«Сюжетное рисование»
рабочая программа по рисованию на тему

Елена Александровна Муратова

Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetnoe.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетное рисование


Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию.

Слайд 1

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.
Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

Слайд 2
Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

Слайд3
В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами.
Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо.   Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт.
Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

Слайд 4
1.  Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного.
2. Научить передавать взаимодействия между объектами.
3. Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней группе.

Слайд 5
Задачи сюжетного рисования в средней группе следующие:
1. Изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу.
2. Приобретать композиционные умения.
Решаются эти задачи на сюжетах, хорошо знакомых детям, на изображении предметов, которые они рисовали ранее. Необходимость размещения на одном листе нескольких предметов требует развитой способности анализировать и синтезировать, а также творчески использовать приобретенные навыки.
Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один.

Слайд 6
В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета.
Воспитатель раздает ребятам листы бумаги определенных цветов, соответствующих изображаемому сюжету (зеленый - для поляны, голубой - для воды, желтый - для песка и т. д.), и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа.

Слайд 7
Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:
1. Научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними.
2. Развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
3. Развивать чувство цвета.

Слайд 8
Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.
При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.
Воспитатель может предложить детям тот или иной фон.

Слайд 9

Приобретенные детьми старшей группы навыки и умения позволяют педагогу усложнить задачи обучения детей 6-7 лет.

 Для этого необходимо:
1. Разнообразить содержание детских рисунков.

2. Учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу.
3. Научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете.
4. Развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства.
5. Развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

Слайд 10
В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления.
Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным.

Воспитатель должен стараться сам подбирать интересные для ребят темы, учитывая их впечатления от окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по сюжетному рисованию с детьми старшей группы

Сюжетное рисование сложный вид. Детям необходимо иметь композиционные умения и  технические навыки. Кропотливая и целенаправленная работа позволила получать результаты....

Нетрадиционные техники рисования на занятиях по сюжетному рисованию.

    Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возмож...

Конспект занятия по рисованию на тему “Что такое лето”. (Сюжетное рисование в старшей группе)

Программное содержание: вызвать у детей воспоминания о лете; развивать замысел, передавать свои впечатления; использовать различные приёмы рисования кистью (всей кистью, концом); учить оценивать...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании Нетрадиционные техники рисования - это способы создан...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Конспект занятия по теме «Знакомство с акварелью». ОО Художественно – эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Рисование (предметное, сюжетное рисование). Старшая группа.

Тема: «Знакомство с акварелью».1 С.31Программное содержание.Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить бо...

Конспект открытого занятия по сюжетному рисованию в средней группе «Зима в лесу» в рамках программы «Тропинки» с использованием нетрадиционной техники рисования

Конспект открытого занятия по сюжетному рисованию в средней группе «Зима в лесу» в рамках программы «Тропинки» с использованием нетрадиционной  техники рисования...