Дополнительная образовательная программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста
рабочая программа по обж

Мамодолиева Наталья Сергеевна

Пояснительная записка.

 

Программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста разработана с учетом Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»,  Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановления Главного государственного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14  «Санитарно-эпидемиологические требования  к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;  Письма  Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»,  муниципальных правовых актов; Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральную целевую программу» от 11 октября 2016 г. № 1031), Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» (с поправками).

 

           Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована  на  социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся  к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных  сферах современной  социальной  жизни, устройстве общества, создание условий  для  развития коммуникативной, социально-успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности  (сфера деятельности «человек - общество», «человек – человек»), формирование педагогических навыков.

 

            Срок реализации данной программы один год. Занятия проходят один раз в неделю. Длительность занятий один академический час (30 минут). Общее количество часов за год: 36 часов. Возраст детей: 5 – 7 лет.  Программа предполагает групповые занятия и проведение массовых мероприятий.

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Программа  «Маленький пешеход» разработана для того, чтобы дети могли легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умели наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владели навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

 

Программа состоит из трёх «Я»:

  • «Я – пешеход»;
  • «Я – пассажир»;
  • «Я – водитель» (детских транспортных средств).

 

Цель программы: привить навыки правильного поведения на улицах, во дворе и в транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.

 

Задачи:

  • воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
  • развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).

 

Принципы реализации программы:

 

 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода:

учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип возрастной безопасности:

формирование, развитие и совершенствование восприятия опасной дорожной среды, показ конкретных безопасных действий выхода из опасной ситуации.

3. Принцип социальной безопасности:

понимание того, что все живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, соблюдение которых на дорогах контролирует ГИБДД.

4. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания:

осознание детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

 

Работа программы «Маленький пешеход» основывается на различных видах деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям по ПДД;
  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий по ПДД);
  • практическая отработка координации движений,  двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые с правилами, дидактические и др.) и специальных упражнений.

 

 

Основные методы, используемые для реализации программы:

  • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов);  наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод – ИКТ (просмотр, обучение).
  • в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

 

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

 

 

Ожидаемый  результат.

 

Воспитанники должны знать:

 

  • правила дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения, дорожные знаки;
  • правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

 

 

Воспитанники должны уметь:

 

  • свободно ориентироваться на территории вокруг детского дома-интерната;
  • уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств города;
  • оценивать дорожную обстановку;
  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира, водителя детских транспортных средств.

 

 

 

 

 

Учебно - тематический план  программы  «Маленький пешеход».

 

Разделы, темы

Теория

Практика

Общее

кол-во

часов

1.

Введение

0,5

0,5

1

1.1.

Участники дорожного движения.

0.5

0,5

1

2.

Я – пешеход.

12

12

24

2.1.

Улица и дорога.

3

3

6

2.2.

Виды пешеходных переходов.

2

2

4

2.3.

Светофор и его сигналы.

2

2

4

2.4.

Дорога. Правила перехода дороги.

2

2

4

2.5.

Дорожные знаки.

3

3

6

3.

Я – пассажир.

3

3

6

3.1.

Виды транспорта.

1

1

2

3.2.

Маршрутные транспортные средства.

1

1

2

3.3.

Безопасность пассажиров.

1

1

2

4.

Я – водитель.

1

3

4

4.2.

Фигурное вождение велосипеда.

1

3

4

5.

Обобщающее занятие.

0,5

0,5

1

5.1.

Обобщающее занятие.

0,5

0,5

1

 

ИТОГО

17

19

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План  мероприятий  программы  «Маленький пешеход».

  1.  Мероприятия  учебного и воспитательно-развивающего  характера:

 

Дата

Мероприятие

1.

Сентябрь

Игры по ПДД.

2.

Октябрь

Мероприятие  «Засветись!».

3.

Март

Квест-игра по ПДД.

4.

Май

Конкурсная программа: «Мы знаем правила дорожного движения».

5.

Май

Праздничное занятие «В стране дорожных знаков».

 

  1. План  работы  с  родителями:

- доведение  до  родителей  информации о занятиях: дни и время занятий;

- проведение бесед и консультаций  с  родителями (по необходимости).

 

Личный  творческий  план  педагога.

