Педагогический проект "Использование игровых приемов в изодеятельности"
проект по рисованию (старшая группа) на тему
Данный материал отражает мою экспериментальную деятельность. Использование игровых приемов на занятия дает положительные результаты, что и доказывается в проекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 77.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (общеразвивающего вида)
«Детский сад № 51 г. Йошкар-Ола «Подсолнушек»
«Утверждаю»
Заведующая МДОУ № 51
«Подсолнушек»
________ Н.З. Киверина
«______» ____________ 2010г.
ПРОЕКТ
Тема: «Использование игровых приемов в изодеятельности изодеятельности».
Автор: воспитатель
I квалификационной категории
Избиенова Н.Н.
Йошкар-Ола
2015-2016
Содержание
I. Актуальность проекта, цели, задачи и краткая аннотация основных положений................................................................................................................3
II. Стратегия и механизм достижения поставленных целей
1.1..Механизм реализации проекта........................................................................7
1.2..Сроки реализации проекта...............................................................................8
1.3..Этапы проекта..................................................................................................8
III. Участие специалистов ДОУ и родителей в осуществлении проекта........11
IV..Диагностика оценки уровня развития организации изобразительной деятельности дошкольников................................................................................12
V..Динамические показатели изобразительной деятельности. Выводы..........13
VI..Общая диаграмма динамических показатели изобразительной деятельности. Выводы..........................................................................................14
Заключение.............................................................................................................15
Список использованных источников...................................................................16
I. Актуальность проекта, цели, задачи и краткая аннотация основных положений
Актуальность проекта
Тема моего исследования «Использование игровых приемов в изодеятельности». По отношению к данной теме, в настоящее разработано довольно большое количество литературных пособий, в частности, интересный материал можно почерпнуть из таких книг, как «Изобразительная деятельность дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры» / Под ред. М.Г. Смирновой, Г.Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду, и другие. Данные пособия раскрывают известное суждение В.А. Сухомлинского, согласно которому, игра есть «огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» .
Актуальность темы отражается, прежде всего,
- в эффективности деятельности ребенка, которая обеспечивается процессом взаимосвязи игры и изобразительной деятельности, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.
- То, что дети легко обучаются “играючи”, заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому -игру можно использовать “как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка” (И.Л. Божович). Потому игровые приемы
__________________________________________________________________
1.См. Изобразительная деятельность дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / Под ред. М.Г. Смирновой.-М.:Гнозис,2009.-201с. Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования в детском саду Ч.1.-М.:Изд. Скрипторий 2003, 2007.- 80с; Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования в детском саду Ч.2. - М.: Изд. Скрипторий 2003, 2007. - 72с.; Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Занятия по рисованию с дошкольниками . - М.: ТЦ Сфера , 2008.- 128с.
являются способами совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
А. С. Макаренко отмечал воспитательное и развивающее значение игры, неустанно ратовал за ее всемирное применение в практической педагогике. Передовая в игре впечатления об окружающей жизни, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Их впечатления усугубляются и по-новому действуют на них.
В этом игра имеет много общего с изобразительной деятельностью.
Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, изобразительной деятельности, дети испытывают эстетические и нравственные чувства.
И на этой основе возникает возможность установления взаимосвязи игры и изобразительной деятельности, которая способствует углублению их представлений о мире, обогащению творчества, как в игровой, так и изобразительной деятельности.
В жизнь детей, в детском саду, включены разнообразные виды игр, каждая из них доставляет детям радость.
От связи с играми изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей личностные значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою обеспечивает более высокую ее эффективность. И результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию его творчества.
__________________________________________________________________
1 Макаренко А. С. Сочинения / Собр. соч.: в 8т. – М., 1986. - Т. 7. – 462 с.
Игровая форма проведения занятий захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию.
Таким образом, возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре и привлекает мое внимание к этому виду деятельности детей, позволяет мне использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.
Цель моего исследования - как можно глубже продумать применение на занятиях игровых приемов, создание игровых ситуаций и показать, что эффективность и продуктивность обучения детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности, во многом зависит от использования педагогом разнообразных игровых приемов и игровых ситуаций.
В соответствии с поставленной целью, были поставлены задачи :
1. Максимально использовать разнообразные игровые приемы, а так же игровые ситуации, способные эффективно развивать творческие способности и заинтересованность ребенка.
2. Экспериментально проверить, сравнить и обобщить результаты исследования и определить пути дальнейшего изучения данной темы.
