Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Городецкая книга"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы в образовательной области "Художественно - эстетическое развитие". Целью совместной деятельности является совершенствование умения выполнять тенёвку и оживку городецкой гирлянды в традициях росписи. Необходима соответствующая предварительная работа: беседа о городецком промысле, его истории, традициях; знакомство с техникой выполнения городецкого узора; упражнение в выполнении элементов городецкой росписи; игры на составление городецких узоров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_gorodetskaya_kniga.docx | 26.25 КБ |
prezentatsiya_v_gostyah_u_skazki.pptx | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №23 с приоритетным направлением деятельности
по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной деятельности педагога с детьми
подготовительной группы
в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
«Городецкая книга»
Составитель: Гришанова
Татьяна Ивановна
воспитатель первой
квалификационной категории
Санкт-Петербург
2016 г.
Конспект совместной деятельности педагога с детьми
в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
«Городецкая книга»
Цель: Задачи: Материалы: Технические ресурсы: Предварительная работа: | Совершенствовать умение выполнять тенёвку и оживку городецкой гирлянды в традициях росписи. Продолжать знакомить с русским фольклором и традициями. Закреплять представления о народном промысле Городца, его колорите и особенностях. Формировать умение наносить узор одним движением руки без отрыва от бумаги всей кистью или её концом. Расширять активный и пассивный словарь детей. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к декоративному творчеству. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать у детей любовь и интерес к народным промыслам, чувство гордости за культурное наследие своей страны. Мольберты с эскизами росписи городецких цветов и листьев. Заготовки для городецкой росписи с выполненным замалёвком; обложка будущей книги, расписанная в традициях городецкой росписи, гуашевые краски, кисти №1 и №3, салфетки, фартуки; образцы росписи городецкой гирлянды, городецких цветов, листьев. Интернет ресурсы: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis.html http://my-gorodets.livejournal.com/9405.html http://www.1-kvazar.ru/u_gorodets.htm http://igalla.ru/view_post1.php?id=73 Мультимедийный комплекс, слайд-шоу «Городецкая роспись». Беседа о городецком промысле, его истории, особенностях изделий из дерева, их назначением, украшением, цветосочетаниями. Знакомство с техникой выполнения городецкого узора, росписи купавки и розана. Упражнение в выполнении элементов городецкой росписи. Игры на составление городецких узоров. |
Ход совместной деятельности
Воспитатель приглашает детей в зал. (Слайд 1)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пригласила вас сюда сегодня по очень важному делу. Мне нужна помощь, одной мне не справиться! Я решила изготовить книгу со сказками. Сказки эти не простые, да и книга сама – тоже. А вот какие они, я вам сейчас расскажу. Проходите, гости дорогие, в горницу! Усаживайтесь поудобнее.
Рядом с русской печкой кругом стоит столик с самоваром. У печки – лавочки и небольшое кресло. (Слайд 2)
-Ребята, когда я была маленькая, моя бабушка часто рассказывала мне о тех временах, когда она сама была маленькой и у неё тоже была бабушка. И много братьев и сестер. Долгими зимними вечерами, когда на улице трещал мороз, и завывала вьюга, все они занимали тёплые места у печки и просили бабушку рассказать им сказку. А бабушка усаживалась поудобнее, брала в руки спицы, вязала шерстяные носочки и начинала неторопливо: «В некотором царстве – в некотором государстве…». И была та бабушка такой мастерицей сказки рассказывать! (Слайд 3) Знала она их не из книг, потому что сама и читать-то не умела. Откуда же узнавали раньше люди сказки? Ребята, как вы думаете?
Дети: Сами придумывали! Слышали от других людей!
Воспитатель: Правильно, ребята! Надо же, какая была хорошая память у наших предков. И у моей бабушки. Потому что она запомнила все сказки, которые ей рассказывала её бабушка. И рассказала потом мне.
Ребята, а как называются такие сказки, которые люди раньше не в книгах читали, а сами придумывали, друг другу пересказывали: своим знакомым, детям, внукам?
Дети: Народные!
Воспитатель: А какие народные сказки вы знаете?
