Проект «Использование игровых приемов при автоматизации звуков в слогах»
проект по логопедии
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать игровые приёмы и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_slogi.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Использование игровых приемов при автоматизации звуков в слогах»
Разработала: Учитель-логопед Свиридова Н.И
Тип проекта - информационно-практический.
По предметно-содержательной области - коррекция и развитие речи.
По продолжительности - долгосрочный
Участники проекта: учитель-логопед, дети
Актуальность разработки проекта:
В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений ( автоматизация звуков ).
При тяжёлых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. У дошкольника теряется и пропадает интерес к логопедическим занятиям.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызывать слуховую ассоциацию ( «з-з-з» - комарик звенит, «р-р-р» - собака рычит), то слог для дошкольников -весьма абстрактное понятие. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать игровые приёмы и упражнения.
В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка.
Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес, желание заниматься.
Цель: Подобрать игровые приемы и изготовить специальные пособия для автоматизации звуков в слогах.
Задачи:
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме;
- Изготовить пособия, направленные на автоматизацию звуков в слогах;
- Проверить эффективность применения упражнений и пособий при проведении коррекционно-развивающих занятий.
- Сформулировать результаты и выводы.
Гипотеза:
Использование игровых приемов позволит повысить эффективность этапа автоматизации звуков в слогах.
Предполагаемый результат:
Использование игровых приемов и пособий позволит решить следующие задачи:
♦ Ускорить процесс автоматизации звуков;
♦ Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
♦ Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
♦ Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
♦ Повысить интерес к логопедическим занятиям;
♦ Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
♦ Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
♦ Повысить эффективность коррекционной работы по исправлению звукопроизношения;
Реализация проекта.
Распределение деятельности по этапам проекта.
Этапы | Деятельность учителя-логопеда |
1. Выявление проблемы | -Осознание и формулирование проблемы; -определение цели, задач и продукта деятельности. |
2. Организация работы над проектом. | - планирование деятельности (составление проекта) |
3.Практическая деятельность по реализации проекта | - Изучение литературы по проблеме; -Подбор необходимых материалов для изготовления игр и пособий; - Применение игр и пособий на занятиях с детьми; |
4.Презентация продукта деятельности и выбор нового проекта | - Публичный отчет, демонстрация игр, сообщение. |
Перечень и описание игровых приемов и пособий
Игровые приемы:
«Доскажи словечко».
Логопед начинает слово, а ребенок договаривает его заданным отрабатываемым слогом.
Ли (са) , О (СА), Ко (са) и др
«Картинки – половинки»
Логопед кладет на стол одну часть разрезной картинки и начинает слово, ребенок кладет другую часть, составляет картинку и заканчивает слово слогом с автоматизируемым звуком (иг-ла, пи-ла).
«Помоги Незнайке». Логопед проговаривает чистоговорку, а ребенок договаривает последний слог.
1.Са, са, са - у Светы русая ко…
2. Ла, ла, ла - у Милы острая иг…
3. Ша, ша, ша - мама кормит малы…
4. Ра, ра, ра - гуляет в парке детво…
«Говорящие руки».
Предположим, что речь идет об автоматизации звука Ш. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш., а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
«Раз – шажок, два – шажок».
Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.
«Телеграмма».
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неправильно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адреса, и игра начинается заново.Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передается слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.
Пособия:
«Проведи слог по звуковой дорожке»
Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.
«Ступеньки».
Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание остается прежним.
«Волшебная палочка»
Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги . Затем передаёт ребёнку палочку – ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой» повторяет слоги .
«Цветочек»
Слоги и слова проговариваются с разгибанием и сгибанием пальчиков – «лепестки раскрываются и закрываются».
«Музыкант» или «Программист»
Ребёнок имитирует игру на пианино или работу за клавиатурой, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз
«Волшебные кнопочки»
Ребенок нажимает на кнопочки (разноцветные картонные кружочки),проговаривая слог.
«Посмотри и повтори».
Логопед показывает карточку с цифрой, а ребенок произносит слог заданное количество раз
Можно отсчитывать бусины на счётах, перебирать бусины, выкладывать узор, завязывать узелки и т.д.)
«Птичка» разговаривает. (может быть кошка, собачка и др)
Ребенок надевает на руку вязаную игрушку и проговаривает заданный слог.
«Жук»
На листе изображение жука. Во время произношения ребёнок рисует круги на крыльях жука, «украшая» его. Инструкции: жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Но пошёл сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Загрустил жук. Давай ему поможем. Говори правильно слоги и рисуй жуку на спинке кружочки.
«Бабочка»
Игра может использоваться в процессе работы над любой группой звуков и слогов. Принцип то же, что и в игре «Жук».
«Ёжик»
На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога ребёнок подрисовывает ёжику иголки. Инструкция: Однажды ёжик заболел- у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает (ш-ш-ш). Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Повторяй ша,ша и тогда у ёжика вырастут новые иголочки. Ребенок произносит нужный слог и подрисовывает иголки ежу.
«Починим кран»
На листе изображён кран. По файлу нарисованы капли воды, «вытекающие» из крана. После правильно произносимых слов капли, нарисованные на файле, стираются. Инструкция: Дома поломался кран. Из крана бежит вода: с-а, с-ы, с-о, с-у и мешает маме спать. Почини кран, чтобы вода не капала (повтори слоги), и мама могла отдохнуть.
«Цыплёнок»
На листе изображён цыплёнок. Во время произношения слогов ребёнок «кормит» цыплёнка, рисуя на листе «зёрнышки». Обратный ход игры: ребёнок стирает «зёрнышки», показывая, сколько склевал цыплёнок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы для автоматизации звуков. Речевое лото.
В статье предлагаются авторские игры для автоматизации звуков....
Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников
Использование наглядно – игровых средств на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников...
Игровые приемы на автоматизацию звуков.
Игровые упражнения направлены на автоматизацию звуков в речи, на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувство ритма....
Использование игровых приемов для автоматизации звуков у детей с ОНР
Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую сл...
Игровые приемы при автоматизации звуков
Описан игровой комплекс для автоматизации звуков....
Консультация "Игровые приемы на автоматизацию звуков в работе с детьми"
В период работы над звуками речи в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно - игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлека...
Мастер - класс для родителей по теме: "Использование игровых приемов для автоматизации звуков в домашних условиях"
Мастер - класс для родителей по теме: "Использование игровых приемов для автоматизации звуков в домашних условиях"...