 

  1. Содержание  методической  работы:

- разработка  и  коррекция образовательной  программы;

- участие в  педагогических  советах, методобъединениях.

 

Используемая литература и интернет ресурсы:

 

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.:  Детство – Пресс, 2007.
  2. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.:  Детство - Пресс, 2010.
  3. Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы.

     – М.: ООО София, 2008.

  1. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральную целевую программу» от 11 октября 2016 г. № 1031);
  5. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения» (с поправками);
  6. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

 

Календарно-тематический план программы «Маленький пешеход».

 

 

Тема

Дата

Часы

Содержание занятий

Материально-техническое обеспечение

Введение – 1 ч.

1.

Участники дорожного движения.

18.09.18

 

1

Теория: участники дорожного движения: пешеходы, пассажиры, водители.

Практика: игра «Дорожные превращения».

Игра «Светофор». Мультфильмы «ПДД со смешариками».

«Я – пешеход» - 24 ч.

2.

Улица и дорога.

25.09.18

 

1

Теория: улица и дорога: общее и отличия.

Практика: игры на внимание и память.

Игра «Лабиринт», «Что лишнее?»

3.

Улица и дорога.

02.10.18

 

1

Теория: элементы дороги: проезжая часть, разделительная часть, обочина, тротуар.

Практика: игра на внимание.

Игра «Внимание», плакат «Элементы дороги», набор магнитных фигурок пешеходов и транспортных средств.

4.

Улица и дорога.

09.10.18

1

Теория: элементы дороги: полоса движения, кювет, бордюр.

Практика: игра-пазл «Сложи дорогу».

Игра-пазл «Сложи дорогу».

5.

Улица и дорога.

16.10.18

1

Теория: пешеходы. Правила дорожного движения для пешеходов.

Практика: игра «Я – пешеход».

Тематические карточки «Безопасность на дороге»

6.

Улица и дорога.

23.10.18

1

Теория: дорожные ловушки – скрытые опасности.

Практика: игра «Найди опасность».

Тематические карточки «Дети и дорога». Мультфильмы «ПДД со смешариками».

7.

Улица и дорога.

30.10.18

1

Теория: опасности на дороге и во дворе.

Практика: ориентирование на территории детского дома-интерната.

Тематический уголок «Безопасность на дороге: сложные ситуации». Мультфильмы «ПДД со смешариками».

8.

Виды пешеходных переходов.

06.11.18

1

Теория: перекрёстки. Виды перекрёстков. Переход перекрёстка.

Практика: игра «Пешеходный переход».

Плакат «Перекрёсток», набор магнитных фигурок пешеходов и транспортных средств.

9.

Виды пешеходных переходов.

13.11.18

1

Теория: пешеходный переход. Виды пешеходных переходов: наземный, подземный, надземный.

Практика: подвижные игры по ПДД.

Конусы, обручи.

10.

Виды пешеходных переходов.

20.11.18

1

Теория: пешеходный переход. Нарушения при  переходе дороги.

Практика: упражнение «Найди нарушителей».

Карточки «Нарушители ПДД».

11.

Виды пешеходных переходов.

27.11.18

1

Теория: пешеходный переход. Дорожные знаки, связанные с пешеходным переходом.

Практика: изготовление знака «Пешеходный переход».

Изображения дорожных знаков, связанные с пешеходным переходом, шпажки, скотч.

12.

Светофор и его сигналы.

04.12.18

1

Теория: светофор. Виды светофоров: пешеходный, транспортный.

Практика: игра «Светофор».

Мультфильмы «ПДД со смешариками». Макеты светофоров.

13.

Светофор и его сигналы.

11.12.18

1

Теория: сигналы светофора.

Практика: игра «Сигналы светофора».

 14.

Светофор и его сигналы.

18.12.18

1

Теория: светофор на железной дороге.

Практика: подвижные игры по ПДД.

Конусы, обручи.

15.

Светофор и его сигналы.

25.12.18

1

Теория: правила перехода дороги на регулируемом перекрёстке.

Практика: выполнение рисунка «Мой светофор».

Ватман, фломастеры.

16.

Дорога. Правила перехода дороги.

09.01.19

1

Теория: правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. Практика: отработка навыков перехода дороги.

Мультфильмы «ПДД с совой».

Плакаты «Безопасность на дороге».

17.