Дети называют: Курочка Ряба, Колобок, Теремок, Гуси-лебеди и другие.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали сказки! Но ведь кроме сказок есть ещё и песни, былины, пословицы, поговорки, загадки. Всё это фольклор - произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем. Они не записывали свои произведения, а передавали устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Рассказывая сказку, каждый рассказчик добавлял что-то от себя, что-то изменял. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, сказок, частушек – народ. А потом учёные догадались, что все народные произведения можно записать, издавать книги, чтобы с сокровищами народного творчества могли познакомиться все желающие, умеющие читать.
Так вот ребята, и я решила записать некоторые бабушкины сказки. А именно – докучные. Их название произошло от слова докучать – надоедать, приставать. (Слайд 4) Когда бабушке было некогда, а я всё просила и просила её рассказать мне какую-нибудь сказку (докучала ей), бабушка начинала, например, так: «Жил – был царь, у царя был двор…». «Ах, как хорошо! – думала я. – Ещё одна интересная сказка!» Но неожиданно бабушка весело заканчивала: «На дворе был кол, На колу мочало; Не сказать ль сначала?» Это и есть докучная сказочка - небольшое шуточное произведение с часто повторяющимися словами. Она похожа на весёлый розыгрыш. Такие сказки бесконечны, их можно рассказывать очень долго. А ваша мама или бабушка рассказывали вам такие сказочки?
Ответы детей.
Если дети затрудняются, воспитатель зачитывает ещё несколько докучных сказок. (Слайд 5)
Жил – был карась,
Вот и сказка началась.
Залез карась в тину,
Вот и сказке половина.
Съела щука карася-
Вот и сказка вся!
Или вот такая: (Слайд 6)
Пришёл медведь к броду–
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Пришёл медведь к броду …
-Я собрала много таких сказок. И не только тех, которые рассказывала моя бабушка. И решила оформить их в книгу. Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы создать книгу?
Дети отвечают:
-Придумать текст! Напечатать его! Скрепить страницы! Нарисовать иллюстрации!
-Правильно! Текст я уже напечатала. А вот для создания иллюстраций решила позвать помощников. Если уж в моей книге народные сказки, пусть и иллюстрации будут не авторские, а народные! И рисовать их будут не профессиональные художники, а дети, то есть вы! Стала я думать, какую же народную декоративную роспись выбрать? Ребята, а какие виды народного декоративно-прикладного искусства вам известны?
-Дымковские и филимоновские игрушки, гжельская роспись, городецкая роспись, хохломская роспись, русская матрёшка и т.д.
-Какая же роспись подойдёт к нашим сказкам?
Интерактивная игра «Подбери роспись к сказке» (с использованием мультимедийного комплекса)
Гжельская – «Морозко»
Городецкая – Докучные сказки
Хохлома – «Жар–птица и Василиса-царевна»
В ходе игры для каждой сказки подбирают подходящий вид декоративно-прикладного искусства. Воспитатель задаёт наводящие вопросы:
Какой Морозко? Холодный? Ледяной? Замораживает речку, землю, заметает все снегом. Какая роспись больше всего похожа на морозные узоры? – Гжельская. (Слайд 7)
Какая Жар – птица? Яркая? Золотая? Горячая? Что она кушает? Яблоки, золотое пшено да ягоды. В какой росписи много золотых, красных, «горячих» красок? – Хохломская. (Слайд 8)
Какие докучные сказки по своей сути? Шуточные? Весёлые? Озорные? Яркие? Какая роспись играет пёстрыми красками, разноцветная и весёлая? – Городецкая. (Слайд 9)
-Ребята, я полностью с вами согласна!
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
Городецкая роспись вполне подойдет для оформления докучных шуточных сказок. У меня как раз есть заготовки городецких гирлянд. И если вы поможете мне их расписать, уже сегодня наша книга будет готова. А скажите-ка мне, пожалуйста, как называют художников, которые выполняют иллюстрации к книгам?
-Художники-иллюстраторы!
-Правильно! И сегодня вы станете художниками-иллюстраторами! Проходите к своим рабочим столам!
