Педагогический проект "Использование игровых приемов в изодеятельности"
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Избиенова Наталья Николаевна

Данный материал отражает мою экспериментальную деятельность. Использование игровых приемов на занятия дает положительные результаты, что и доказывается в проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx77.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (общеразвивающего вида)

  «Детский сад № 51 г. Йошкар-Ола «Подсолнушек»

«Утверждаю»

Заведующая МДОУ № 51

«Подсолнушек»

________ Н.З. Киверина

«______» ____________ 2010г.

ПРОЕКТ

Тема:  «Использование игровых приемов в изодеятельности изодеятельности».

Автор: воспитатель

I квалификационной категории

Избиенова Н.Н.

Йошкар-Ола

2015-2016

Содержание

I. Актуальность проекта, цели, задачи и краткая аннотация основных положений................................................................................................................3

II. Стратегия и механизм достижения поставленных целей

1.1..Механизм реализации проекта........................................................................7

1.2..Сроки реализации проекта...............................................................................8

1.3..Этапы  проекта..................................................................................................8

III. Участие специалистов ДОУ  и родителей в осуществлении проекта........11

IV..Диагностика оценки  уровня развития организации изобразительной деятельности дошкольников................................................................................12

V..Динамические показатели изобразительной деятельности. Выводы..........13

VI..Общая диаграмма динамических показатели изобразительной деятельности. Выводы..........................................................................................14

Заключение.............................................................................................................15

Список использованных источников...................................................................16

I. Актуальность проекта, цели, задачи и краткая аннотация основных положений

Актуальность проекта

Тема моего исследования  «Использование  игровых приемов в изодеятельности».  По отношению к данной   теме, в настоящее  разработано  довольно большое количество  литературных пособий, в частности,  интересный материал можно  почерпнуть  из таких книг, как «Изобразительная деятельность дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры» / Под ред. М.Г. Смирновой, Г.Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду, и другие. Данные  пособия раскрывают  известное суждение В.А. Сухомлинского,  согласно которому, игра есть «огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» .

Актуальность темы   отражается, прежде всего,

- в эффективности  деятельности  ребенка, которая обеспечивается процессом взаимосвязи игры и изобразительной деятельности, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения. 

- То, что дети легко обучаются “играючи”, заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому -игру можно использовать “как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка” (И.Л. Божович). Потому игровые приемы

__________________________________________________________________

1.См. Изобразительная деятельность дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры  / Под ред. М.Г. Смирновой.-М.:Гнозис,2009.-201с. Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования в детском саду  Ч.1.-М.:Изд. Скрипторий 2003, 2007.- 80с; Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования в детском саду  Ч.2. - М.: Изд. Скрипторий 2003, 2007. - 72с.;  Казакова Р.Г.,  Сайганова Т.И., Седова Е.М.  Занятия по рисованию с дошкольниками . -  М.: ТЦ Сфера , 2008.- 128с.

являются способами совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

А. С. Макаренко отмечал воспитательное и развивающее значение игры, неустанно ратовал за ее всемирное применение в практической педагогике. Передовая в игре впечатления об окружающей жизни, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Их впечатления усугубляются и по-новому действуют на них.

В этом игра имеет много общего с изобразительной деятельностью.

Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, изобразительной деятельности, дети испытывают эстетические и нравственные чувства.

И на этой основе возникает возможность установления взаимосвязи игры и изобразительной деятельности, которая способствует углублению их представлений о мире, обогащению творчества, как в игровой, так и изобразительной деятельности.

В жизнь детей, в детском саду, включены разнообразные виды игр, каждая из них доставляет детям радость.

От связи с играми изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей личностные значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою обеспечивает более высокую ее эффективность. И  результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию его творчества.

__________________________________________________________________

1 Макаренко А. С. Сочинения / Собр. соч.: в 8т. – М., 1986. - Т. 7. – 462 с.

Игровая форма проведения занятий захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию.

Таким образом, возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре и привлекает мое внимание к этому виду деятельности детей, позволяет мне использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.

Цель моего исследования - как можно глубже продумать применение на занятиях игровых приемов, создание игровых ситуаций и показать, что эффективность и продуктивность обучения детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности, во многом  зависит  от использования  педагогом  разнообразных  игровых приемов и игровых ситуаций.

В соответствии с поставленной целью, были поставлены задачи :

1. Максимально использовать  разнообразные  игровые приемы, а так же игровые ситуации, способные  эффективно развивать творческие способности и заинтересованность  ребенка.

2. Экспериментально проверить,  сравнить  и обобщить результаты  исследования и определить пути дальнейшего изучения данной темы.

Вид проекта:  среднесрочный, групповой. 

