ООД в старшей группе. Рисование в нетрадиционной технике — граттаж.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Вид занятия: продуктивная деятельность с поисковыми и творческими элементами.
Программные задачи:
• Развивать у детей интерес к историческим событиям, к жизни древних народов.
• Расширить знания детей об искусстве рисования древних людей, возникновении письменности.
• Закрепить знания детей о нетрадиционной изобразительной технике рисования – граттаж.
• Продолжать учить детей использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.
• Развивать мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, умение работать за мольбертом, творческие способности детей на базе сформированных навыков графического изображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood.docx | 815.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД в старшей группе.
Рисование в нетрадиционной технике — граттаж.
Вид занятия: продуктивная деятельность с поисковыми и творческими элементами.
Программные задачи:
• Развивать у детей интерес к историческим событиям, к жизни древних народов.
• Расширить знания детей об искусстве рисования древних людей, возникновении письменности.
• Закрепить знания детей о нетрадиционной изобразительной технике рисования – граттаж.
• Продолжать учить детей использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.
• Развивать мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, умение работать за мольбертом, творческие способности детей на базе сформированных навыков графического изображения.
Материал:
грунтованные листы, укрепленные на мольбертах; заостренные палочки, влажные салфетки; выставка работ в технике граттаж; карточки для игры «Выполни движения»;
видеофильм «Древнее искусство» - отрывок «Искусство древней Греции» часть «Сказка»;
мультимедийная установка (ноутбук).
Предварительная работа:
• Просмотр видеофильма (по частям, беседа).
• Чтение сказки Д. Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»; рассказ Н. Носова «Три охотника»; книги А. Кондратьева «Книга о букве», С. И. Смирнова «Шрифт и шрифтовой плакат»
Словарная работа:
Активизация словаря – информация, граттаж, выцарапывание, изобразительная техника, средства выразительности, линия, штрих, контраст, графика.
В: Сегодня у нас необычная встреча. По моему рисунку попробуйте сами узнать, чем мы будем заниматься.
Воспитатель демонстрирует рисунок графических символов, способов передвижения.
В: Попробуйте его прочитать.
Ответы детей.
В: Вы сами догадались, что рисунки используются не только для красоты, но и для пользы. Как вы думаете, где ещё в обычной жизни встречаются рисунки, несущие информацию необходимую человеку (дорожные знаки, вывески). Передача информации при помощи рисунков имеет очень древнюю историю. Я приглашаю вас в путешествие на машине времени в далекое прошлое, занимайте места. Заглянем в волшебный экран.
Демонстрация видеофильма – отрывок. Высеченные настенные рисунки сохранились до наших дней и помогли узнать, как жили люди в прошлом, чем занимались.
Продолжаем наше путешествие. Как мы буде передвигаться дальше? (пешком, показ схемы).
Игра «Выполни упражнение по карточке».
Цель: развитие внимания, двигательной координации.
Ход игры: воспитатель демонстрирует карточки-схемы с изображением видов движений. Дети повторяют его.
Экспозиция 5-7 секунд.
В: Замечательно. Мы оказались в настоящем времени в нашем детском саду. Перед нами замечательная выставка работ. Рисунки необычны.
- Кто поможет нам вспомнить, как называется эта нетрадиционная изобразительная техника? (граттаж)
- Что обозначает это сложное слово, попробуйте его перевести (обозначает выцарапывать)
- Напомните нам средства выразительности граттажа? (линия, штрих, контраст) .
- Подумайте и скажите, пожалуйста, к какому виду изобразительного искусства мы можем отнести граттаж? (к графике)
Верно. Молодцы. Именно графика больше всего из всех видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, знаку. Поэтому ваши рисунки из нанесенных на лист линий, точек, штрихов напоминают рисунки древних людей.
Ну что ж, посмотрим на мой рисунок. Осталось одно изображение (воздушный шар) .
Он может нам помочь, как? (версии детей). Очень интересные у вас идеи.
Мы побывали с вами в прошлом, настоящем. Но к сожалению мы не можем реально попасть в будущее. Как же быть? Как мы можем рассказать о себе людям будущего? (ответы детей).
Мы можем написать письмо-рисунок в будущее для детей, которые будут ходить в детский сад после вас. Присаживайтесь. Закрывайте глаза.
