рабочая программа."Пальчиковая палитра".
материал по рисованию (старшая группа)
« Творчество - это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде,
где человек воображает, комбинирует,
создает что - либо новое».
Л.С.Выготский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ladoshki_kruzhok.docx | 76.14 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Пальчиковая палитра»
СОДЕРЖАНИЕ
Продолжительность освоения программы — 1 год
Возраст воспитанников — средняя группа
(2012-2013 год)
Пояснительная записка
« Творчество - это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде,
где человек воображает, комбинирует,
создает что - либо новое».
Л.С.Выготский
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Художественное восприятие у детей необходимо начинать развивать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы – главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру и чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни, и оказала формирующее воздействие на его личность. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Именно изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников - это самый доступный вид, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Рисовать дети начинают рано и, именно, через рисование ребенок познает окружающий мир, приучается внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого: совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети развивают и тело, и душу и ум.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Важно не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Занятия должны приносить детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его веру в собственные силы. Как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге? Это обучение детей нетрадиционной технике рисования. Детям очень нравится рисовать, они с большим интересом постигают тонкости искусства. Различных техник нетрадиционного рисования очень много. Это оттиск, монотипия, кляксография, ниткография, граттаж, тычковое рисование, набрызг, рисование ладошками, рисование жидким мылом и многие другие. Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Многие дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно, это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В рамках кружковых занятий «Пальчиковая палитра» дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование таких техник, как рисование ладошкой и пальцами способствуют выработке у детей умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Дети взаимодействуют с педагогом и имеют возможность совместно с ним выразить свое отношение к действительности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях имеется возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель программы - формирование у детей среднего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
- Познакомить приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведениям классического искусства, окружающему миру.
- Расширять кругозор детей дошкольного возраста и подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.
- Воспитывать у детей художественно - эстетический вкус и чувство гармонии.
Реализация программы происходит через интеграцию деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Социализация».
- Художественное творчество - Рисование, где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета рисунка, учатся рисовать разными материалами.
- Коммуникация - Художественная литература - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые связаны по тематике занятий, с повседневной деятельностью детей, в праздниках и развлечениях.
Развитие речи – где используется на занятиях художественное слово, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, к стихотворениям, развивается монологическая речи при описании репродукции картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
- Познание – Ознакомление с окружающим – где дошкольники знакомятся с историко-культурным наследием. Расширяется кругозор в процессе рассматривания картин местных художников, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир).
- Музыка - где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; дающее возможность более полно оценить и понять образ изображаемого.
- Социализация – где дети приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Занятия в кружке «Пальчиковая палитра» направлены на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как «деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для воплощения». В работе используются следующие средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- упражнения;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены:
- на освоение технических навыков и умений,
- на овладение способами изображения предметов,
- на развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет,
- на создание выразительного образа.
Занятия проводятся в коллективной, групповой, индивидуальной формах работы.
Условия реализации программы
Кружковая деятельность осуществляется воспитателем средней группы детского сада.
Кадровое обеспечение: педагог, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей.
Информационное обеспечение: методические пособия, методические разработки занятий, специальная литература по всем разделам программы для работы педагога с детьми:
Материалы:
– акварельные краски, гуашь;
– цветная бумага;
– ватман;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти;
– ножницы.
Организация занятий кружка.
Одно занятие в неделю по 20 минут во вторую половину дня.
Общее количество занятий в год — 32.
Планируемые результаты освоения программы:
Использование нетрадиционной техники рисования, позволяет ребенку создавать свои художественно-творческие работы, в которых он отображает свое видение образа, свое отношение к увиденному. Очень важно, чтобы ребенок путем старания и желания добивался достижения нужного результата.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
- создавать свои художественные образы в работах;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- название материалов и инструментов и их назначение;
- правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
- получать простые оттенки (от основного к более светлому);
- рисование предмета с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Проводится 2 раза в год: вводный—в сентябре, итоговый — в мае.
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
- Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.
- Анкетирование.
Ожидаемый результат работы кружка:
- Организация выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.
