ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ (РИСОВАНИЕ)
учебно-методический материал по рисованию на тему

Иванова Татьяна Геннадьевна

В помощь молодым педагогам. Организация занятий по изодеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2016_avtosohranennyy.docx18.36 КБ
Файл organizatsiya_zanyatiy.pptx89.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          доклад подготовил:

                                                                                  старший воспитатель

                                                                Иванова Т.Г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ (РИСОВАНИЕ)

Занятия по изобразительному творчеству должны отвечать дидактическим требованиям, структура занятий должна быть четкой.

Подготовка  к занятию.

Во-первых надо быть уверенным, что дети подготовлены к выполнению предлагаемой им работы:

  • дети во время прогулок, игр, других занятий получили необходимые впечатления о тех предметах, которые будут рисовать;
  • проведена беседа;
  • рассмотрены иллюстрации, игрушки, картины,  и т.д.;
  • тщательный подбор литературного материала.

Во- вторых это подготовка материала:

  • подготовка образца для детей – недостаточное внимание к подготовке наглядности неблагоприятно влияет на проведение занятия
  • тщательный подбор цвета карандашей, красок помогает педагогу воспитывать художественный вкус у детей, придавать их работам красивый вид. Накануне занятия воспитатель точит карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования.
  • Подбор бумаги также имеет большое значение. Иногда лучше отказаться от какого – нибудь цвета, ограничить число цветов, чем дать детям «некрасивые», кричащие цвета.

В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, и т. п. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.

В средней и старшей группах к подготовке рабочего места привлекаются дежурные. Воспитатель учит детей, как рационально и красиво можно расставить принадлежности для работы на столе.

В групповой комнате перед началом занятия мебель должна быть расставлена на свои места, материал заранее подготовлен на столах, наведен порядок в игровом уголке.

Важно продумать как рассадить детей. Можно рассаживать лицом и боком, но не спиной к воспитателю. Но дети сидящие боком неизбежно сидят против света или свет падает справа, бросая тень от руки. Поэтому самые удобные для занятия парные столы, где дети сидят лицом к воспитателю.

Вводная часть занятия предназначена для того, чтобы воспитатель заинтересовал, настроил детей, вызвал у них интерес. Сформулировав цель занятия, воспитатель уже настраивает детей на занятие, дает толчок воображению, фантазии работать в рамках данной цели.

Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т. п. В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого ее видят все дети. И ребята рисуют ей ленточки, платочки, украшают платье.

В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т. д.

Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем.

В целях большей организованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.

Далее воспитатель показывает какие-либо картины, иллюстрации по теме, рассказывает художественные произведения, проводит игры, следуя поставленной цели.

Если  на занятии по изобразительному творчеству дети будут рисовать какой-то предмет, то необходимо показать его наглядно, рассмотреть, обследовать. Дети должны уяснить и запомнить основные признаки предмета: цвет, форма, размер. Также воспитатель вместе с детьми проговаривает описание предмета и его признаки в той последовательности, в которой дети будут рисовать.

Во вводной части занятия воспитатель должен объяснить и показать способы изображения, проговаривая свои действия. После объяснения необходимо закрепить полученные знания. Дети должны повторить за воспитателем или сами порядок выполнения этапов работы, их последовательность.

Следует приучать детей не брать в руки ничего из приготовленного на столах до разрешения начать работу.

В основной части занятия дети приступают к самостоятельному выполнению работы. Но самостоятельность не означает без присмотра. Воспитатель наблюдает за работой детей, контролирует последовательность выполнения, помогает тем, кто забыл, что-то пропустил, у кого не получается. Если ребенку надоело выполнять работу в силу каких-то обстоятельств (по натуре неусидчивый, не получается, не понял темы, задания, успел сделать быстрее остальных), воспитатель обязан заинтересовать ребенка (объяснить заново, более подробно, помочь с тем, что не получается, дать дополнительное задание), занять его совместной работой. При этом необходимо следить за временем и за 2-3 минуты до конца занятия предупредить детей, чтобы они смогли завершить свою работу вовремя.

В третьей части занятия, заключительной, подводятся итоги, и анализируются работы.

При анализе работ эффективен метод самоанализа, т. е. ребенок сам рассказывает про свое произведение, почему он сделал так, а не иначе, что у него получилось и не получилось. Во время своего рассказа ребенок преодолевает робость, смущение, развивает речь, мышление, воображение, но данный метод применим начиная со средней группы.

Также детям дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор.

 Воспитатель, анализируя работы, хвалит детей, у которых получилось правильно, но при этом в тех работах, где что-то не получилось, воспитатель должен найти хорошо получившееся и отметить это. Отметить что интересного придумал ребенок, используя прилагательные, эпитеты, сравнивая нарисованное с какими- то образами и т.д. Нельзя критиковать работы детей, так как ребенок может обидеться, замкнуться, игнорировать в дальнейшем воспитателя, занятия.

Таким образом, четко выстроенная структура занятия, умелое системное использование методических приемов является залогом успешной работы по художественно – эстетическому развитию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 19» Организация занятий по образовательной области художественно – эстетическое развитие (рисование)

Слайд 2

Рассматривания, наблюдения на прогулке тех предметов, которые будут рисовать; рассматривание иллюстраций, игрушек, картин, и т.д.; тщательный подбор литературного материала; беседы по теме. Подготовка к занятию

Слайд 3

Подготовка материала: подготовка образца для детей тщательный подбор цвета карандашей, красок проверяется состояние кистей и другого оборудования. Подбор бумаги (тонированная, разной формы, размера) Подготовка к занятию

Слайд 4

Работа дежурных Подготовка к занятию Возрастная группа Трудовые поручения вторая группа раннего возраста материал раскладывает воспитатель младшая группа материал раскладывает воспитатель, дети могут положить на стол карандаши, кисти. средняя группа к подготовке рабочего места привлекаются дежурные старшая группа к подготовке рабочего места привлекаются дежурные подготовит к школе группа к подготовке рабочего места привлекаются дежурные

Слайд 5

Создание мотивации. Анализ натуры, образца (уяснить и запомнить основные признаки предмета: цвет, форма, размер). Объяснение и показ воспитателя способов изображения, проговаривая действия. Закрепление полученных знаний (повторить порядок выполнения работы). Вводная часть занятия

Слайд 6

Наблюдение за работой детей; контроль за последовательностью выполнения; помощь детям, не усвоившим этапов работы. Основная часть занятия

Слайд 7

Подведение итогов и анализ работ Самоанализ детей своих работ. Анализ детьми работ детей группы. Похвала всех детей. Отметить что интересного придумал ребенок. Критика работ детей недопустима! Заключительная часть занятия

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Требования к организации занятий по художественно-эстетическому развитию»

Задача воспитателя – стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Формирование художественного вкуса на...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Рисование "Знакомство с Эбру"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Рисование "Знакомство с Эбру"....

Выступление на педагогическом совете. Тема : «Формирование творческих способностей в аппликации и лепке при организации занятий по художественно-эстетическому развитию»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания и формирование творческих способностей.Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического ...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы по теме: "Рисование животных жарких стран. Жираф."

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы.  "Рисование животных жарких стран. Жираф."Цель: развивать умение использовать различные художеств...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование) для детей младшей группы (3-4 года) на тему: «Божья коровка»

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования (тычком) для детей младшей группы будет интересен как педагогам, так и студентам педагогических вузов и колледжей....