Объект исследования _         - процесс обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - игровые приемы при проведении занятий по изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования 

Мы предполагаем, что эффективность и продуктивность обучения детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности, во многом  зависит  от использования  педагогом  разнообразных  игровых приемов и игровых ситуаций.

База исследования Исследование проводится на базе МДБОУ «Подсолнушек». Испытуемые - дети группы  «Вишенка» .

Сроки реализации проекта:  1 учебный год .

Планируемый результат

Данное исследование предполагает:

1. Эффективность развития творческих способностей ребенка, как активного участника процесса;

2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;

3. Проявление интереса у детей к изобразительной деятельности.

Педагогические принципы:

1. Сотворчество детей и взрослых;

2. Самодеятельность детей;

3. Деятельностный подход;

4. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

5. Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой или социумом.

II.Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

1.1.Механизм реализации проекта

Формы организации

Пути их реализации

С детьми:

НОД-Занятия: фронтальные, групповые, индивидуальные, комплексные . Занятия, игры- путешествия;

Самостоятельная; художественная деятельность.

В групповой комнате

Цели: Формирование созидательного,      творческого отношения к окружающему миру, креативности, как качества личности.

Развитие  познания в области изобразительной деятельности.

Театральная деятельность с творческими заданиями.

 В музыкальном зале

Цель: 

  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное; учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения, изодеятельность.
  • Воспитать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь;
  • Предоставить возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к произведениям через рисунок

Игровые упражнения, тренинги по изобразительной деятельности

Цель: Организовать игровые ситуации с задачей приобщения к изобразительной деятельности. Помочь в развитии навыков рисования.

Диагностика

В групповой комнате

Цель:

  • Определение уровня творческих способностей 

С педагогами:

Консультации

В методическом кабинете

Цель: Познакомить с фондом соответствующей литературы. Показать,  на примере  нашей группы то, что игра занимает важное место в развитии творческой деятельности ребенка.

С родителями Консультации:.индивидуальные, групповые,беседы,организация выставок, Анкетирование, практикум

В групповой комнате

Цель: Стимулирование желания участвовать в оформлении группы.Выявить индивидуальные особенности ребенка и роль семьи в воспитании его творческих способностей

                                    1.2. Сроки реализации проекта.

Этапы

Со      Содержание работы

Ожидаемый результат

Ответственный за работу

        I этап

       Подготовительный

       Октябрь 2015 год

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме

2.Определение особенностей проявления  творческих способностей детей группы «Ромашка».

3.Создание условий

Будет способствовать лучшему пониманию теоретических и практических вопросов по выбранной актуальной теме

Воспитатель группы  «Ромашка»

              II  этап

            Практический

             Январь 2016 год

1. Составление перспективного плана.

2. Подбор и разработка занятий, игр по изобразительной деятельности.

3.Проведение эксперимента

Будет способствовать развитию у детей творческих способностей в процессе изодеятельности.

Воспитатель группы  «Ромашка»,

родители.

                   III этап

           Заключительный

              Май 2016 год

1.Подводит итоги проведенной работы

Проведение отчета и итогового занятия по изодеятельности перед педагогами и родителями

Воспитатель группы «Вишенка»

1.3. Этапы проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

       I этап       Подготовительный

       Октябрь 2015 год

       

  • формирует проблему;
  • вводит в игровую ситуацию;
  • формирует задачи.
  • вхождение в проблему;
  • вживание в игровую ситуацию;
  • принятие задачи;
  • дополнение задач проекта.

II  этап

Практический

         Январь 2016 год

  • помогает в решении задачи;
  • помогает спланировать деятельность;
  • организует деятельность.
  • объединение детей по группам;
  • распределение обязанностей.

              III этап

          Заключительный

             Май 2016 год

  • практическая деятельность;
  • направляет и контролирует осуществление проекта.
  • формирование знаний, умений и навыков.

III. Участие специалистов ДОУ и родителей

 в осуществлении проекта

Музыкальный руководитель:

  • проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения с детьми по сказкам;
  • способствует развитию концертной деятельности детей с использованием подиума;
  • оказывает методическую помощь в подборе и изготовлению музыкально – дидактических игр;
  • осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам.

Педагог-психолог:

  • изучает личностные особенности детей, межличностные отношения в коллективе;
  • проводит психогимнастические игры с детьми на развитие эмоциональной сферы;
  • проводит тренинговые занятия по сказкам на развитие креативности, коммуникативных навыков;
  • использует сказкотерапию по предупреждению возможных психических нарушений;
  • дает рекомендации по изготовлению игр, пособий на развитие познавательной, эмоциональной и других сфер;
  • оказывает помощь в проведении диагностической работы (наблюдение за эмоциональным состоянием детей в течение недели психологии).