Учебно–тематический план
Средняя группа
№ п/п | Тема | Количество занятий | Количествочасов | Дата |
| Солнышко (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Осеннее дерево (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Загадки на грядке (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Листопад (рисование пальчиками) | 1 | 1 | |
| Бабочка – красавица(рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Птичий двор (петушок) (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Грибочки в корзинке(рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Разноцветные листочки (оттиск осеннего листа). | 1 | 1 | |
| Ёжик (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Я ромашку нарисую – маме подарю (рисование пальчиками) | 1 | 1 | |
| Падает снежок (рисование пальчиками) | 1 | 1 | |
| Невиданный зверь (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Новогодние игрушки (рисование пальчиками) | 1 | 1 | |
| Елочка нарядная в гости к нам пришла (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
Зимний узор (рисование пальчиками) | 1 | 1 | ||
| Красивые салфетки (рисование пальчиками) | 1 | 1 | |
| Сказочная птица (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Рябиновая веточка (рисование пальчиками) | 1 | 1 | |
| Самолет (подарок папе) (рисование пальчиками) | 1 | 1 | |
| Цветы в горшке (кактусы) (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Гусеница (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Букет тюльпанов (подарок маме) (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Веселый лужок (травка) (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Петушок (рисование пальчиками) | 1 | 1 | |
| Космическое путешествие (рисование пальчиками) | 1 | 1 | |
| В подводном царстве Нептуна (осьминог) (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Разноцветные рыбки (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Лягушка-квакушка (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Цветочная полянка (рисование пальчиками) | 1 | 1 | |
| Мама, папа, я - это моя семья (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
| Дождик,кап,кап! (рисование пальчиками) | 1 | 1 | |
| Лето, лето! (рисование ладошкой) | 1 | 1 | |
Итого | 32 | 32 |
Перспективный план занятий кружка
по изобразительной деятельности «Пальчиковая палитра»
в средней группе.
Сентябрь | |||
Осень, осень - в гости просим! | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Солнышко (рисование ладошкой) Цель: Рисование ладошками. Учить наносить краску на ладошки, делать отпечатки лучики у солнышка. Оборудование: Половина альбомного листа, гуашь, вода, салфетка. | Тема: Осеннее дерево (рисование ладошкой) Цель: Совершенствовать умения и навыки в комбинировании различных техник (рисование кистью, пальчиками и ладошкой) Оборудование: Половина альбомного листа, на котором нарисовано дерево, гуашь, вода, салфетка. |
Октябрь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Загадки на грядке (рисование ладошкой) Цель: Учить рисовать овощи с ладошкой Закреплять умение рисовать внутри изображения, в ограниченном пространстве Развивать речь, аккуратность в работе, внимание, точность движений, умение ориентироваться на альбомном листе. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, удовольствие от работы. Оборудование: картофель, гуашь (коричневая), салфетка, альбомный лист в виде мешка, персонаж – крот, пальчиковая игра «Мешочки». (завязывать верёвочки). | Тема: Листопад (рисование пальчиками) Цель: Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость. Оборудование: Половина альбомного листа, гуашь, вода, салфетка. | Тема: Бабочка– красавица (рисование ладошкой) Цель: Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета используя технику рисования ладошкой. Учить дополнять изображения деталями с помощью цветных карандашей. Половина альбомного листа, гуашь, вода, салфетка. | Тема: Птичий двор (петушок) (рисование ладошкой) Цель: Побуждать малышей к созданию сюжетно-игрового замысла, совершенствовать умение обводить ладошку; воспитывать аккуратность в работе. Оборудование: Гуашевые краски, стакан с водой, игрушечный петушок |
Ноябрь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Грибочки в корзинке(рисование ладошкой) Цель: Рисование ладошками Познакомить с техникой рисования ладошками. Развивать световосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Оборудование: картинки с изображением грибочков; Половина альбомного листа, гуашь, вода, ,салфетка | Тема: Разноцветные листочки (оттиск осеннего листа). Цель: Учить делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы. Оборудование: осенние листочки тополя, берёзы, осины, рябины; гуашь, вода, салфетка, альбомный лист, половинка альбомного листа волшебная шкатулка от Осени, | Тема: Ёжик (рисование ладошкой) Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования ладошкой . Учить дополнять изображения Развивать воображение. Оборудование: картинки с изображением ежика; Половина альбомного листа, гуашь, вода, салфетка | Тема: Я ромашку нарисую – маме подарю (рисование пальчиками) Цель: Рисование пальчиками. Создать положительный настрой на работу. Учить выполнять работу в техниках рисование пальчиками. Развивать чувство цветовосприятия, композиции. Оборудование: Половина альбомного листа, гуашь, вода, салфетка |
