                                ТЕМА:  «Уральская роспись».

Цель: знакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к художественным образам.

Задачи:

- Учить детей создавать узоры по мотивам урало-сибирской росписи;

- Закрепить навыки написания элементовУральской росписи: ягодки, приписки(оживки),

   цветы, листья.

-  Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму;

- Развивать внимание, память, мышление.

- Развивать творчество и воображение.

- Совершенствовать речь, как средство общения;

- Воспитывать интерес к Уральской росписи, любовь к родному краю.

Предварительная работа: объяснения слов красильщики, оживка; беседа о Уральской росписи, ее элементах, обучение элементам Уральской росписи.

Материалы к занятию:

Шаблоны досок, рисунки уральской росписи, схемы узоров, гуашь зелёного, красного, чёрного, белого цветов, кисточки, тряпочки, вода.

                                                            Ход занятия

I.Организационный момент.

Внимание! Внимание!

Дорогие зрители,

Чудеса сейчас прийдут,

Интересно будет тут.

Ребята, а теперь я на вас погляжу,

Да и сказку расскажу,

Вы на ус все мотайте,

Сказку рассказать мне помагайте!

Не грусти, улыбнись!

Сказка дарит нам сюрприз!

     II.Основная часть.

1.Изложение новой темы.

Послушайте сказку о том, как  люди украшали избы, чтобы в них легко и уютно жилось. (слайд№2).

                                                   СКАЗКА.

Жил в наших краях старик один и звали его Еремей. Дом у него был крепкий, но тёмный неуютный. Плохо в нём жилось Еремею.Сядет Еремей чаю попить, а тут нечисть всякая выползает, то кикимора болотная ,то черти из печки выпрыгивают, угольками балуются. То пауки, да тараканы по стенам бегают. (слайд 3)Терпел, терпел Еремей, да и убежал из дому. Бродил по лесу Еремей, устал, сел на пенёк, а тут к нему подошел домовенок и говорит.(слайд4) Знаю я твою беду, Еремей, я тебе помогу с нечистью справиться, только ты меня за это пусти к себе жить.

Согласился дед. Пошли они к дому и слышат, будто дом ходуном ходит. Домовой хитёр был, позвал он на помощь сову .Сова как ухнет, Кикимора то и покатилась из дома прямо в болото. А черти, так и прыгают, уходить не хотят. Домовой не растерялся, поднял одну руку – появились на стенах узоры дивные, другую поднял – на другой стенке появились.Чертям это не понравилось, они из дому,то и побежали.(слайд 5) Еремей стал домового то благодарить ,  и так ему хорошо да легко на душе стало, что не высказать словами  (слайд №6) .

С тех пор домовой и дед Еремей вместе жить стали. Только домового никто не видит. Домовой он на то и домовой, чтоб хозяину помогать, да дом в порядке содержать.

Понравилась сказка?

Кто мешал Еремею в доме спокойно жить?

Кто помог эту нечисть прогнать? (домовой) А как?(сову позвал, узоры разрисовал на стенах)

А как эти узоры назывются? (роспись)

Такую роспись называли Уральской домовой. Как вы думаете, ребята, почему роспись называли домовой?(потому что она украшала стены, простенки, потолки в доме).Правильно.

В жизни почти так и было, избы узорами расписывали мастера, называли их красильщиками.

А вы бы хотели побыть такими мастерами?  Я предлагаю вам поучиться у мастеров так красиво создавать узоры. Но вижу, вы устали, мы немножко отдохнем, встаем на физминутку.

Физминутка (Домовенок потянулся-раз нагнулся, 2-нагнулся, руки в сторны развел, видно кисть он не нашел, чтобы кисточку достать, нужно на носочки встать)

2.Семантика росписи.  

Каждый элемент в росписи имел своё смысловое значение.

Цветы на дереве – родители, бутоны и ягодки-дети, листья – символ урожая.

Особое место уделялось изображению Древа жизни (слайд №7).

Особое значение уделялось потолку в доме –верхний ярус. Потолок это небо (слайд№8)

На нём изображали круг с цветами и плодами – символ солнца.

