ООД в старшей группе. Рисование в нетрадиционной технике — граттаж.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Исаева Наталия Николаевна

 

Вид занятия: продуктивная деятельность с поисковыми и творческими элементами.

Программные задачи:

• Развивать у детей интерес к историческим событиям, к жизни древних народов.

• Расширить знания детей об искусстве рисования древних людей, возникновении письменности.

• Закрепить знания детей о нетрадиционной изобразительной технике рисования – граттаж.

• Продолжать учить детей использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.

• Развивать мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, умение работать за мольбертом, творческие способности детей на базе сформированных навыков графического изображения. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood.docx815.26 КБ

Предварительный просмотр:

ООД в старшей группе.

Рисование в нетрадиционной технике — граттаж.

Вид занятия: продуктивная деятельность с поисковыми и творческими элементами.

Программные задачи:

• Развивать у детей интерес к историческим событиям, к жизни древних народов.

• Расширить знания детей об искусстве рисования древних людей, возникновении письменности.

• Закрепить знания детей о нетрадиционной изобразительной технике рисования – граттаж.

• Продолжать учить детей использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.

• Развивать мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, умение работать за мольбертом, творческие способности детей на базе сформированных навыков графического изображения.

Материал:

грунтованные листы, укрепленные на мольбертах;  заостренные палочки, влажные салфетки; выставка работ в технике граттаж; карточки для игры «Выполни движения»;

видеофильм «Древнее искусство» -  отрывок «Искусство древней Греции» часть «Сказка»;

мультимедийная установка (ноутбук).

Предварительная работа:

• Просмотр видеофильма (по частям, беседа).

• Чтение сказки Д. Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»; рассказ Н. Носова «Три охотника»; книги А. Кондратьева «Книга о букве», С. И. Смирнова «Шрифт и шрифтовой плакат»

Словарная работа:

Активизация словаря – информация, граттаж, выцарапывание, изобразительная техника, средства выразительности, линия, штрих, контраст, графика.

В: Сегодня у нас необычная встреча. По моему рисунку попробуйте сами узнать, чем мы будем заниматься.

Воспитатель демонстрирует рисунок графических символов, способов передвижения.

В: Попробуйте его прочитать.

http://www.maaam.ru/upload/blogs/df4e03ceda75d629718121088a9b3719.jpg.jpg

Ответы детей.

В: Вы сами догадались, что рисунки используются не только для красоты, но и для пользы. Как вы думаете, где ещё в обычной жизни встречаются рисунки, несущие информацию необходимую человеку (дорожные знаки, вывески). Передача информации при помощи рисунков имеет очень древнюю историю. Я приглашаю вас в путешествие на машине времени в далекое прошлое, занимайте места. Заглянем в волшебный экран.

Демонстрация видеофильма – отрывок. Высеченные настенные рисунки сохранились до наших дней и помогли узнать, как жили люди в прошлом, чем занимались.

Продолжаем наше путешествие. Как мы буде передвигаться дальше? (пешком, показ схемы).

Игра «Выполни упражнение по карточке».

Цель: развитие внимания, двигательной координации.

Ход игры: воспитатель демонстрирует карточки-схемы с изображением видов движений. Дети повторяют его.

Экспозиция 5-7 секунд.

http://www.maaam.ru/upload/blogs/62b1e3386d4b0a3c118aede505ea1f98.jpg.jpg         http://www.maaam.ru/upload/blogs/9b5b75ccb279c8eb73f3962683ae1018.jpg.jpg 

 http://www.maaam.ru/upload/blogs/b5f67004e196f587bd992eb25b28005c.jpg.jpg        http://www.maaam.ru/upload/blogs/8a8231a18086d8ffd71aa6805f61e46c.jpg.jpg

В: Замечательно. Мы оказались в настоящем времени в нашем детском саду. Перед нами замечательная выставка работ. Рисунки необычны.

- Кто поможет нам вспомнить, как называется эта нетрадиционная изобразительная техника? (граттаж)

- Что обозначает это сложное слово, попробуйте его перевести (обозначает выцарапывать)

- Напомните нам средства выразительности граттажа? (линия, штрих, контраст) .

- Подумайте и скажите, пожалуйста, к какому виду изобразительного искусства мы можем отнести граттаж? (к графике)

Верно. Молодцы. Именно графика больше всего из всех видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, знаку. Поэтому ваши рисунки из нанесенных на лист линий, точек, штрихов напоминают рисунки древних людей.

