«Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья».
статья (старшая группа)
В статье рассмотрена роль развития мелкой моторики – как одно из наиболее эффективных средств речевого, интеллектуального, психического развития детей с особыми возможностями здоровья в дошкольном возрасте. Приведен ряд методов развития мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_melkaya_motorika_ruk.docx | 25.17 КБ |
osnovoy_razvitiya_kazhdogo_cheloveka_yavlyaetsya_dvigatelnaya_aktivnost.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Двигательная активность включает в себя крупную и мелкую моторику. Работа по развитию крупной и мелкой моторики обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Навыки мелкой моторики – это совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Уровень развития современного общества прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели для развития творческих способностей дошкольников. В своей статье я хочу сделать акцент на детях с особыми возможностями здоровья. В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.
Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации таких детей.Чтобы социализировать «особого» ребёнка в обществе необходима кропотливая работа, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Понимая важность этой проблемы, ставится цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей.
Задачи:
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы.
В работе с детьми с ограниченными возможностями используют различные упражнения и игры:
- упражнения и игры для развития мелкой моторики;
- рисование или раскрашивание картинок;
- упражнения в обводе контуров предметов, рисование по трафаретам;
- рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе;
- выкладывание фигур из счетных палочек;
- лепка из глины и пластилина;
- вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур;
- выполнение аппликаций;
- составление узоров;
- изготовление поделок из бумаги;
- изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
Кроме развития мелкой моторики рук занятия развивают также воображение и фантазию ребенка.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке, нанизывание бус и пуговиц - развивают мелкую моторику рук ребенка.
Что бы вызвать у детей наибольшей интерес, в любое время года из ранее заготовленного природного материала(рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.) можно так же сделать бусы -развивается не только мелкая моторика рук, но и воображение, фантазия.
Переборка крупы- интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук. Для проведения такого занятия необходимо насыпать в небольшое блюдце горох, гречку или рис и попросить ребёнка перебрать крупу.
Для развития осязания, мелких движений пальчиков рук, используется развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для каждого ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, движения его руки будут более уверенные.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
- во-первых, развивают мелкую моторику его руки;
- во-вторых, формируют у ребенка художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
- в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Если на каждом занятии и в режимных моментах использовать упражнения и игры для развития мелкой моторики, это принесет свои результаты. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие. Развивается личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку становится легче ориентироваться в окружающем его пространстве и общаться со своими сверстниками и взрослыми людьми.
- Изобразительная деятельность.
Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы работы.
В основном, мною используются следующие нетрадиционные техники:
- Рисование пальчиками,
- Рисование ватными палочками;
- Аппликация сыпучими, природными материалами, крупой;
- Пластилинография;
- Выкладывание крупами и семечками на пластилине;
- Отпечаток листьев;
- Скатывание бумаги.
Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.
- Лепка
Для занятий использую пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок. Дети не только катают колбаски, шарики и конструируют из них простые фигуры, но и прикрепляют их к картону. На занятиях так же предлагается детям выполнить картину из пластилина разными способами.
Аппликация
На занятияхпоаппликации предлагаю детям
из скрученных салфеток сделать цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая,кусочки друг на друга.
Из цветного риса и манки можно сделать животное. На листе рисуется контур любого животного, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а конечности выполняются из риса. Детям очень нравятся такие занятия.
Массаж
Перед рисованием, лепкой предлагаю детям провести самомассаж.
В комплекс упражнений входит: - Разминание ладоней, кистей. Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. - Использование приспособлений: ежиков, шариков “марлбс”, « Су-Джок»-
это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
Дети катают их по ладоням сверху вниз. - Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д. - Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении. Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу.
Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.
Пальчиковые игры
Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.
- «Ножки» -пальцы делают шагательные движения по столу
- «Очки» - дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.
- «Идем за грибами»- считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.
- «Стул и стол»- Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.
- «Лодочка»- используется стих:Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).- «Ножницы»- ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.
В работе необходимо использовать основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывать особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.
Чтобы лучше усвоить выше изложенный материал родителямрекомендую,что бы они дома повторяли пройденный в ДОУ материал.
Вывод:Регулярное и планомерное использование упражнений и пальчиковых игр стимулирует речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на эмоциональную сферу, а самое главное – способствует сохранению физического о и психического развития ребенка.
Список литературы:
1.Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь» / - СПб. Лань, 19с.
2.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015.
3. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
4. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
5. Малик, О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками / О.А. Малик. - М.: Сфера, 2009. - 96 с.
6.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. –М.: ООО Издательство Астрель, 2004.