Декабрь | |||
Здравствуй зимушка-зима! | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Падает снежок (рисование пальчиками) Цель: Рисование пальчиками, оттиск печатками. Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания. Развивать чувство композиции. Воспитывать творческую личность. Оборудование: Половина альбомного листа, гуашь, вода, салфетка | Тема: Невиданный зверь (рисование ладошкой) Цель: Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. Оборудование: Половина альбомного листа, гуашь, вода, салфетка | Тема: Новогодние игрушки (рисование пальчиками) Цель: Продолжать учить рисовать одним пальцем, печатая им.ставая его вертикально. Учить чередовать пальцы и цвет краски. Развивать фантазию через пальчиковую живопись. Оборудование: Лист бумаги, гуашь двух цветов. | Тема: Елочка нарядная в гости к нам пришла (рисование ладошкой) Цель: Учить рисовать ёлочку, прорисовывая иголочки ватной палочкой, смешивать зелёный цвет, пользоваться палитрой. Закреплять умение изображать ёлку, ориентироваться, рисовать крупно на всём листе. Развивать мелкую моторику рук, внимание, аккуратность, точность прорисовки, умение пользоваться изобразительным материалом. Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты. Оборудование: палитра, гуашь (жёлтая, синя, коричневая), кисть, ватная палочка, вода, салфетка, персонаж – зайка, картинка ёлочки, образцы, веточка ели с иголками, тонированный альбомный лист, пальчиковая игра «Ёлка». |
Январь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Зимний узор (рисование пальчиками) Цель: Учить детей рисовать сплошные линии, изображая елку. Развивать умение печатать пальцами (большим, указательным и мизинцем). Закрепить понятие «узор»,чередуя елку и снеговиков. Оборудование: Полоска бумаги, гуашь зеленая и голубая | Тема: Красивые салфетки(рисование пальчиками) Цель: Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки. Половина альбомного листа, гуашь, вода, салфетка |
Февраль | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Сказочная птица (рисование ладошкой) Цель:.Учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам); передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым. Оборудование: гуашь, альбомный тонированный лист, салфетки, образец, картинка жар птицы, сюрприз, музыка. | Тема: Рябиновая веточка (рисование пальчиками) Цель: Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности ,любовь к природе, учить рисовать ягоды рябины используя пальцевую живопись (рисование одним пальцем) Оборудование: гроздь рябины, гуашь красного цвета и влажная салфетка на каждого ребенка, ватман с изображением ветки рябины, иллюстрация дерева рябины | Тема: Самолет (подарок папе) (рисование пальчиками) Цель: Учить изображать самолёт, используя «пальчиковую живопись», для облаков Закреплять умение тонировать небо поролоновым тампоном и разведённой акварелью. Развивать моторику рук, речь, внимание, аккуратность в работе, точность движений руки, ориентировку на листе, наблюдательность. Воспитывать удовольст-вие от работы Оборудование: салфетки, гуашь, разведённая синяя акварель, поролоновые тампоны, образец, картинки самолёта, игра «Летят самолёты…». | Тема: Цветы в горшке (кактусы) (рисование ладошкой) Цель: Рисование ладошками Познакомить с техникой рисования ладошками. Развивать световосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Оборудование: Картинки с изображением кактуса . Половина альбомного листа, гуашь, вода, кисть, салфетка. |
Март | |||
Весна-красна пришла - всем подарки принесла! | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Гусеница (рисование ладошкой) Цель: Рисование ладошками Познакомить с техникой рисования ладошками. Развивать световосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность Учить пользоваться салфетками, выполнять работу аккуратно. Оборудование: половина альбомного листа, гуашь , баночки с водой | Тема: Букет тюльпанов (подарок маме) (рисование ладошкой) Цель: Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами).Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения. Оборудование: половина альбомного листа, гуашь , баночки с водой | Тема: Веселый лужок (травка) (рисование ладошкой) Цель: Рисование ладошками Упражнять в технике рисования ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Воспитывать аккуратность. Оборудование: половина альбомного листа, гуашь , баночки с водой | Тема: Петушок (рисование пальчиками) Цель: Рисование пальчиками. Предложить детям украсить гребешок, туловище, головку, хвостик петушка разноцветными точками. Совершенствовать чувство цветовосприятия. Оборудование: половина альбомного листа, гуашь , баночки с водой |
Апрель | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Космическое путешествие (рисование пальчиками) Цель: Учить детей , печатая пальцем. Закрепить знание цвета краски. Развивать ассоциативное мышление. Оборудование: половина альбомного листа, гуашь , баночки с водой | Тема: В подводном царстве Нептуна (осьминог) (рисование ладошкой) Цель: Рисование ладошками. Учить детей с помощью ладошек создавать осьминога. Провести пальчиком волнистые линии водорослей. Подушечками пальчиков положить на морское дно камешки, а кулачком - ракушки. | Тема: Разноцветные рыбки (рисование ладошкой) Цель: Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умение учить дополнять изображение деталями . Развивать воображение. Оборудование: половина альбомного листа, гуашь , баночки с водой | Тема: Лягушка-квакушка (рисование ладошкой) Цель: Рисование ладошками Учить детей с помощью ладошек создавать лягушка. Провести пальчиком волнистые линии водорослей. Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения. Оборудование: половина альбомного листа, гуашь , баночки с водой |
Май | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Цветочная полянка (рисование пальчиками) Цель: Рисование пальчиками, оттиск пробкой. Познакомить с техникой печатания пробкой. Учить рисовать лепестки цветов кончиками пальчиков. Учить располагать цветы на листе бумаг равномерно. Развивать творческую активность детей. Оборудование: половина альбомного листа, гуашь , баночки с водой | Тема: Мама, папа, я - это моя семья Цель: Рисование ладошками Познакомить с техникой рисования ладошками. Развивать световосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Учить пользоваться салфетками, выполнять работу аккуратно. Оборудование: Гуашевые краски, стакан с водой, салфетка | Тема: Дождик,кап,кап! (рисование пальчиками) Цель: Рисование пальчиками Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая её характер( ливень, мелкий, капельками),используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. Оборудование: половина альбомного листа, гуашь , баночки с водой | Тема: Лето, лето! (рисование ладошкой) Цель: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Оборудование: половина альбомного листа, гуашь , баночки с водой |
Литература:
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
4 Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста/Линка-Пресс, Москва, 2007
5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
7. Загадки для дошкольников /Под ред. Кубышкиной Э. И. – М.: Детская литература, 1980.
8. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. / Пустоветова О. В. – 2001.
9. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
10. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
11. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
12 Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
13. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
14. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
15. Лопатина А. А. Краски рассказывают сказки /А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – М.: Амрита-Русь, 2004.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
18. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
19. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
20. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
21. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
22. Хрестоматия для дошкольников /Под ред. И. А. Бузко. – М.: Детская литература, 1980.
23. Школа изобразительного искусства: В 2 т. /Под общ. ред. Угарова В. С. – М.: Изобразительное искусство, 1986.
24. Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. – 1991. - № 6. – с. 45.
25. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/
Приложение 1
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж
(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Приложение 2
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ (к плану)
"Зимняя прогулка"
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
***
«Весенняя капель"
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
***
"Вот выходим мы на луг..."
Вот выходим мы на луг.
(Шагают на месте).
Я твой друг и ты мой друг!
(Руки вытягивают вперед и показывают на себя).
К солнцу дружно потянулись.
(Руки тянут с «Солнышку»).
Обнялись и улыбнулись.
(Обнимают друг друга и улыбаются).
***
"Бабочка"
Спал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(туловище в перед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
(покружиться)
***
"Солнечные зайчики"
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Поманю их пальчиком –
Пусть бегут ко мне!
Ну, лови, лови скорей –
Вот, вот, вот - левей, левей!
Прыг-скок, прыг-скок –
Убежал на потолок!
(Воспитатель с помощью зеркальца пускает солнечных зайчиков на стене, дети стараются их поймать)
***
"Сбор урожая"
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко,
И в корзине от земли
Вам подарок принесли.
***
"Елочки"
«Ели» — стоя на носках, руки вверх.
«Елки» — руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.
«Елочки» — присесть, руки вперед. Следить за спиной, спина прямая.
Есть в лесу три полочки.
Ели-елки-елочки.
Лежат на елях небеса,
На елках - птичьи голоса,
Внизу на елочках - роса.
***
«Мы листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
***
«Птички»
Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
***
«Ручки»
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (к плану)
***
Вот помощники мои,
(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать)
Их как хочешь поверни.
(Ладони повернуть вниз)
Хочешь эдак, хочешь так
(Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха)
Не обидятся никак.
***
"Засолка капусты"
Мы капусту рубим,
(движения прямыми кистями вверх-вниз)
Мы морковку трем,
(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим,
(имитировать посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(сжимать и разжимать пальцы)
***
"Дождик капает"
Дождик капает, дождик капает. Кап - кап-кап. Кап-кап-кап.