Ну что ж, посмотрим на мой рисунок. Осталось одно изображение (воздушный шар) .

Он может нам помочь, как? (версии детей). Очень интересные у вас идеи.

Мы побывали с вами в прошлом, настоящем. Но к сожалению мы не можем реально попасть в будущее. Как же быть? Как мы можем рассказать о себе людям будущего? (ответы детей).

Мы можем написать письмо-рисунок в будущее для детей, которые будут ходить в детский сад после вас. Присаживайтесь. Закрывайте глаза.

Воздушный шар полетел по волнам вашей фантазии: кто-то из вас захочет в своем письме рассказать о лучшем друге или подружке и нарисует его портрет, кто-то расскажет о своем любимом животном, кто-то из вас расскажет о нашем красивом замечательном городе и нарисует своей любимый уголок, кто-то захочет рассказать о красоте природы в любое время года; кому-то из вас захочется рассказать с помощью рисунка о том, как вы играли, гуляли или о ваших сказках.

Теперь вы знаете, что вы нарисуете. Открывайте глаза.

Работа палочкой на мольберте требует больших усилий. Подготовим пальчики к работе (разминка для рук)

Индивидуальная помощь. Указания.

Оценка. Работы вывешиваются на доску.

Детям предлагается рассказать о содержании рисунка.

В: Вот и закончилось наше путешествие. Вы очень постарались. Молодцы.

        

Приложение

Этот удивительный граттаж.

Нетрадиционная техника рисования. Граттаж развивает детское творчество, художественный вкус, учит ребёнка создавать красоту своими руками. С помощью граттажа ребёнок осваивает и совершенствует рисование штрихом, усваивает понятия «контрастность» и «колорит».

Работы, выполненные в технике граттаж, необычны, их можно разглядывать бесконечно.

http://www.maaam.ru/upload/blogs/475fea7d46b3e10f17f9ba350080fa5d.jpg.jpg

ru.wikipedia.org.

Из истории вопроса

http://www.maaam.ru/upload/blogs/87a9b0283cb695f73fead57061d90519.jpg.jpg

Эрнст Макс (ErnstMax, немецкий живописец, график, мастер коллажа, граттажа и фроттажа. Один из наиболее ярких представителей сюрреализма. В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности.  В том же 1919 художник создал свои первые граттажи. Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — техника царапания. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Его также применял литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге "Сто народных баллад".

Кто может выполнить?

Ребёнок от 5 лет и больше.

Для работы нужно:

Полу картон или плотная бумага белая или цветная, свеча, широкая кисть, гуашь темного цвета, палочка с острым концом

Подготовка к работе:

Застелить стол газетой или клеёнкой.

Подготовка листа:

Цветной или белый лист натереть свечой без пропусков.

Смешать гуашь с жидким мылом или обычным, замоченным в кипятке. Полученной смесью покрыть лист с помощью широкой кисти.

Как это сделать.

Острой палочкой процарапывается рисунок. Если ребёнок не уверен в своих силах, можно сделать набросок карандашом на обычном листе. Перед началом работы покажите ребёнку как с помощью штриха показать шероховатость коры, деревянной доски, дома.

Любую линию лучше вести до конца одним движением, тогда она будет выразительной и чёткой.

Удобнее работать за мольбертами, тогда тушь, снимаемая палочкой с листа, будет падать вниз на подставку мольберта, не мешая создавать изображение. Для удаления стружки туши при работе за столом можно использовать сухую тряпочку.

Что можно изобразить?

Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, сельский, а так же ночной город, салют, рассвет и закат. Необычно выглядят работы на темы космоса, подводного царства, фантастические сюжеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники граттаж с целью формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств, творческих способностей. Особое значение имеет рисование, как...

НОД «Весна». Художественно – эстетическое развитие в средней группе. Рисование с использованием нетрадиционной техники.

НОД «Весна». Художественно – эстетическое развитиев средней группе.Рисование с использованием нетрадиционной техники....

Конспект НОД по рисованию в старшем дошкольном возрасте «Космос глазами детей» в нетрадиционной технике-граттаж.

Конспект НОД по рисованию в старшем дошкольном возрасте«Космос глазами детей»в нетрадиционной технике-граттаж....

тема: «Рисование в нетрадиционной технике граттаж. Подводное царство» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, ...

Мастер- класс для родителей старшей группы " Рисование с использованием нетрадиционных техник"

Цель данного мероприятия- познакомить родителей с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста...