РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
консультация на тему

Файзуллина Айгуль Фанильевна

Чтобы научить малыша говорить, нужно не только развивать его артикуляционный аппарат (дыхание, губы, язык), но и развивать мелкую моторику. Развитие мелкой моторики тесно связано с познавательной, волевой и эмоциональной сферой психики. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. (Шлыкова Т. С. Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности (лепки) // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 143-146.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_ovz.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Следовательно, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Плохо развитая моторика проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений. У детей с ограниченными возможностями здоровья, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких  движений рук, недоразвитие ручной умелости. Такие дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у многих отмечается недостаточность мышечной силы. Письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие. Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья научился контролировать и регулировать свои движения и действия. Поэтому в подготовительный к школе период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей: - раскрашивание эффективный способ подготовки руки к письму (это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными); - копирование рисунков на прозрачную бумагу (очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв); - регулярные занятия с пластилином или глиной: разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев; - отщипывание от листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию; нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн». Самым важным и основным из корригирующих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми навыкам письма является пальчиковая гимнастика. Целью гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом занятии, проводя ее в виде различных игр и упражнений. Остановимся подробнее на некоторых упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения с пластилином. Для детей с нарушением координации движений, гиперкинезами, со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Дети согревают пластилин в руках, ломают, отщипывают нужный кусочек, раскатывают в ладонях или на доске, придают пластилиновой массе необходимую форму и могут в любой момент внести изменения в работу и исправить ошибки, не боясь испортить материал, что придает им уверенность в своих действиях.

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите ребенку все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время упражнений с пластилином можно читать сказку, а юный скульптор творить наиболее понравившихся ему персонажей. Упражнения с бумагой. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. Оригами помогает развивать не только мелкую моторику, но и пространственные представления, внимание, координацию движений, речь, знакомить со многими геометрическими понятиями. Этот комплекс упражнений поможет ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки. Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных упражнений. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии. Упражнения с карандашом, крупой, бусами, орехами. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья полезно регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения, Дети учатся перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Упражнения с природным материалом. Гуляя с детьми во дворе, в парке, в лесу, можно обратить внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рисование. Рисование занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Можно предложить ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половину изображения развивается творческое воображение, зрительная память и цветоощущение у детей. Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Начиная с упражнений в сенсомоторике, ребенок движется к развитию интеллекта. Причем движение это происходит в определенной логике, которую задает педагог.

 Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию. Недостатки моторики детей с ограниченными возможностями здоровья выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У них крайне не развиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у детей с ограниченными возможностями здоровья, не могут не оказать влияния на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, так как они приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при выполнении действия. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, чере...

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно- развивающей работы воспитателя

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя             С каждым ...

Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....

Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).

Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....

Социальное партнёрство как ресурс формирования и развития доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: опыт работы и перспективы

Данная презентация обобщает целенаправленную систему работы специалистов по реализации плана взаимодействия с социальными партнерами при решении ряда воспитательно-образовательных задач Муниципального...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СТЭПАЭРОБИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Развитие физических и элементарных творческих способностей детей с ОВЗ через включение их в танцевально-ритмическую деятельность на степ-платформах. Повышение качества образования детей с ОВЗ....

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья».

В статье рассмотрена  роль развития мелкой моторики – как одно из наиболее эффективных средств речевого, интеллектуального, психического развития детей с особыми возможностями здоровья...