Дополнительная образовательная программа "Маленькие знатоки"
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.
Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.
Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
Одна из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Ребёнок с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, легче адаптируется в новой обстановке.
Дополнительная образовательная программа «Маленькие знатоки» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: На педагогическом совете Протокол № ________ от ___________ 2014г. | Утверждено: Приказом №_______ от _________ Директор ГБОУ СОЩ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица ___________ С.М. Уколова Приказом №________ от __________ Руководитель СП – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка» ___________________ Л.Н. Соколова |
Дополнительная образовательная программа
по формированию элементарных математических представлений
«Маленькие знатоки»
Возраст детей: 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
воспитатель высшей квалификационной категории
Енякина М.Н.
Пояснительная записка:
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.
Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.
Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
Одна из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Ребёнок с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, легче адаптируется в новой обстановке.
Дополнительная образовательная программа «Маленькие знатоки» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Направленность программы:
Программа направлена на развитие познавательной активности детей.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению проблем с математикой.
В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.
Одним из путей развития математических способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша.
Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Новизна программы состоит в создании системы математических занятий, на которых посредством блоков Дьенеша у дошкольников развивается логическое мышление.
Цель:
создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников
Задачи:
Развивающие:
- Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
- Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
1. Ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел натурального ряда
2.Знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом
3. Закрепление представлений о величине
4. Ознакомление с пространственными отношениями
Воспитательные:
- Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе
Отличительные особенности программы:
Деятельность представляет систему занимательных игр, с блоками Дьенеша, которые знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают упражняться в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Участники: дети 4 -5 лет
Срок обучения: программа программы рассчитана на один год обучения
Разделы программы:
- Количество и счет
- Ознакомление с геометрическими фигурами
- Ориентировка в пространстве
- Представления о величине
Общие принципы и содержание программы
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.
Принципы:
- Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
- Доступность - соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
- Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
- Творчества - формирование способности находить нестандартные решения
- Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения .
Режим занятий:
Подгрупповые - 1 раз в неделю (20 минут)
Формы проведения занятий:
Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
В занятия включены:
- Работа с занимательным материалом
- Сюрпризные моменты
- Физкультминутки
- Подвижные игры
Методы и приемы работы:
- Объяснительно - иллюстративный - воспринимают и усваивают готовую информацию
- Репродуктивный - воспроизводят освоенные способы деятельности
- Поисковый - решение поставленной задачи совместно с педагогом и самостоятельно
- Исследовательский - самостоятельная творческая работа
- Практический - игровые задания, упражнения
- Наглядный - использование карточек, схем, альбомов
- Структура занятия:
- 1ч Организационный момент
- Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления
- 2ч Игровые задания
- Цель: Развивать математические представления. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности.
- 3ч Рефлексия
Учебный план:
Занятия проводятся с сентября по май.
Содержание работы | Количество занятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Занятия по тематическому плану | 1 | 4 | 36 |
Содержание программы:
Недели | Название дидактической игры | Цель |
Сентябрь | ||
1-2 | Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» ( с показом, без показа). | Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький». |
3-4 | Д/и « Волшебный мешочек». Д/и «Что изменилось». | Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете. Развитие у детей внимания, памяти и связной речи. |
Октябрь | ||
1-2 | Д/и «Найди не такую». Д/и «4-й лишний». | Продолжать знакомить с логическими блоками. Развитие умение выделить существенные признаки. |
3-4 | Д/и «Продолжи ряд». | Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. |
Ноябрь | ||
1-2 | Д/и «Найди пару». | Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь |
3-4 | Д/и «Второй ряд». | Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. умение находить закономерности. |
Декабрь | ||
1-2 | Д/и «Клад». Д/и « Игра с одним обручем». | Развивать связную речь, память, внимание. Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи. |
3-4 | Д/и «Чего не хватает». Д/и «Игра с двумя обручами» | Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения. Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма). |
Январь | ||
2 | Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет». | Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков. |
3-4 | Д/и «Заселим в домики».(2 признака) | Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам. |
Февраль | ||
1-2 | Д/и «Переводчик». Д/и «Художник». | Знакомить детей с знаками – Х Развитие творческого мышления. |
3-4 | Д/и « На свою веточку». | Учить детей определять свойства блоков по карточкам. |
Март | ||
1-2 | Д/и «Кто хозяин». | Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь. |
3-4 | Д/и «Игра с двумя обручами». | Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь. |
Апрель | ||
1-2 | Д/и «Заселим в домики».(3 признака) | Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам. |
3-4 | Д/и «На свою веточку». | Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь. |
Май | ||
1-2 | Д/и «Волшебный мешочек». | Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. |
3-4 | Д/и «Художник». | Развитие творческого мышления. |
Методическое обеспечение:
- «Блоки Дьенеша»
-Цветные схемы-карточки
- Альбомы: «На златом крыльце сидели», «Давайте поиграем вместе»
Ожидаемые результаты
К концу года дети научатся:
- Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме
- Различать основные цвета и их оттенки
- Знать отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)
- Считать в пределах 5, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов
- Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)
- Составлять целое из частей.
- Следовать инструкциям и работать по схемам
Мониторинг
Мониторинг математического уровня развития детей проводится в начале года и в конце года.
Критерии оценки развития элементарных математических способностей детей
Критерии | Количество баллов |
Ребенок считает в пределах пяти (количественный и порядковый счет), отвечает на вопросы: "Сколько всего?", "Который по счету?". Сравнивает две группы предметов, раскладывает их в возрастном порядке, по длине и высоте. | 3 |
Называет и показывает все с затруднениями, справляется с заданиями с незначительной помощью взрослого | 2 |
Частично справляется с заданиями с помощью взрослого | 1 |
Полностью не справляется с заданиями | 0 |
Общий балл:
высокий – 11–15;
средний – 6–10;
низкий – 0–5.
Таблица оценки элементарных математических способностей
(средняя группа)
Фамилия, имя ребенка | Количество – один, много и т. д. | Величина | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве | Итог | |||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
1.Дидактические игры - занятия в ДОУ (Блоки Дьенеша) /Выпуск первый ( Младший возраст.)
Авт.- сост. Е.Н. Панова. Воронеж 2007.
2.Дидактические игры-занятия в ДОУ (Палочки Кюизенера) Выпуск первый ( Младший возраст). Авт.- сост. Е.Н. Панова. Воронеж 2007.
3.Логика и математика для дошкольников Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Спб,1996.
4.Фидлер М. Математика уже в детском саду, - М.: Просвещение, 1981.
5.Дошкольное воспитание. №5 2004.
6.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера (для работы с детьми 3-7лет).Авт.-сост. В.П.Новикова. Л.И. Тихонова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛУБ «ЗНАТОКОВ – ДОШКОЛЯТ»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....