-Первое, что нам нужно сделать, это вспомнить этапы росписи городецкой гирлянды. (Слайд 10). Какие элементы городецкой гирлянды вы видите? Словно чудо тут и там распускается … (розан).
Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка).
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Чем отличаются розаны от купавок? (круги для розана побольше, для купавок поменьше; у розана центр рисуется в середине цветка, у купавки смещается вправо, влево, вверх, вниз.) С помощью каких красок художники создают эти красивые цветы? (красной, синей, белой, розовой, голубой и зеленой).
На первом этапе художник продумывает, какие цветы он включит в свою гирлянду, как их расположит и делает подмалёвок. (Слайд 11). Этот этап уже выполнен. Затем производится тенёвка (Слайд 12) - наносится узор синей краской на голубые цветы, красной краской – на красные цветы, чёрной – на зелёные листья. Обозначается центр цветка и лепестки. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Вспомните, как надо рисовать дугу красивой формы? (рисовать кончиком кисти и на середине сильный нажим кистью) Затем на городецкие цветы, листья художники наносят много точек, черточек, волнистых линий. Как это называется? (Оживка, так как после неё рисунок словно оживает) (Слайд 13) – Оживку производят чёрной и белой краской. Оживают и распускаются розаны и купавки во всей красе. А теперь посмотрите, как много вариантов росписи городецких цветов! (Слайд 14)
Физкультминутка «Городецкие цветы»
Городецкие цветки распускают лепестки – сжимание, разжимание пальцев. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет - помахивание пальцами.
Наши алые цветки закрывают лепестки – опускание рук.
Тихо засыпают головой качают – 2 раза.
Дети надевают фартуки.
Воспитатель: А теперь приступим к работе. Рисуйте красиво, аккуратно, быстро и дружно (включается музыка).
В процессе рисования воспитатель оказывает помощь в виде совета, указаний, а также показом иллюстраций городецкой росписи.
Воспитатель: Белые мазки для оживки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. (Слайд 15) Главное, делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.
Чтобы получить дугу красивой формы, ее начинают аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности.
Во время работы детей воспитатель проговаривает русские народные пословицы:
«Сделаешь наспех – сделаешь на смех», «Есть терпение, будет и умение»
Так же в процессе рисования воспитатель зачитывает докучные сказки, которые войдут в книгу.
В конце совместной деятельности воспитатель выкладывает иллюстрации на стол, предлагает встать полукругом и полюбоваться на результат своей работы, демонстрирует обложку будущей книги.
-Скажите, расписывать книгу было трудно? А какой элемент выполнять было сложнее всего? На ваш взгляд, что нужно делать, чтобы узор получился более тонким, аккуратным, изящным? Какой цветок удался вам лучше всего? Почему?
-Посмотрите, ребята, какая весёлая, яркая, красочная получится наша книга. Когда страницы подсохнут, я соберу их, сошью вместе и обязательно впишу художников – иллюстраторов, то есть вас. Ребята, которые будут читать эту книгу, узнают, кто трудился над её созданием. И скажут вам «Спасибо!» Молодцы! Спасибо вам за помощь!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жил-был царь, У царя был двор На дворе был кол На колу – мочало, Не сказать ль сначала?
Пришёл медведь к броду– Бултых в воду! Уж он в воде мок, мок, Уж он в воде кис, кис, Вымок, выкис, Вылез, высох. Пришёл медведь к броду …
Морозко
«Жар-птица и Василиса-царевна»
Докучные сказки
Городецкая гирлянда
Подмалёвок
Тенёвка
Оживка
Элементы тенёвки и оживки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в страну шахмат"
Цель:1. Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.Задачи:1. Воспитывать у детей интерес к шахматам.2...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""
Цель: Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""
Цель: Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР стихотворение об осени
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР стихотворение об осени...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР - беседа об осени
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР - беседа об осени...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий
Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Непосредственно-образовательная деятельность: «Если хочешь быть здоров».
НОД «Если хочешь быть здоров» Цель: Создавать условия для формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Задачи: Образовательная задача: С...