Солнце имело большое значение для человека.

Как вы думаете какое?

Будет хорошая погода. Будет урожай.

Так же расписывали и посуду и мебель (слайд №9) , был целый промысел прялок ,и коромысел  (слайд №10).

Посмотрите на эти деревянные изделия(доски разделочные).  (слайд11).

Люди стали украшать не только стены, но и мебель и посуду.

Сегодня, я вам предлагаю расписать, украсить разделочные доски.

6.Подготовка к практической части.

Раньше мастера расписывали пальчиками. А сейчас мастера усовершенствовали роспись и расписывают кистью. Мы с вами попробуем пальцами, как настоящие мастера - красильщики того времени. Цветы, ягодки и листья распишем пальцами, а оживки - кистью.

Давайте разомнем наши пальчики. (пальчиковая гимнастика)

«Наши алые цветки распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…

Наши алые цветки закрывают лепестки…

Головой качают, тихо засыпают…

Ребята, давайте рассмотрим и повторим элементы росписи (слайд №12) 

1.Ребята, какие цвета мы будем использовать в изображении элементов росписи? (В росписи используют два цвета основной красный и дополнительный белый( цвет идёт по краю элемента))

2.А чтобы узор ожил, стал ярче, какой способ мы используем? (оживки выполнялись чёрным цветом тонкой кистью№1, можно оживки выполнять методом примакивания)(слайд№13)

3.Какими способами можно нарисовать цветок и бутон?(ЦВЕТОК –выполняется из элемента ягодка и бутон(лепестки). Чтобы выполнить цветок, сначала обмакнём пальчик в основной цвет, затем в белый и пропишем середину –ягодку, затем лепестки- бутоны.)

4.А листья каким способом будем рисовать? (Листок выполняем таким образом .Раскрасим его зелёным цветом (сначала рисуем ягодку и добавляем хвостик))

III.Практическая часть.

Я тоже попробовала расписать досочку. Мне так понравилось, что я разрисовала еще 2.Я для вас приготовила несколько вариантов  схем узоров.Выберите какой вам понравится, затем,  проходите к на свое рабочее место.(сели) Элементы росписи: цветы, бутоны, листья по отдельности мы с вами прорисовывали, а сегодня мы объеденим элементы в узор.Приступаем к работе.

IV.Итог.

Какой росписью мы расписывали доски?

Почему её назвали домовая роспись?

Что ещё украшали этой росписью?

Цвет в росписи?

Выставка и оценивание работ.Понравилось вам быть мастерами? Давайте послушаем стихотворение про наших уральских мастеров.

Я сердцем всё это вбираю,

Свой край полюбив навсегда,

Но главная сила Урала -

В великом искусстве труда.

Неисчерпаем и бесценен

Народной мудрости запас.

Традиции народов продолжая,

Мы у народа учимся сейчас.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с Урал ь ской росписью

Слайд 7

«Древо жизни» – основной символ росписи

Слайд 8

Верхний ярус дома

Слайд 12

элементы росписи цветов и листьев Листья – символ урожая

Слайд 13

Схемы написания элементов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в старшей группе "Роспись Дымковского петуха"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы (5 – 6 лет) общеобразовательной направленности «Роспись дымковского петуха»...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей средней группы: "Роспись дымковской лошадки"

Цель: формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковской росписи.Задачи:Образовательные:- расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысл...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема «Роспись полотенца»

Цель: Закрепить знания детей о таком виде искусства; Вызвать желание рисовать узор, состоящий из геометрических фигур, располагать узор ритмично, соблюдая линию орнамента; Соблюдать линию орнамента; К...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (НДПИ) в средней группе по мотивам декоративно-прикладного творчества Филимоновская роспись (гармонь для мальчиков, кокошник для девочек)

Цель: обучение составлению композиции по мотивам филимоновской росписи на готовой заготовке в технике пластилинография.Задачи:Показать приемы создания композиции.Продолжать формировать умение использо...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Гжель – роспись кувшинчиков

Цель:- Закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Гжельская роспись «Тарелочка»

Цель:Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.Развивающая: развивать умение выделять ее ...