«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей»
консультация на тему
Мастер - класс для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_no2_netraditsionnoe_risovanie.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»
Мастер – класс для педагогов
«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей»
Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством подготовки руки дошкольника к письму.
Задачи:
- установить причину затруднения овладением письма у дошкольников;
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных техник рисования;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: оформление зала – работы детей с использованием нетрадиционных техник рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, баночки, тарелочки, одноразовые вилки, деревянные палочки, овощи, сухие листья, тазы с водой, салфетки на каждого педагога, полотенца.
Предварительная работа: изучение специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; творческая работа детей.
* * *
- Добрый день уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего мастер – класса: «Развитие мелкой моторики детей, как подготовки руки к письму через нетрадиционные способы рисования».
В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.
Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим ТРЕНИНГ, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература:
- «Пальчиковая гимнастика»
- «Пальчиковые игры»
- «Система игровых упражнений».
Всё это в комплексе мы внедряем в занятия с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, мы учим: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.
Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.
По словам М. Шкляровой: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:
Младший дошкольный возраст
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля, моркови;
- тычок жёсткой полусухой кистью.
Старший и подготовительный возраст
- «ладонная» техника;
- рисование поролоновым тампоном;
- оттиск печаткой из ластика;
- фотокопия – рисование свечой;
- отпечатки листьев.
Старший и подготовительный возраст
- кляксография обычная и трубочкой;
- монотопия предметная и пейзажная;
- печать по трафарету;
- раздувание краски;
- расчёсывание краски;
- рисование нитками;
- рисование солью;
- батик (рисование по ткани) и другие.
Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА.
Основная техника печатки.
В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для э того берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.
Сейчас вы своими руками вместе со мной создадите свой «шедевр» нетрадиционными способами рисования, такими как: печатка, рисование ладошкой, пальчиком, палочкой. Практическая работа педагогов – «Ёжик – ни головы, ни ножек».
Можно печатку сделать из моркови. Для этого надо взять небольшую морковь, разрезать её пополам вдоль. В выпуклую сторону моркови вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону макнём в нужную для работы краску и начнём печатать. Например: «Весёлые гусенички». Педагог показывает несколько работ, которые выполнили дошкольники среднего возраста. Практическая часть педагогов.
Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ. Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)
Сейчас мы с вами будем рисовать этой техникой плюшевого медвежонка. Педагог показывает и объясняет приёмы нестандартного способа рисования. Практическая работа педагогов.
Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.
Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным. Далее идёт показ и объяснения красивых картинок из разноцветных ниток.
Практическая часть педагогов.
Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.
Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами:
- при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.
Педагог показывает несколько работ выполненные в этой технике. Идёт показ с объяснением картин: «Бабочка-красавица», «Одуванчик золотой».
Спасибо за прекрасные ваши работы!
Итог подводится в виде анкет для педагогов.
Ф.И.О., № д/с____________________________________________________
Что Вы для себя сегодня узнали нового?____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы хотели бы собраться ещё раз и попробовать рисовать другими нестандартными способами?________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое спасибо!
Ф.И.О., № д/с____________________________________________________
Что Вы для себя сегодня узнали нового?____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы хотели бы собраться ещё раз и попробовать рисовать другими нестандартными способами?________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).
Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....
Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Цель: повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....
Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»
Педагогический проект, темой которого является использование нетрадиционных техник рисования....
Мастер - класс "Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста"
В этом мастер - классе, рассказывается о нетрадиционных видах аппликации....
Влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики детей четвертого года
Статья: Влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики детей четвертого года...
Индивидуальный план самообразования на тему"Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму детей подготовительной группы"
В материале прописаны :цель,задачи,формы работы, средства,ожидаемый результат,форма предоставления результатов ,используемая литература....
"Пуантилизм" или как рисование с использованием нетрадиционных техник влияет на развитие мелкой моторики и пространственного мышления у детей с ТНР
quot;Пуантилизм" или как рисование с искользованием нетрадиционных техник влияет на развитие мелкой моторики и пространственного мышления у детей с ТНР...