Вид проекта: среднесрочный, групповой.
Объект исследования _ - процесс обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - игровые приемы при проведении занятий по изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что эффективность и продуктивность обучения детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности, во многом зависит от использования педагогом разнообразных игровых приемов и игровых ситуаций.
База исследования Исследование проводится на базе МДБОУ «Подсолнушек». Испытуемые - дети группы «Вишенка» .
Сроки реализации проекта: 1 учебный год .
Планируемый результат
Данное исследование предполагает:
1. Эффективность развития творческих способностей ребенка, как активного участника процесса;
2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
3. Проявление интереса у детей к изобразительной деятельности.
Педагогические принципы:
1. Сотворчество детей и взрослых;
2. Самодеятельность детей;
3. Деятельностный подход;
4. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
5. Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой или социумом.
II.Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
1.1.Механизм реализации проекта
Формы организации | Пути их реализации |
С детьми: НОД-Занятия: фронтальные, групповые, индивидуальные, комплексные . Занятия, игры- путешествия; Самостоятельная; художественная деятельность. | В групповой комнате Цели: Формирование созидательного, творческого отношения к окружающему миру, креативности, как качества личности. Развитие познания в области изобразительной деятельности. |
Театральная деятельность с творческими заданиями. | В музыкальном зале Цель:
|
Игровые упражнения, тренинги по изобразительной деятельности | Цель: Организовать игровые ситуации с задачей приобщения к изобразительной деятельности. Помочь в развитии навыков рисования. |
Диагностика | В групповой комнате Цель:
|
С педагогами: Консультации | В методическом кабинете Цель: Познакомить с фондом соответствующей литературы. Показать, на примере нашей группы то, что игра занимает важное место в развитии творческой деятельности ребенка. |
С родителями Консультации:.индивидуальные, групповые,беседы,организация выставок, Анкетирование, практикум | В групповой комнате Цель: Стимулирование желания участвовать в оформлении группы.Выявить индивидуальные особенности ребенка и роль семьи в воспитании его творческих способностей |
1.2. Сроки реализации проекта.
Этапы | Со Содержание работы | Ожидаемый результат | Ответственный за работу |
I этап Подготовительный Октябрь 2015 год | 1. Изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме 2.Определение особенностей проявления творческих способностей детей группы «Ромашка». 3.Создание условий | Будет способствовать лучшему пониманию теоретических и практических вопросов по выбранной актуальной теме | Воспитатель группы «Ромашка» |
II этап Практический Январь 2016 год | 1. Составление перспективного плана. 2. Подбор и разработка занятий, игр по изобразительной деятельности. 3.Проведение эксперимента | Будет способствовать развитию у детей творческих способностей в процессе изодеятельности. | Воспитатель группы «Ромашка», родители. |
III этап Заключительный Май 2016 год | 1.Подводит итоги проведенной работы | Проведение отчета и итогового занятия по изодеятельности перед педагогами и родителями | Воспитатель группы «Вишенка» |
1.3. Этапы проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап Подготовительный Октябрь 2015 год
|
|
|
II этап Практический Январь 2016 год |
|
|
III этап Заключительный Май 2016 год |
|
|
III. Участие специалистов ДОУ и родителей
в осуществлении проекта
Музыкальный руководитель:
- проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения с детьми по сказкам;
- способствует развитию концертной деятельности детей с использованием подиума;
- оказывает методическую помощь в подборе и изготовлению музыкально – дидактических игр;
- осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам.
Педагог-психолог:
- изучает личностные особенности детей, межличностные отношения в коллективе;
- проводит психогимнастические игры с детьми на развитие эмоциональной сферы;
- проводит тренинговые занятия по сказкам на развитие креативности, коммуникативных навыков;
- использует сказкотерапию по предупреждению возможных психических нарушений;
- дает рекомендации по изготовлению игр, пособий на развитие познавательной, эмоциональной и других сфер;
- оказывает помощь в проведении диагностической работы (наблюдение за эмоциональным состоянием детей в течение недели психологии).
Инструктор по физическому воспитанию:
- проводит утреннюю гимнастику, занятия физической культурой;
- дает рекомендации по организации активного отдыха детей, с использованием русских народных игр;
- совместно с воспитателем проводит спортивные досуги, праздники и развлечения;
- участвует в изготовлении атрибутов к подвижным играм детей, пособий на развитие мелкой и крупной моторики.