(пальчики обеих рук постукивают по столу)
***
"Цветок"
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
***
«Две птички»
Сидят две птички,
Маленькие синички,
Сидят, прижавшись тесно в гнезде,
Тепло в гнезде на высоте.
Вот первая проснулась,
Проснулась, встрепенулась -
И к солнышку взлетела,
И песенку запела.
Вторая проснулась,
Проснулась, встрепенулась -
И к солнышку взлетела,
И песенку запела.
И вот две птички вместе
Под солнышком летают,
И солнышко лучами
Птичек согревает.
Май - сердце весны.
Месяц май - пой да гуляй!
***
"Семья"
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья.
(хлопать в ладоши)
«Дерево»
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами).
***
«Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
***
«Мороз»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
***
«Елка»
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
(Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются).
***
Игра «Стань птицей»
Если у детей накоплено достаточно представлений о повадках птиц, им можно предложить «стать птицами», выполняя задания:
- ходим важно, как голубь;
- прыгаем, как воробей;
- сели на дерево, стучим, как дятел, ищем червяков;
- полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам;
- летим, как сова, бесшумно между деревьями, высматриваем мышек;
- ходим, как ворона.
РЕЛАКСАЦИИ (к плану)
Цель релаксаций: выполнение релаксационных упражнений способствует успокоению, ребёнок становиться уравновешенным, а также позволяет ребенку отдохнуть после мышечной и умственной деятельности. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
***
Упражнение на релаксацию «Погреем руки»
Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
***
Упражнение на релаксацию «Золотая рыбка»
Ход: Первый вариант - ребенок лежит на животе, второй вариант - на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками - как-будто плывет.
***
Упражнение на релаксацию «Звездочка»
Цели: мышечное расслабление; развитие общей моторики, пространственной ориентировки.
Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.
Дополнительный материал для занятия: звезды, вырезанные из бумаги.
Обращение взрослого к ребенку: «Посмотри на небо. На небе очень много звезд. Представь, что ты тоже звездочка и тебе надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними играть. (Фигуры звезд взрослый располагает на расстоянии таким образом, чтобы ребенок смог до них дотянуться левой/правой рукой/ногой, сделав определенное усилие.) Дотянись до звезды правой/левой рукой/ногой, не меняя положения тела».
***
Упражнение на релаксацию «Путешествие»
Цели: улучшение эмоционального состояния; развитие произвольного внимания и воображения; развитие словаря и устной речи, умения прислушиваться к своим ощущениям; закрепление умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи.
Условия для занятия: ребенок сидит на детской подушечке с гранулами
Обращение взрослого к ребенку: «Перед тобой небо со звездами. Одна из звездочек приглашает тебя в гости к себе на небо. Представь, что ты сидишь на этой звездочке. Почувствуй, как ты удобно на ней расположился. Звездочка медленно поднимается в небо, ветер обдувает твое лицо, волосы. Дыши легко и глубоко. Тебе нравится лететь и смотреть на звезды: большие и маленькие, яркие и мерцающие, белые и желтые, синие и оранжевые. Но скоро наступит утро, и звездочка везет тебя домой. Скажи «спасибо» звездочке за путешествие, помаши ей рукой. Теперь потянись и выпрямись. Расскажи, что ты представил во время своего путешествия на звездочке. Какие чувства и ощущения ты испытал? Что волшебное или чудесное с тобой произошло?»
***
Упражнение на релаксацию «Лучики солнца»
Цели: создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния; снижение уровня тревожности.
Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.
Обращение взрослого к ребенку: «Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись».
***
Релаксация «Цветочек»
Ход: Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях - «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени - «цветочек завял».
***
Релаксация «Сосулька»
Ход: Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, — сосулька «выросла». После команды логопеда: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Весёлая палитра"
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные, но и коммуникативные навыки в процессе нетрадиционного рисования. Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа кружка по ИЗО «Веселая палитра» в старших дошкольных группах на 2013 -2014 уч. год
Календарно - тематическое планирование в кружке по рисованию в старших возрастных группах[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13682655","attributes":{"alt":"","class":"media-image","heig...
Рабочая программа кружка "Волшебная палитра"
Рабочая программа "Волшебная палитра" - это рисование с использованием нетрадиционных техник. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, а также родителям....
рабочая программа кружка нетрадиционного рисования "Весёлая палитра"
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовала...
Рабочая программа " Веселая палитра"
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особеннос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Актуальность программы обосновывается государственной политикой в области образования, где одно из первых мест выходит задача подготовки детей и подростков к творческому труду и развитие творчес...