Дорога. Правила перехода дороги.

15.01.19

1

Теория: движение пешеходов в тёмное время суток. Фликеры.

Практика: изготовление фликера.

Мультфильмы «ПДД со смешариками».

18.

Дорога. Правила перехода дороги.

22.01.19

1

Теория: обязанности пешеходов. Дорога в различное время года.

Практика: игра на внимание.

Игра «Внимание».

19.

Дорога. Правила перехода дороги.

29.01.19

1

Теория: движение пешей колонны.

Практика: подвижные игры по ПДД.

Конусы, обручи.

20.

Дорожные знаки.

05.02.19

1

Теория: предупреждающие дорожные знаки.

Практика: игра «Найди знак».

Набор магнитных дорожных знаков.

21.

Дорожные знаки.

12.02.19

1

Теория: запрещающие дорожные знаки.

Практика: подвижные игры по ПДД.

Макеты дорожных знаков, конусы.

22.

Дорожные знаки.

19.02.19

1

Теория: дорожные знаки – знаки приоритета.

Практика: игра «Дорожные знаки».

Игра «Дорожные знаки».

23.

Дорожные знаки.

26.02.19

1

Теория: информационные дорожные знаки.

Практика: игра «Дорожные знаки».

Игра «Дорожные знаки».

24.

Дорожные знаки.

05.03.19

1

Теория: предписывающие дорожные знаки.

Практика: игра «Дорожные знаки».

Мультфильмы «ПДД со смешариками».

Игра «Дорожные знаки».

25.

Дорожные знаки.

12.03.19

1

Теория: дорожные знаки – знаки сервиса.

Практика: игра «Дорожные знаки».

«Я – пассажир» - 6 ч.

26.

Виды транспорта.

19.03.19

1

Теория: виды транспорта.

Практика: изгоговление магнита «Автомобиль» на холодильник.

Комплект «Азбука дороги».

27.

Виды транспорта.

26.03.19

1

Теория: спецтранспорт.

Практика: квест-игра по ПДД.

Квест-игра по ПДД.

28.

Маршрутные транспортные средства.

02.04.19

1

Теория: маршрутные транспортные средства.

Практика: игры на внимание и память.

Игра «Автомир».

29.

Маршрутные транспортные средства.

09.04.19

1

Теория: пассажиры. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.

Практика:  игра  «В автобусе».

Тематические карточки «Дети и дорога»

30.

Безопасность пассажиров.

16.04.19

1

Теория: пассажиры. Правила поведения пассажиров на остановке.

Практика: викторина по ПДД.

Викторина «Правила дорожного движения».

31.

Безопасность пассажиров.

23.04.19

1

Теория: дети – пасссажиры. Детские удерживающие устройства.

Практика: игры по ПДД.

Тематические карточки «Дети и дорога»

«Я – водитель» - 4 ч.

32.

Фигурное вождение велосипеда.

30.04.19

1

Теория: Водители. Правила дорожного движения для велосипедистов.

Практика: подвижные игры по ПДД.

Велосипеды, конусы, шайбы, стойки.

33.

Фигурное вождение велосипеда.

07.05.19

1

Теория: Сигналы, подаваемые водителями при начале движения, повороте, развороте, перестроении, окончании движения.

Практика:  отработка маневров на велосипеде (индивидуальная работа).

Велосипеды, конусы.

34.

Фигурное вождение велосипеда.

14.05.19

1

Теория: Фигурное вождение велосипеда: препятствия «змейка» и «слалом».

Практика: проезд препятствий на велосипеде (змейка, слалом), (индивидуальная работа).

Велосипед, конусы, шайбы.

35.

Фигурное вождение велосипеда.

21.05.19

1

Теория: Фигурное вождение велосипеда: препятствие «узор из конусов».

Практика: проезд препятствий на велосипеде (узор из конусов), (индивидуальная работа).

Велосипед. Конусы.

Обобщающее занятие – 1 ч.

36.

Обобщающее занятие.

28.05.19

1

Конкурсная программа: «Мы знаем правила дорожного движения».

Конкурсная программа по ПДД.

 

ИТОГО

 

36

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_pdd_malenkiy_peshehod.doc349.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста разработана с учетом Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»,  Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановления Главного государственного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14  «Санитарно-эпидемиологические требования  к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;  Письма  Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»,  муниципальных правовых актов; Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральную целевую программу» от 11 октября 2016 г. № 1031), Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» (с поправками).

           Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована  на  социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся  к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных  сферах современной  социальной  жизни, устройстве общества, создание условий  для  развития коммуникативной, социально-успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности  (сфера деятельности «человек - общество», «человек – человек»), формирование педагогических навыков.

            Срок реализации данной программы один год. Занятия проходят один раз в неделю. Длительность занятий один академический час (30 минут). Общее количество часов за год: 36 часов. Возраст детей: 5 – 7 лет.  Программа предполагает групповые занятия и проведение массовых мероприятий.

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Программа  «Маленький пешеход» разработана для того, чтобы дети могли легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умели наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владели навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Программа состоит из трёх «Я»:

  • «Я – пешеход»;
  • «Я – пассажир»;
  • «Я – водитель» (детских транспортных средств).

Цель программы: привить навыки правильного поведения на улицах, во дворе и в транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.

Задачи:

  • воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
  • развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).

Принципы реализации программы: 

 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода:

учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип возрастной безопасности: 

формирование, развитие и совершенствование восприятия опасной дорожной среды, показ конкретных безопасных действий выхода из опасной ситуации.

3. Принцип социальной безопасности:

понимание того, что все живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, соблюдение которых на дорогах контролирует ГИБДД.

4. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания:

осознание детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Работа программы «Маленький пешеход» основывается на различных видах деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям по ПДД;
  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий по ПДД);
  • практическая отработка координации движений,  двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые с правилами, дидактические и др.) и специальных упражнений.

Основные методы, используемые для реализации программы:

  • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов);  наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод – ИКТ (просмотр, обучение).
  • в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

Ожидаемый  результат.

Воспитанники должны знать:

  • правила дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения, дорожные знаки;
  • правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

Воспитанники должны уметь:

  • свободно ориентироваться на территории вокруг детского дома-интерната;
  • уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств города;
  • оценивать дорожную обстановку;
  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира, водителя детских транспортных средств.

Учебно - тематический план  программы  «Маленький пешеход».

Разделы, темы

Теория

Практика

Общее

кол-во

часов

1.

Введение

0,5

0,5

1

1.1.

Участники дорожного движения.

0.5

0,5

1

2.

Я – пешеход.

12

12

24

2.1.

Улица и дорога.

3

3

6

2.2.

Виды пешеходных переходов.

2

2

4

2.3.

Светофор и его сигналы.

2

2

4

2.4.

Дорога. Правила перехода дороги.

2

2

4

2.5.

Дорожные знаки.

3

3

6

3.

Я – пассажир.

3

3

6

3.1.

Виды транспорта.

1

1

2

3.2.

Маршрутные транспортные средства.

1

1

2

3.3.

Безопасность пассажиров.

1

1

2

4.

Я – водитель.

1

3

4

4.2.

Фигурное вождение велосипеда.

1

3

4

5.

Обобщающее занятие.

0,5

0,5

1

5.1.

Обобщающее занятие.

0,5

0,5

1

ИТОГО

17

19

36

План  мероприятий  программы  «Маленький пешеход».

  •  Мероприятия  учебного и воспитательно-развивающего  характера:

Дата

Мероприятие

1.

Сентябрь

Игры по ПДД.

2.

Октябрь

Мероприятие  «Засветись!».

3.

Март

Квест-игра по ПДД.

4.

Май

Конкурсная программа: «Мы знаем правила дорожного движения».

5.

Май

Праздничное занятие «В стране дорожных знаков».

  • План  работы  с  родителями:

- доведение  до  родителей  информации о занятиях: дни и время занятий;

- проведение бесед и консультаций  с  родителями (по необходимости).

Личный  творческий  план  педагога.

  • Содержание  методической  работы:

- разработка  и  коррекция образовательной  программы;

- участие в  педагогических  советах, методобъединениях.

Используемая литература и интернет ресурсы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.:  Детство – Пресс, 2007.
  2. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.:  Детство - Пресс, 2010.
  3. Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы.

     – М.: ООО София, 2008.

  1. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральную целевую программу» от 11 октября 2016 г. № 1031);
  5. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения» (с поправками);
  6. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


Календарно-тематический план программы «Маленький пешеход».