Инструктор по физическому воспитанию:

  • проводит утреннюю гимнастику, занятия физической культурой;
  • дает рекомендации по организации активного отдыха детей, с использованием русских народных игр;
  • совместно с воспитателем проводит спортивные досуги, праздники и развлечения;
  • участвует в изготовлении атрибутов к подвижным играм детей, пособий на развитие мелкой и крупной моторики.

Старшая медицинская сестра:

  • проводит наблюдения за общим состоянием детей в разные режимные моменты (прием детей, пробуждение после сна);
  • дает рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий;
  • проводит уроки Айболита по сказкам

Родители в реализации проекта:

  • оказывают материальной помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек-раскрасок, аудио- видео фильмов для детей.
  • приобретают оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки, пластилин и т.п.).
  • изготавливают панно по сказкам, устанавливают и закрепляют атрибуты в центрах сказки.
  • участвуют в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т.д.).
  • оказывают помощь в оборудовании и обновлении комнаты сказок.
  • участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению со сказками.
  • участвуют в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например: “Новогодние чудеса в сказке”, “Сочиняем сказку”, макеты по знакомству с народной культурой.
  • изготовляют атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности.
  • участвуют в театрализованных постановках (по сказкам “У страха глаза велики”, “Зайкина избушка”).
  • участвуют в совместных театральных постановках (родители – дети – педагог). Посещают занятия “сказкотерапии”.
  • организация выставок творческих работ детей.

IV. Диагностика оценки  уровня развития организации изобразительной деятельности дошкольников

Одной из  главных задач проекта было изучение влияния игровых приемов на изобразительную деятельность.

Для изучения и оценки результативности деятельности  дошкольников, нами используется  «Диагностика педагогического процесса» Н.В. Верещагиной. В эксперименте участвовали 26 детей старшего дошкольного возраста. Диагностика проходила   в три этапа.   Отобразим   результаты в таблице:

Наименование детской деятельности

1 этап

Октябрь 2015, баллы

2 этап

 Январь 2016, баллы

3 этап

Май 2016, баллы

Изобразительная деятельность

1,4

1,6

1,8

Критерии оценки: низкий уровень –  1балла,  средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 2,3-3,0 балла.

Выведем результаты диагностики в процентном соотношении:

Наименование детской деятельности

1 этап

Октябрь 2015, баллы

2 этап

 Январь 2016, баллы

3 этап

Май 2016, баллы

Изобразительная деятельность

35%

50%

15%

27%

55%

18%

18%

58%

24%

Условные обозначения: % детей к общему числу детей в группе.

С низким уровнем развития по изобразительной деятельности;

Со средним уровнем развития по изобразительной деятельности;

С высоким уровнем развития по изобразительной деятельности.

V. Динамические показатели изобразительной деятельности дошкольников в 2015-2016 году

Условные обозначения:  % детей к общему числу детей в группе.

Выводы:

Первый этап проведения диагностического исследования детей старшей группы показал невысокие баллы по изобразительной деятельности.

У детей не было интереса  к изобразительной деятельности.

У детей возникали трудности  при рисовании отдельных предметов простых по композиции и незамысловатых по содержанию сюжетов. При передаче сюжета многие дошкольники располагали  изображения не на всем листе. Кроме того, не у всех получалось правильно  пользоваться карандашом, фломастером, кистью, красками. Стоит отметить, что во время занятий  по лепке в этот период,  не все дети умели сглаживать поверхность вылепленного предмета, фигурки, а на аппликации лишь немногие умели пользоваться ножницами. Для  развития интереса к изобразительной деятельности, формировании основных умений по изодеятельности, характерных для данного возраста, нами было принято решение максимально использовать на занятиях   разнообразные  игровые приемы, а так же игровые ситуации (обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного; игровые анимации с ролевым поведением детей и взрослых). Кроме того,  на занятиях по рисованию, аппликации, мы часто использовали  в сочетании с игровыми приемами и нетрадиционные техники. Так, например, дети перемещались  в сказочную страну, где пропали кисточки и детям приходилось  рисовать ладошками, пальчиками, губкой, ватными палочками, свечкой. Или же  Мадам Клякса приходила  к нам в гости, при знакомстве с техникой кляксографии, Ниточка просила кисточку научить ее рисовать, при знакомстве с техникой ниткографии.

Как мы видим из диаграммы, по результатам проделанной работы виден положительный результат: на втором и третьем этапе работы, детей с низким уровнем развития по изобразительной деятельности  становилось меньше.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность проекта. В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это ис...

«Использование игровых приемов в процессе формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР» (как результат работы по проекту «Мир эмоций»)

ФГОС ДО п. 2.6 « Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.»ЦЕЛЬ: формирование эмоциональной лексики у д...

Консультация для воспитателей: "Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности"

Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности...

Проект «Использование игровых приемов при автоматизации звуков в слогах»

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для при...