Художественно - эстетическое развитие
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию
в подготовительной к школе группе
Тема: «Городецкие мотивы»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Тип: итоговая, интегрированная.
Задачи:
образовательные:
• продолжить знакомство с народными ремеслами России: городецкой росписью, этапами её создания;
• закреплять умение составлять декоративные композиции на основе городецкой росписи, используя характерные для него элементы узора и цветовую гамму;
- совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
развивающие:
• развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
• стимулировать стремление создавать красоту своими руками;
• формировать практические умения и навыки рисования с образца;
- развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.
воспитательные:
• воспитывать интерес к искусству городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
• формировать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность;
• дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций.
3. Цикл непосредственно-образовательной деятельности в области «Художественное творчество» (декоративное рисование) .
4. Рисование элементов городецкого узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей, подготовка силуэтов по желанию детей.
5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка! ».
6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
7. Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
Материал и оборудование:
1. Выставка предметов народно – прикладного искусства: городецкие изделия, иллюстрации с изображением городецкой утвари, таблицы с изображением элементов городецкой росписи, детские работы.
2. Гуашь; силуэты городецкой посуды (доски, горшочки, блюда, чашки и др.) на жёлтом фоне; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки,палитры, банки с водой, салфетки.
3. Ноутбук, запись русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
1. Организационный этап.
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
- Любите отгадывать загадки? (Да).
Эту роспись - как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца.
Чудо роспись …….(Городца).
- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Городца, мир музыки и ярких красок.
- А вы идти со мной готовы? (Да) . Тогда закройте глазки и представьте, что мы отправляемся в путешествие.
Звучит тихая народная мелодия.
2. Основной этап.
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Городца!
В группе организованна выставка городецких изделий, иллюстраций с изображением городецкой посуды. Дети рассматривают выставку.
- Какое настроение вызывает у вас городецкие изделия? (радостное, весёлое и др.).
- Почему роспись называется городецкой? (Эта роспись родилась на берегу Волги, здесь раскинулся древний город Городец – древнейший русский город - крепость. где давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Так же рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями). Правильно.
- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева).
- В качестве фона, какой цвет используется художниками? (Желтоватый цвет дерева)
- Какой цвет использует художник в городецкой росписи? (красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенных тонов и их оттенки)
- Давайте сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. Для этого я буду загадывать загадки.
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан) .
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка) .
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка) .
4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон) .
- Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры (оживки).
- Какие цвета используются для оживок? (Да это белая и чёрная оживки).
- Молодцы, ребята!
- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы городецкой росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да) .
Проводится дидактическая игра «Угадай – ка! »
- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные городецкие изделия!
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось, Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Мотивация деятельности.
- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эти изделия городецким узором.
На стенде выставлены силуэты различной утвари.
- Вы согласны? (Да).
- Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую.
Дети выбирают, проходят на свои места, садятся.
Закрепление опорных знаний.
- Прежде чем начать украшать наши изделия, давайте вспомним последовательность.
- С чего начнёте? С подмалевка.
- Какие цвета используются для подмалёвка? Розовый, голубой, зелёный.
- Что мастера наносят на высохший подмалёвок? Какие цвета используют?
Мастера наносят «теневку», т. к. здесь используются чёрный цвет или более темные краски красного или синего цвета.
- Назовите последний этап работы. Оживка.
- Каким цветом её выполняют? Белым.
-Какие элементы можно использовать? (круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи).
- Молодцы, ребята, всё знаете!
- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Продуктивная деятельность детей.
- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе!
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа.
- Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо!
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .
Не сидится им опять (встряхивание кистями) .
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
3. Заключительный этап.
- А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в салоне.
Проводится анализ выставленных работ:
- Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
- А что больше всего понравилось вам, и почему?
2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников.
- Да, такую посуду не стыдно предложить нашим гостям.
Презентация работ детьми, чтение стихотворений
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Кто рисует Городец
Ах какой он молодец!
И листочки и цветы –
Это всё для красоты.
Все работы хороши-
Постарались от души!
Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар птицы ввысь летят
И точки чёрно – белые
На солнышке блестят
- Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,
Для красы и для души!
Дети дарят гостям свои работы.
- Гости дорогие, довольны ли вы сувенирами?
- Наш художественный салон закрывается. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию Тема:«Заиндевеловое дерево» (Образовательная область «Художественно-эстетическая»)
Занятие с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 5- 6 лет....
Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...
Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»
В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)
Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...
Художественно-эстетическое развитие "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"
Консультация "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...
Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...
Художественно - эстетическое развитие детей в МАОУ СОШ № 26 "Преемственность ООП дошкольного и начального общего образования по художественно-эстетическому развитию
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды о...