"Использование техник рисование без кисточки в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья по рисованию по теме
Статья об использовании техник рисования пальчиками, ладошкой,поролоном, ватной палочкой, оттиск печатками, отпечатки листьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование техник рисования без кисточки в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности.
Анализируя детские рисунки, педагоги намечают наиболее эффективные пути обучения и воспитания дошкольников.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Однако детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности.
Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует.
Для успешного выполнения задания данная категория детей нуждается в более детальной, четкой, поэтапной инструкции. Изобразительная деятельность является движущей силой психического развития детей, поэтому использование на занятиях по рисованию техник рисования без кисточки приобретают высокую коррекционную значимость.
Применение этих техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними, позволяют учесть индивидуальные особенности детей. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и ватной палочкой, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони). Получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Таким образом, использование техник рисования без кисточки способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ОВЗ в целом.
Рисование пальчиками
Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом.
В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое
Рисование ладошкой
Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо получаются в этой технике разные птицы, рыбки, осьминожки, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу)
Оттиск печатками
Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта, ластика, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно использовать любые предметы окружающего пространства- кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу .Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.
Рисование поролоном
Ребенок опускает кусочек поролона ( или тампон из поролона) в густую краску и наносит оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет. Кусочками поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка, рисовать животных, птиц, передавая фактуру шерсти, оперения.
Отпечатки листьев
Ребенок покрывает листок дерева красками, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге, накрывает сверху другим листком бумаги и проглаживает. Затем аккуратно все убирает и получает отпечаток .Детали можно дорисовать тонкой кисточкой. Этот вид рисования удобно использовать осенью, когда без труда можно найти разнообразные еще не высохшие листья и создать очень похожие на настоящие букеты, пейзажи и др.
Рисование свечой или восковыми мелками
Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой или мелками, остается незакрашенным. Если детям трудно рисовать белым на белой бумаге, можно обводить карандашный контур или использовать трафарет .Интересными получаются сделанные в этой технике зимние пейзажи, морозные узоры на окне, веточки вербы, подснежники или ромашки
Рисование ватной палочкой
Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам, позволяет быстро получить много одинаковых кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение
Рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)
Ребенок наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем щедро посыпает сыпучим материалом. Лишний материал ссыпается на поднос.
Соль, манку можно подкрасить.
Иногда манку добавляют в гуашь и рисуют этой смесью, для получения более объемного изображения.
Существуют и другие нетрадиционные техники, но они слишком сложны для детей с ОВЗ и требуют очень большой подготовки .
Организация работы с родителями - важная составляющая работы воспитателя. Проведение консультаций, открытых и совместных занятий по рисованию с применением разных техниками изображения для детей и родителей, привлечение родителей к оформлению выставок детских работ, к участию в тематических выставках в ДОУ. Благодаря этому происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
По результатам работы в течение нескольких лет я отмечаю, что детям нравятся занятия с применением разных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Данные технологии дают положительный эффект, способствуют формированию успешности у детей с ОВЗ. Они с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов в свободной самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Материал представляет собой сообщение для воспитателей компенсирующих групп детского сада для детей с различными отклонениями в развитии (задержка психического развития, умственная отсталость легкой с...
Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...
Сообщение для воспитателей Тема: Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитатель Надежина Н.В. МБДОУ №17 г. Нижнего Новгорода
Сообщение для воспитателей Тема: Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-тв...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовительной группе детского сада (дети 6-7 лет) «Прогулка по Цифрограду»
Итоговое занятие по математике за полугодие....
Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).
Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....
Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"
Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"...