Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (НДПИ) в средней группе по мотивам декоративно-прикладного творчества Филимоновская роспись (гармонь для мальчиков, кокошник для девочек)
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Гафурова Юлия Ильгамовна

Цель: обучение составлению композиции по мотивам филимоновской росписи на готовой заготовке в технике пластилинография.

Задачи:

  1. Показать приемы создания композиции.
  2. Продолжать формировать умение использовать стеку при работе с пластилином. 
  3. Продолжать развивать творческое воображение в процессе украшения композиции бисером.
  4. Ввести в активный словарь новые слова кокошник, гармонь.
  5. Продолжить приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Предварительная работа:

  • беседа «Мастер глины - Филимон»;
  • рассматривание серии иллюстраций с изображением Филимоновской игрушки;
  • дидактические игры «Кто, что носит?»,
  • «Одень куклу на бал»;
  •  загадки о народных промыслах;
  • рассматривание глобуса;
  • чтение русских народных сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию

(НДПИ) в средней группе

по мотивам декоративно-прикладного творчества

 Филимоновская роспись (гармонь для мальчиков, кокошник для девочек)

Составил педагог: Гафурова Юлия Ильгамовна

Цель: обучение составлению композиции по мотивам филимоновской росписи на готовой заготовке в технике пластилинография.

Задачи:

  1. Показать приемы создания композиции.
  2. Продолжать формировать умение использовать стеку при работе с пластилином.  
  3. Продолжать развивать творческое воображение в процессе украшения композиции бисером.
  4. Ввести в активный словарь новые слова кокошник, гармонь.
  5. Продолжить приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Предварительная работа:

  • беседа «Мастер глины - Филимон»;
  • рассматривание серии иллюстраций с изображением Филимоновской игрушки;
  • дидактические игры «Кто, что носит?»,
  • «Одень куклу на бал»;
  •  загадки о народных промыслах;
  • рассматривание глобуса;
  • чтение русских народных сказок.

Оборудование:

- сундук (1 шт)

- Филимоновские игрушки (3 шт)

- куклы в русских народных костюмах (2 шт),

- образец кокошника ( 1шт) и гармони (1 шт),

-на каждого ребенка:

 -восковой пластилин

- шаблон кокошника из картона на каждого ребенка

- шаблон гармони из картона на каждого ребенка,

- бисер для украшения,

- дощечки для лепки,

- влажные салфетки,

- стеки.

Методы: словесный, наглядный; практический

Форма организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап

Содержание

Методы, технологии, приемы

Организационный момент

1 мин

Мотивационный этап.

 Введение в проблему

2 мин

  Дети собираются на занятие, садятся на стульчики полукругом.

- Ребята, кто утром заметил в группе новый предмет? (сундук). Хотите посмотреть, что в нем?

- Посмотрите, ребята, это куклы. (куклы в русских народных костюмах Мальчик-Иван царевич и девочка-Василиса прекрасная).

Вопросы педагога и ответы детей:

-  Посмотрите, во что они одеты?

- Василиса мне что-то шепчет на ухо. (слушает куклу).

Она сказала, что вы можете украсить ее наряд головным убором. Какой головной убор мы можем для нее сделать?

- В далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками. Название происходит от древнего слова «кокош». Это означает курицу-наседку или петуха. Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха.

- Иван-царевич, тоже что-то шепчет. Он любит играть на музыкальных инструментах, предлагаю сделать для него несколько новых гармоней.  

Совместная деятельность детей с педагогом

Проблемное изложение

Основной этап

1

 мин

2 мин

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              1 мин

Вопросы воспитателя о Филимоновской росписи, ответы детей.

  1. С каким видом росписи мы недавно познакомились?
  2.  Какие элементы росписи вы знаете?
  3. Какие цвета используют в Филимоновской игрушке.

(достать из сундука филимоновские игрушки).

Ребята, мы с вами уже решили сделать для наших гостей подароки, но сначала приготовим наши руки к работе.

 

 Пальчиковая гимнастика «Филимоновская игрушка»

Их слепили мастера, (сжимают пальцы рук)

Их раскрашивать пора (движение «Маляр»)

Кони (барабанят пальцами по столу)

Птицы («взмахи» руками)

И барашки (показывают «рожки»)

Все красивы, хороши («фонарики»)

Красно-желтые полоски

На боках видны (движение «Маляр»)

Ребята, предлагаю вам перейти к столам и занять свои места. Наши гости куклы будут наблюдать за вашим творчеством.

Совместная деятельность детей.

Наглядный метод

Совместная деятельность детей и педагога

12 мин

Что надо скатать из пластилина, перед тем как прикрепить к картону? (Жгутики).

Рассмотрите образцы, чем они украшены, какими цветами? 

На что крепятся бусины бисера? (На пластилин).

Проговариваем еще раз:

  1. Нужно скатать жгутики и шарики.
  2. Прикрепить их налепом к картону.
  3. Размазать детали на картоне.
  4. Придумайте свой узор и выполните его из пластилина и украсьте бусинами из бисера.

Дети оформляют работу, педагог наблюдает, оказывает помощь по мере необходимости.

Совместная деятельность детей и педагога

Заключительный этап

Рефлексия

1 мин

Вопросы педагога и ответы детей.

  1. Какие цвета вы использовали в своей работе?
  2. Почему мы работали с этими цветами?
  3. Что сегодня вы сделали для наших гостей?

Совместная деятельность детей и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-нравственному развитию детей в средней группе детского сада

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности. Эту цель и преследует представленное здесь интерес...

Конспект занятий по художественно-эстетическому творчеству (рисование) в первой младшей группе Тема: «Съедобный грибок положи в кузовок»

Виды детской деятельности; форма работы; игровая,  коммуникативная, приобщение к художественной литературе; изобразительная (рисование), двигательная; групповая и коллективная....

Конспект занятий по художественно-эстетическому творчеству (лепка) в первой младшей группе Тема: «Крошки для золотой рыбки»

Виды детской деятельности; форма работы; коммуникативная, приобщение к художественной литературе; продуктивная (лепка), двигательная; групповая и коллективная....

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (Аппликация) "Грибная полянка" средняя группа

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (аппликация) "Грибная полянка" в средней группе ДОУ...

Конспект занятия по художественно - эстетическому разитию "Лепка", тема "Светофор" старшая группа

Тема: Лепка «Светофор»Содержание образовательной деятельности: формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД. Зак...