Старшая медицинская сестра:
- проводит наблюдения за общим состоянием детей в разные режимные моменты (прием детей, пробуждение после сна);
- дает рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий;
- проводит уроки Айболита по сказкам
Родители в реализации проекта:
- оказывают материальной помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек-раскрасок, аудио- видео фильмов для детей.
- приобретают оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки, пластилин и т.п.).
- изготавливают панно по сказкам, устанавливают и закрепляют атрибуты в центрах сказки.
- участвуют в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т.д.).
- оказывают помощь в оборудовании и обновлении комнаты сказок.
- участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению со сказками.
- участвуют в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например: “Новогодние чудеса в сказке”, “Сочиняем сказку”, макеты по знакомству с народной культурой.
- изготовляют атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности.
- участвуют в театрализованных постановках (по сказкам “У страха глаза велики”, “Зайкина избушка”).
- участвуют в совместных театральных постановках (родители – дети – педагог). Посещают занятия “сказкотерапии”.
- организация выставок творческих работ детей.
IV. Диагностика оценки уровня развития организации изобразительной деятельности дошкольников
Одной из главных задач проекта было изучение влияния игровых приемов на изобразительную деятельность.
Для изучения и оценки результативности деятельности дошкольников, нами используется «Диагностика педагогического процесса» Н.В. Верещагиной. В эксперименте участвовали 26 детей старшего дошкольного возраста. Диагностика проходила в три этапа. Отобразим результаты в таблице:
Наименование детской деятельности | 1 этап Октябрь 2015, баллы | 2 этап Январь 2016, баллы | 3 этап Май 2016, баллы |
Изобразительная деятельность | 1,4 | 1,6 | 1,8 |
Критерии оценки: низкий уровень – 1балла, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 2,3-3,0 балла.
Выведем результаты диагностики в процентном соотношении:
Наименование детской деятельности | 1 этап Октябрь 2015, баллы | 2 этап Январь 2016, баллы | 3 этап Май 2016, баллы | ||||||
Изобразительная деятельность | 35% | 50% | 15% | 27% | 55% | 18% | 18% | 58% | 24% |
Условные обозначения: % детей к общему числу детей в группе.
С низким уровнем развития по изобразительной деятельности;
Со средним уровнем развития по изобразительной деятельности;
С высоким уровнем развития по изобразительной деятельности.
V. Динамические показатели изобразительной деятельности дошкольников в 2015-2016 году
Условные обозначения: % детей к общему числу детей в группе.
Выводы:
Первый этап проведения диагностического исследования детей старшей группы показал невысокие баллы по изобразительной деятельности.
У детей не было интереса к изобразительной деятельности.
У детей возникали трудности при рисовании отдельных предметов простых по композиции и незамысловатых по содержанию сюжетов. При передаче сюжета многие дошкольники располагали изображения не на всем листе. Кроме того, не у всех получалось правильно пользоваться карандашом, фломастером, кистью, красками. Стоит отметить, что во время занятий по лепке в этот период, не все дети умели сглаживать поверхность вылепленного предмета, фигурки, а на аппликации лишь немногие умели пользоваться ножницами. Для развития интереса к изобразительной деятельности, формировании основных умений по изодеятельности, характерных для данного возраста, нами было принято решение максимально использовать на занятиях разнообразные игровые приемы, а так же игровые ситуации (обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного; игровые анимации с ролевым поведением детей и взрослых). Кроме того, на занятиях по рисованию, аппликации, мы часто использовали в сочетании с игровыми приемами и нетрадиционные техники. Так, например, дети перемещались в сказочную страну, где пропали кисточки и детям приходилось рисовать ладошками, пальчиками, губкой, ватными палочками, свечкой. Или же Мадам Клякса приходила к нам в гости, при знакомстве с техникой кляксографии, Ниточка просила кисточку научить ее рисовать, при знакомстве с техникой ниткографии.
Как мы видим из диаграммы, по результатам проделанной работы виден положительный результат: на втором и третьем этапе работы, детей с низким уровнем развития по изобразительной деятельности становилось меньше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по теме: "Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности."
Роль игры, признаки и выды игровых приёмов обучения....
Проект « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность проекта. В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека ...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это ис...
«Использование игровых приемов в процессе формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР» (как результат работы по проекту «Мир эмоций»)
ФГОС ДО п. 2.6 « Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.»ЦЕЛЬ: формирование эмоциональной лексики у д...
Консультация для воспитателей: "Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности"
Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности...
Проект «Использование игровых приемов при автоматизации звуков в слогах»
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для при...