Рабочая программа кружка "Волшебная палитра"
рабочая программа по рисованию на тему
Рабочая программа "Волшебная палитра" - это рисование с использованием нетрадиционных техник. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, а также родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_kruzhka.docx | 69.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Детский сад №4 «Колосок»
Учкурова С.В.
Рабочая программа кружка
(рисование с использованием
нетрадиционных техник)
«Волшебная палитра»
Руководитель:
Павлючук Е.В.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов.
Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность - это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
чувство фактурности и объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу - необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Используемые методы:
- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально - положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента, к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» с учетом основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы.
Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с детьми и полученное мною образование по специальностям - воспитатель детей дошкольного возраста; подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность. Занятия позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования.
Задачи:
- Воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
- Развивать способности видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве).
- Овладевать техническими приемами работы с различными нетрадиционными формами рисования.
- Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
- Привитие уважения к труду и аккуратности в работе.
Задачи обучения:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
- Развитие коммуникации.
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
- Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.
Интеграция с другими образовательными областями:
Развитие мелкой моторики
воспитание культурно-гигиенических навыков
«Здоровье» цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация»
развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи
сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений
формирование гендерной, семейной принадлежности, «Социализация» патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
«Музыка» использование музыкальных произведений,обогащения содержания области, развитие детского
творчества, приобщение к различным видам искусства
формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, художественной развитие художественного восприятия и эстетического литературы» вкуса.
«Безопасность» формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные формы рисования:
- оттиск печатками из овощей;
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотипия;
- печать по трафарету;
- точечный рисунок;
- ниткография;
- рисунок на мокрой бумаге;
- тканевое изображение;
- учимся делать фон;
- пальчиковая живопись;
- набрызг;
- скомканный план;
- по-запаху;
- рисунки с помощью открыток;
- коллаж;
- рисование вдвоем на длинной полосе бумаги;
- рисование с секретом в три пары рук;
- загадочные рисунки;
- рисование мелками;
- метод волшебного рисунка;
- печать пробками;
- рисование ватными палочками;
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование манной крупой.
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Организация занятий.
Занятия посещают дети дошкольной группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 20- 25 минут.
Материал:
- цветная бумага;
- картон белый и цветной;
- ватные палочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы используемые на занятиях:
- Эмоциональный настрой - использование музыкальных произведений,
- Практические - упражнения, игр методы,
- Словесные методы - рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы - объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
- Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:
1. Использование приема транслирования информации
2. Отбор тематического содержания
3. Главный герой рисования - ребенок
4. Педагог создает схематические изображения
5. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий,
6. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации,
имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
2. Обеспечение главных условий общения,
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
4. Использование различных коммуникативных средств.
Занятия имеют отличия в своей структуре:
1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и
обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 5 минут),
3. динамическая пауза с элементами логоритмики
4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации
5. словесные игры, игры - драматизации.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в выставках и конкурсах в течение года.
Творческий отчет воспитателя.
Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
Показатели прохождения рабочей программы:
- Узнают много об окружающем мире.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Дети учатся цветовидению.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения,
запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.
У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа."Пальчиковая палитра".
laquo; Творчество - это не удел только гениев,...
Рабочая программа кружка "Весёлая палитра"
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные, но и коммуникативные навыки в процессе нетрадиционного рисования. Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа кружка по ИЗО «Веселая палитра» в старших дошкольных группах на 2013 -2014 уч. год
Календарно - тематическое планирование в кружке по рисованию в старших возрастных группах[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13682655","attributes":{"alt":"","class":"media-image","heig...
рабочая программа кружка нетрадиционного рисования "Весёлая палитра"
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовала...
Рабочая программа Изостудия «Волшебная палитра»
рабочая программ изостудии...
Рабочая программа " Веселая палитра"
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особеннос...