ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ (РИСОВАНИЕ)
учебно-методический материал по рисованию на тему
В помощь молодым педагогам. Организация занятий по изодеятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2016_avtosohranennyy.docx | 18.36 КБ |
organizatsiya_zanyatiy.pptx | 89.27 КБ |
Предварительный просмотр:
доклад подготовил:
старший воспитатель
Иванова Т.Г.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ (РИСОВАНИЕ)
Занятия по изобразительному творчеству должны отвечать дидактическим требованиям, структура занятий должна быть четкой.
Подготовка к занятию.
Во-первых надо быть уверенным, что дети подготовлены к выполнению предлагаемой им работы:
- дети во время прогулок, игр, других занятий получили необходимые впечатления о тех предметах, которые будут рисовать;
- проведена беседа;
- рассмотрены иллюстрации, игрушки, картины, и т.д.;
- тщательный подбор литературного материала.
Во- вторых это подготовка материала:
- подготовка образца для детей – недостаточное внимание к подготовке наглядности неблагоприятно влияет на проведение занятия
- тщательный подбор цвета карандашей, красок помогает педагогу воспитывать художественный вкус у детей, придавать их работам красивый вид. Накануне занятия воспитатель точит карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования.
- Подбор бумаги также имеет большое значение. Иногда лучше отказаться от какого – нибудь цвета, ограничить число цветов, чем дать детям «некрасивые», кричащие цвета.
В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, и т. п. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.
В средней и старшей группах к подготовке рабочего места привлекаются дежурные. Воспитатель учит детей, как рационально и красиво можно расставить принадлежности для работы на столе.
В групповой комнате перед началом занятия мебель должна быть расставлена на свои места, материал заранее подготовлен на столах, наведен порядок в игровом уголке.
Важно продумать как рассадить детей. Можно рассаживать лицом и боком, но не спиной к воспитателю. Но дети сидящие боком неизбежно сидят против света или свет падает справа, бросая тень от руки. Поэтому самые удобные для занятия парные столы, где дети сидят лицом к воспитателю.
Вводная часть занятия предназначена для того, чтобы воспитатель заинтересовал, настроил детей, вызвал у них интерес. Сформулировав цель занятия, воспитатель уже настраивает детей на занятие, дает толчок воображению, фантазии работать в рамках данной цели.
Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т. п. В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого ее видят все дети. И ребята рисуют ей ленточки, платочки, украшают платье.
В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т. д.
Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем.
В целях большей организованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.
Далее воспитатель показывает какие-либо картины, иллюстрации по теме, рассказывает художественные произведения, проводит игры, следуя поставленной цели.
Если на занятии по изобразительному творчеству дети будут рисовать какой-то предмет, то необходимо показать его наглядно, рассмотреть, обследовать. Дети должны уяснить и запомнить основные признаки предмета: цвет, форма, размер. Также воспитатель вместе с детьми проговаривает описание предмета и его признаки в той последовательности, в которой дети будут рисовать.
Во вводной части занятия воспитатель должен объяснить и показать способы изображения, проговаривая свои действия. После объяснения необходимо закрепить полученные знания. Дети должны повторить за воспитателем или сами порядок выполнения этапов работы, их последовательность.
Следует приучать детей не брать в руки ничего из приготовленного на столах до разрешения начать работу.
В основной части занятия дети приступают к самостоятельному выполнению работы. Но самостоятельность не означает без присмотра. Воспитатель наблюдает за работой детей, контролирует последовательность выполнения, помогает тем, кто забыл, что-то пропустил, у кого не получается. Если ребенку надоело выполнять работу в силу каких-то обстоятельств (по натуре неусидчивый, не получается, не понял темы, задания, успел сделать быстрее остальных), воспитатель обязан заинтересовать ребенка (объяснить заново, более подробно, помочь с тем, что не получается, дать дополнительное задание), занять его совместной работой. При этом необходимо следить за временем и за 2-3 минуты до конца занятия предупредить детей, чтобы они смогли завершить свою работу вовремя.
В третьей части занятия, заключительной, подводятся итоги, и анализируются работы.
При анализе работ эффективен метод самоанализа, т. е. ребенок сам рассказывает про свое произведение, почему он сделал так, а не иначе, что у него получилось и не получилось. Во время своего рассказа ребенок преодолевает робость, смущение, развивает речь, мышление, воображение, но данный метод применим начиная со средней группы.
Также детям дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор.
Воспитатель, анализируя работы, хвалит детей, у которых получилось правильно, но при этом в тех работах, где что-то не получилось, воспитатель должен найти хорошо получившееся и отметить это. Отметить что интересного придумал ребенок, используя прилагательные, эпитеты, сравнивая нарисованное с какими- то образами и т.д. Нельзя критиковать работы детей, так как ребенок может обидеться, замкнуться, игнорировать в дальнейшем воспитателя, занятия.
Таким образом, четко выстроенная структура занятия, умелое системное использование методических приемов является залогом успешной работы по художественно – эстетическому развитию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассматривания, наблюдения на прогулке тех предметов, которые будут рисовать; рассматривание иллюстраций, игрушек, картин, и т.д.; тщательный подбор литературного материала; беседы по теме. Подготовка к занятию
Подготовка материала: подготовка образца для детей тщательный подбор цвета карандашей, красок проверяется состояние кистей и другого оборудования. Подбор бумаги (тонированная, разной формы, размера) Подготовка к занятию
Работа дежурных Подготовка к занятию Возрастная группа Трудовые поручения вторая группа раннего возраста материал раскладывает воспитатель младшая группа материал раскладывает воспитатель, дети могут положить на стол карандаши, кисти. средняя группа к подготовке рабочего места привлекаются дежурные старшая группа к подготовке рабочего места привлекаются дежурные подготовит к школе группа к подготовке рабочего места привлекаются дежурные
Создание мотивации. Анализ натуры, образца (уяснить и запомнить основные признаки предмета: цвет, форма, размер). Объяснение и показ воспитателя способов изображения, проговаривая действия. Закрепление полученных знаний (повторить порядок выполнения работы). Вводная часть занятия
Наблюдение за работой детей; контроль за последовательностью выполнения; помощь детям, не усвоившим этапов работы. Основная часть занятия
Подведение итогов и анализ работ Самоанализ детей своих работ. Анализ детьми работ детей группы. Похвала всех детей. Отметить что интересного придумал ребенок. Критика работ детей недопустима! Заключительная часть занятия
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов «Требования к организации занятий по художественно-эстетическому развитию»
Задача воспитателя – стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Формирование художественного вкуса на...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей с использованием нетрадиционной техники «Рисование камешками Марблс». в средней группе «Рыбки плавают в аквариуме»
Дети средней группы знакомились с нетрадиционной техникой "Рисование камешками Марблс"...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Рисование "Знакомство с Эбру"
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Рисование "Знакомство с Эбру"....
Выступление на педагогическом совете. Тема : «Формирование творческих способностей в аппликации и лепке при организации занятий по художественно-эстетическому развитию»
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания и формирование творческих способностей.Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического ...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы по теме: "Рисование животных жарких стран. Жираф."
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы. "Рисование животных жарких стран. Жираф."Цель: развивать умение использовать различные художеств...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование) для детей младшей группы (3-4 года) на тему: «Божья коровка»
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования (тычком) для детей младшей группы будет интересен как педагогам, так и студентам педагогических вузов и колледжей....
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию нетрадиционное рисованию «В гости к солнышку» для детей второй группы раннего возраста.07.04.2024
Формировать у детей интереса и положительного отношения к рисованию....