Воздушный шар полетел по волнам вашей фантазии: кто-то из вас захочет в своем письме рассказать о лучшем друге или подружке и нарисует его портрет, кто-то расскажет о своем любимом животном, кто-то из вас расскажет о нашем красивом замечательном городе и нарисует своей любимый уголок, кто-то захочет рассказать о красоте природы в любое время года; кому-то из вас захочется рассказать с помощью рисунка о том, как вы играли, гуляли или о ваших сказках.
Теперь вы знаете, что вы нарисуете. Открывайте глаза.
Работа палочкой на мольберте требует больших усилий. Подготовим пальчики к работе (разминка для рук)
Индивидуальная помощь. Указания.
Оценка. Работы вывешиваются на доску.
Детям предлагается рассказать о содержании рисунка.
В: Вот и закончилось наше путешествие. Вы очень постарались. Молодцы.
Приложение
Этот удивительный граттаж.
Нетрадиционная техника рисования. Граттаж развивает детское творчество, художественный вкус, учит ребёнка создавать красоту своими руками. С помощью граттажа ребёнок осваивает и совершенствует рисование штрихом, усваивает понятия «контрастность» и «колорит».
Работы, выполненные в технике граттаж, необычны, их можно разглядывать бесконечно.
Из истории вопроса
Эрнст Макс (ErnstMax, немецкий живописец, график, мастер коллажа, граттажа и фроттажа. Один из наиболее ярких представителей сюрреализма. В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. В том же 1919 художник создал свои первые граттажи. Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — техника царапания. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Его также применял литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге "Сто народных баллад".
Кто может выполнить?
Ребёнок от 5 лет и больше.
Для работы нужно:
Полу картон или плотная бумага белая или цветная, свеча, широкая кисть, гуашь темного цвета, палочка с острым концом
Подготовка к работе:
Застелить стол газетой или клеёнкой.
Подготовка листа:
Цветной или белый лист натереть свечой без пропусков.
Смешать гуашь с жидким мылом или обычным, замоченным в кипятке. Полученной смесью покрыть лист с помощью широкой кисти.
Как это сделать.
Острой палочкой процарапывается рисунок. Если ребёнок не уверен в своих силах, можно сделать набросок карандашом на обычном листе. Перед началом работы покажите ребёнку как с помощью штриха показать шероховатость коры, деревянной доски, дома.
Любую линию лучше вести до конца одним движением, тогда она будет выразительной и чёткой.
Удобнее работать за мольбертами, тогда тушь, снимаемая палочкой с листа, будет падать вниз на подставку мольберта, не мешая создавать изображение. Для удаления стружки туши при работе за столом можно использовать сухую тряпочку.
Что можно изобразить?
Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, сельский, а так же ночной город, салют, рассвет и закат. Необычно выглядят работы на темы космоса, подводного царства, фантастические сюжеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционной техники граттаж с целью формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств, творческих способностей. Особое значение имеет рисование, как...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе Рисование с использованием нетрадиционной техники (ватные палочки) Тема: «На пастбище»
Знакомство детей с культурой бурятского народа...
НОД «Весна». Художественно – эстетическое развитие в средней группе. Рисование с использованием нетрадиционной техники.
НОД «Весна». Художественно – эстетическое развитиев средней группе.Рисование с использованием нетрадиционной техники....
Занятие в подготовительной к школе группе Рисование в нетрадиционной технике – граттаж. Письмо в будущее
Нетрадиционная техника рисования граттаж - это просто и интересно!...
Конспект НОД по рисованию в старшем дошкольном возрасте «Космос глазами детей» в нетрадиционной технике-граттаж.
Конспект НОД по рисованию в старшем дошкольном возрасте«Космос глазами детей»в нетрадиционной технике-граттаж....
Мастер- класс для родителей старшей группы " Рисование с использованием нетрадиционных техник"
Цель данного мероприятия- познакомить родителей с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе (рисование зимнего пейзажа нетрадиционными техниками: печать листьями, печать капустным листом, рисование ватными палочками, газетными комочком). Тема: "Зимний пейзаж".
Рисование зимнего пейзажа нетрадиционными техниками: печать листьями, печать капустным листом, рисование ватными палочками, газетными комочком...