Тема

Дата

Часы

Содержание занятий

Материально-техническое обеспечение

Введение – 1 ч.

1.

Участники дорожного движения.

18.09.18

1

Теория: участники дорожного движения: пешеходы, пассажиры, водители.

Практика: игра «Дорожные превращения».

Игра «Светофор». Мультфильмы «ПДД со смешариками».

«Я – пешеход» - 24 ч.

2.

Улица и дорога.

25.09.18

1

Теория: улица и дорога: общее и отличия.

Практика: игры на внимание и память.

Игра «Лабиринт», «Что лишнее?»

3.

Улица и дорога.

02.10.18

1

Теория: элементы дороги: проезжая часть, разделительная часть, обочина, тротуар.

Практика: игра на внимание.

Игра «Внимание», плакат «Элементы дороги», набор магнитных фигурок пешеходов и транспортных средств.

4.

Улица и дорога.

09.10.18

1

Теория: элементы дороги: полоса движения, кювет, бордюр.

Практика: игра-пазл «Сложи дорогу».

Игра-пазл «Сложи дорогу».

5.

Улица и дорога.

16.10.18

1

Теория: пешеходы. Правила дорожного движения для пешеходов.

Практика: игра «Я – пешеход».

Тематические карточки «Безопасность на дороге»

6.

Улица и дорога.

23.10.18

1

Теория: дорожные ловушки – скрытые опасности.

Практика: игра «Найди опасность».

Тематические карточки «Дети и дорога». Мультфильмы «ПДД со смешариками».

7.

Улица и дорога.

30.10.18

1

Теория: опасности на дороге и во дворе.

Практика: ориентирование на территории детского дома-интерната.

Тематический уголок «Безопасность на дороге: сложные ситуации». Мультфильмы «ПДД со смешариками».

8.

Виды пешеходных переходов.

06.11.18

1

Теория: перекрёстки. Виды перекрёстков. Переход перекрёстка.

Практика: игра «Пешеходный переход».

Плакат «Перекрёсток», набор магнитных фигурок пешеходов и транспортных средств.

9.

Виды пешеходных переходов.

13.11.18

1

Теория: пешеходный переход. Виды пешеходных переходов: наземный, подземный, надземный.

Практика: подвижные игры по ПДД.

Конусы, обручи.

10.

Виды пешеходных переходов.

20.11.18

1

Теория: пешеходный переход. Нарушения при  переходе дороги.

Практика: упражнение «Найди нарушителей».

Карточки «Нарушители ПДД».

11.

Виды пешеходных переходов.

27.11.18

1

Теория: пешеходный переход. Дорожные знаки, связанные с пешеходным переходом.

Практика: изготовление знака «Пешеходный переход».

Изображения дорожных знаков, связанные с пешеходным переходом, шпажки, скотч.

12.

Светофор и его сигналы.

04.12.18

1

Теория: светофор. Виды светофоров: пешеходный, транспортный.

Практика: игра «Светофор».

Мультфильмы «ПДД со смешариками». Макеты светофоров.

13.

Светофор и его сигналы.

11.12.18

1

Теория: сигналы светофора.

Практика: игра «Сигналы светофора».

 14.

Светофор и его сигналы.

18.12.18

1

Теория: светофор на железной дороге.

Практика: подвижные игры по ПДД.

Конусы, обручи.

15.

Светофор и его сигналы.

25.12.18

1

Теория: правила перехода дороги на регулируемом перекрёстке.

Практика: выполнение рисунка «Мой светофор».

Ватман, фломастеры.

16.

Дорога. Правила перехода дороги.

09.01.19

1

Теория: правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. Практика: отработка навыков перехода дороги.

Мультфильмы «ПДД с совой».

Плакаты «Безопасность на дороге».

17.

Дорога. Правила перехода дороги.

15.01.19

1

Теория: движение пешеходов в тёмное время суток. Фликеры.

Практика: изготовление фликера.

Мультфильмы «ПДД со смешариками».

18.

Дорога. Правила перехода дороги.

22.01.19

1

Теория: обязанности пешеходов. Дорога в различное время года.

Практика: игра на внимание.

Игра «Внимание».

19.

Дорога. Правила перехода дороги.

29.01.19

1

Теория: движение пешей колонны.