Предварительный просмотр:
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Двигательная активность включает в себя крупную и мелкую моторику. Работа по развитию крупной и мелкой моторики обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Навыки мелкой моторики – это совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Уровень развития современного общества прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели для развития творческих способностей дошкольников. В своей статье я хочу сделать акцент на детях с особыми возможностями здоровья. В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.
Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации таких детей.Чтобы социализировать «особого» ребёнка в обществе необходима кропотливая работа, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Понимая важность этой проблемы, ставится цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей.
Задачи:
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы.
В работе с детьми с ограниченными возможностями используют различные упражнения и игры:
- упражнения и игры для развития мелкой моторики;
- рисование или раскрашивание картинок;
- упражнения в обводе контуров предметов, рисование по трафаретам;
- рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе;
- выкладывание фигур из счетных палочек;
- лепка из глины и пластилина;
- вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур;
- выполнение аппликаций;
- составление узоров;
- изготовление поделок из бумаги;
- изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
Кроме развития мелкой моторики рук занятия развивают также воображение и фантазию ребенка.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке, нанизывание бус и пуговиц - развивают мелкую моторику рук ребенка.
Что бы вызвать у детей наибольшей интерес, в любое время года из ранее заготовленного природного материала(рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.) можно так же сделать бусы -развивается не только мелкая моторика рук, но и воображение, фантазия.
Переборка крупы- интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук. Для проведения такого занятия необходимо насыпать в небольшое блюдце горох, гречку или рис и попросить ребёнка перебрать крупу.
Для развития осязания, мелких движений пальчиков рук, используется развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для каждого ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, движения его руки будут более уверенные.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
- во-первых, развивают мелкую моторику его руки;
- во-вторых, формируют у ребенка художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
- в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Если на каждом занятии и в режимных моментах использовать упражнения и игры для развития мелкой моторики, это принесет свои результаты. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие. Развивается личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку становится легче ориентироваться в окружающем его пространстве и общаться со своими сверстниками и взрослыми людьми.
- Изобразительная деятельность.
Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы работы.
В основном, мною используются следующие нетрадиционные техники:
- Рисование пальчиками,
- Рисование ватными палочками;
- Аппликация сыпучими, природными материалами, крупой;
- Пластилинография;
- Выкладывание крупами и семечками на пластилине;
- Отпечаток листьев;
- Скатывание бумаги.
Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.
- Лепка
Для занятий использую пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок. Дети не только катают колбаски, шарики и конструируют из них простые фигуры, но и прикрепляют их к картону. На занятиях так же предлагается детям выполнить картину из пластилина разными способами.
Аппликация
На занятияхпоаппликации предлагаю детям
из скрученных салфеток сделать цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая,кусочки друг на друга.
Из цветного риса и манки можно сделать животное. На листе рисуется контур любого животного, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а конечности выполняются из риса. Детям очень нравятся такие занятия.
Массаж
Перед рисованием, лепкой предлагаю детям провести самомассаж.
В комплекс упражнений входит: - Разминание ладоней, кистей. Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. - Использование приспособлений: ежиков, шариков “марлбс”, « Су-Джок»-
это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
Дети катают их по ладоням сверху вниз. - Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д. - Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении. Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу.
Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.
Пальчиковые игры
Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.
- «Ножки» -пальцы делают шагательные движения по столу
- «Очки» - дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.
- «Идем за грибами»- считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.
- «Стул и стол»- Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.
- «Лодочка»- используется стих:Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).- «Ножницы»- ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.
В работе необходимо использовать основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывать особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.
Чтобы лучше усвоить выше изложенный материал родителям рекомендую, что бы они дома повторяли пройденный в ДОУ материал.
Вывод: Регулярное и планомерное использование упражнений и пальчиковых игр стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Положительно сказывается на развитии речи детей, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на эмоциональную сферу, а самое главное – способствует сохранению физического о и психического развития ребенка.
Список литературы:
1.Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь» / - СПб. Лань, 19с.
2.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015.
3. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
4. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
5. Малик, О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками / О.А. Малик. - М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, чере...
Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно- развивающей работы воспитателя
Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя С каждым ...
Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....
Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).
Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....
Социальное партнёрство как ресурс формирования и развития доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: опыт работы и перспективы
Данная презентация обобщает целенаправленную систему работы специалистов по реализации плана взаимодействия с социальными партнерами при решении ряда воспитательно-образовательных задач Муниципального...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Чтобы научить малыша говорить, нужно не только развивать его артикуляционный аппарат (дыхание, губы, язык), но и развивать мелкую моторику. Развитие мелкой моторики тесно связано с познавательной, вол...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СТЭПАЭРОБИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Развитие физических и элементарных творческих способностей детей с ОВЗ через включение их в танцевально-ритмическую деятельность на степ-платформах. Повышение качества образования детей с ОВЗ....