Практика: подвижные игры по ПДД.

Конусы, обручи.

20.

Дорожные знаки.

05.02.19

1

Теория: предупреждающие дорожные знаки.

Практика: игра «Найди знак».

Набор магнитных дорожных знаков.

21.

Дорожные знаки.

12.02.19

1

Теория: запрещающие дорожные знаки.

Практика: подвижные игры по ПДД.

Макеты дорожных знаков, конусы.

22.

Дорожные знаки.

19.02.19

1

Теория: дорожные знаки – знаки приоритета.

Практика: игра «Дорожные знаки».

Игра «Дорожные знаки».

23.

Дорожные знаки.

26.02.19

1

Теория: информационные дорожные знаки.

Практика: игра «Дорожные знаки».

Игра «Дорожные знаки».

24.

Дорожные знаки.

05.03.19

1

Теория: предписывающие дорожные знаки.

Практика: игра «Дорожные знаки».

Мультфильмы «ПДД со смешариками».

Игра «Дорожные знаки».

25.

Дорожные знаки.

12.03.19

1

Теория: дорожные знаки – знаки сервиса.

Практика: игра «Дорожные знаки».

«Я – пассажир» - 6 ч.

26.

Виды транспорта.

19.03.19

1

Теория: виды транспорта.

Практика: изгоговление магнита «Автомобиль» на холодильник.

Комплект «Азбука дороги».

27.

Виды транспорта.

26.03.19

1

Теория: спецтранспорт.

Практика: квест-игра по ПДД.

Квест-игра по ПДД.

28.

Маршрутные транспортные средства.

02.04.19

1

Теория: маршрутные транспортные средства.

Практика: игры на внимание и память.

Игра «Автомир».

29.

Маршрутные транспортные средства.

09.04.19

1

Теория: пассажиры. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.

Практика:  игра  «В автобусе».

Тематические карточки «Дети и дорога»

30.

Безопасность пассажиров.

16.04.19

1

Теория: пассажиры. Правила поведения пассажиров на остановке.

Практика: викторина по ПДД.

Викторина «Правила дорожного движения».

31.

Безопасность пассажиров.

23.04.19

1

Теория: дети – пасссажиры. Детские удерживающие устройства.

Практика: игры по ПДД.

Тематические карточки «Дети и дорога»

«Я – водитель» - 4 ч.

32.

Фигурное вождение велосипеда.

30.04.19

1

Теория: Водители. Правила дорожного движения для велосипедистов.

Практика: подвижные игры по ПДД.

Велосипеды, конусы, шайбы, стойки.

33.

Фигурное вождение велосипеда.

07.05.19

1

Теория: Сигналы, подаваемые водителями при начале движения, повороте, развороте, перестроении, окончании движения.

Практика:  отработка маневров на велосипеде (индивидуальная работа).

Велосипеды, конусы.

34.

Фигурное вождение велосипеда.

14.05.19

1

Теория: Фигурное вождение велосипеда: препятствия «змейка» и «слалом».

Практика: проезд препятствий на велосипеде (змейка, слалом), (индивидуальная работа).

Велосипед, конусы, шайбы.

35.

Фигурное вождение велосипеда.

21.05.19

1

Теория: Фигурное вождение велосипеда: препятствие «узор из конусов».

Практика: проезд препятствий на велосипеде (узор из конусов), (индивидуальная работа).

Велосипед. Конусы.

Обобщающее занятие – 1 ч.

36.

Обобщающее занятие.

28.05.19

1

Конкурсная программа: «Мы знаем правила дорожного движения».

Конкурсная программа по ПДД.

ИТОГО

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной услуге "Олимп" для детей старшего дошкольного возраста

Здо­ровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием ка­ких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и...

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

Программа дополнительной образовательной услуги - квиллинг для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Всегда  найдется дело для умелых рук,Если хорошенько посмотреть вокруг.Мы чудо сотворить сумеем самиВот этими умелыми руками». Бумажная филигрань – старинная  техника...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по правилам дорожного движения «ШКОЛА МАЛЕНЬКОГО ПЕШЕХОДА» для старшего дошкольного возраста

Занятие помогает систематизировать знания детей о правилах дорожного движения дорожных знаках, зебре, светофоре. А также выполняет ряд задач:- уточнять знания детей о понятиях «улица», &la...