Дополнительная образовательная программа "Маленькие знатоки"
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

 Решается она в основном средствами  занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

 Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Одна из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Ребёнок с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, легче адаптируется в новой обстановке.

Дополнительная  образовательная программа  «Маленькие знатоки» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования на основе  Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа126 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

На педагогическом совете

Протокол № ________ от ___________ 2014г.

Утверждено:

Приказом №_______ от _________

Директор ГБОУ СОЩ № 1 «ОЦ»

 с. Большая Глушица

 ___________ С.М. Уколова

Приказом №________ от __________

Руководитель СП – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»

___________________ Л.Н. Соколова

Дополнительная образовательная  программа

по формированию элементарных математических представлений

«Маленькие знатоки»

Возраст детей: 4 - 5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор:

воспитатель высшей квалификационной категории

Енякина М.Н.

Пояснительная записка:

     Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

 Решается она в основном средствами  занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

 Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Одна из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Ребёнок с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, легче адаптируется в новой обстановке.

Дополнительная  образовательная программа  «Маленькие знатоки» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования на основе  Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой 

Направленность программы:

Программа направлена на развитие познавательной  активности детей.  

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить  очень быстро приводит к появлению проблем с математикой.

  

В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.

Одним из путей развития математических способностей дошкольников является  активное использование блоков Дьенеша.

Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Новизна программы  состоит в создании системы математических занятий, на которых посредством блоков Дьенеша  у дошкольников развивается логическое мышление.

Цель:

создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников

Задачи:

Развивающие:

  • Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
  • Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

1. Ознакомление с  количественными  представлениями,  с последовательностью чисел натурального ряда

2.Знакомство  с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом

3. Закрепление представлений о величине

4. Ознакомление  с пространственными отношениями

Воспитательные:

  • Воспитание у детей  интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе 

Отличительные особенности программы:

Деятельность представляет систему занимательных  игр, с  блоками Дьенеша,   которые  знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают  упражняться в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Участники:  дети 4 -5 лет

Срок обучения: программа программы  рассчитана на один год обучения

Разделы программы: 

  • Количество и счет
  • Ознакомление с геометрическими фигурами
  • Ориентировка в пространстве
  • Представления о величине

Общие принципы и содержание программы

Содержание программы ориентировано на  развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.

Принципы:

  • Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
  • Доступность  - соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
  • Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
  • Творчества - формирование способности находить нестандартные решения
  • Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения .

Режим занятий:

Подгрупповые - 1 раз в неделю (20 минут)

Формы проведения занятий:

Игровые занятия, которые  включают различные виды детской  деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

В занятия включены:

  • Работа с занимательным материалом
  • Сюрпризные моменты
  • Физкультминутки
  •  Подвижные игры

Методы и приемы работы:

  • Объяснительно - иллюстративный  - воспринимают и усваивают готовую информацию
  • Репродуктивный  - воспроизводят освоенные способы деятельности
  • Поисковый  - решение поставленной задачи совместно с педагогом и самостоятельно
  • Исследовательский  - самостоятельная творческая работа
  • Практический  - игровые задания, упражнения
  • Наглядный  -  использование карточек, схем, альбомов
  • Структура занятия:
  •  1ч  Организационный момент
  • Цель:  Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления
  • 2ч  Игровые задания
  • Цель: Развивать математические представления. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности.
  • 3ч  Рефлексия

Учебный план:

Занятия проводятся с сентября по май.

Содержание работы

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

Занятия по тематическому плану

1

4

36

Содержание программы:

Недели

Название дидактической игры

Цель

Сентябрь

1-2

Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» ( с показом, без показа).

Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький».

3-4

Д/и « Волшебный мешочек».

Д/и «Что изменилось».

Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете.

Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.

Октябрь

1-2

Д/и «Найди не такую».

Д/и «4-й лишний».

Продолжать знакомить с логическими блоками.

Развитие умение выделить существенные признаки.

3-4

Д/и «Продолжи ряд».

Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. 

Ноябрь

1-2

Д/и «Найди пару».

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь

3-4

Д/и «Второй ряд».

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. умение находить закономерности.

Декабрь

1-2

Д/и «Клад».

Д/и « Игра с одним обручем».

Развивать связную речь, память, внимание.

Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи.

3-4

Д/и «Чего не хватает».

Д/и «Игра с двумя обручами»

 Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения.

Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).

Январь

2

Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет».

Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.

3-4

Д/и «Заселим в домики».(2 признака)

Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам.

Февраль

1-2

Д/и «Переводчик».

Д/и «Художник».

Знакомить детей с знаками – Х

Развитие творческого мышления.

3-4

Д/и « На свою веточку».

Учить детей определять свойства блоков по карточкам.

Март

1-2

Д/и «Кто хозяин».

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

3-4

Д/и «Игра с двумя обручами».

Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь.

Апрель

1-2

Д/и «Заселим в домики».(3 признака)

Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам.

3-4

Д/и «На свою веточку».

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

Май

1-2

Д/и «Волшебный мешочек».

Учить детей находить геометрические фигуры наощупь.

3-4

Д/и «Художник».

Развитие творческого мышления.

Методическое обеспечение:

- «Блоки Дьенеша»

-Цветные схемы-карточки

- Альбомы: «На златом крыльце сидели», «Давайте поиграем вместе»

Ожидаемые  результаты

 К концу года дети  научатся:

- Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме

- Различать основные цвета и их оттенки

- Знать  отличительные признаки геометрических  фигур (квадрат, круг, треугольник,  прямоугольник)  

 - Считать  в пределах 5,  устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов

- Ориентироваться  в пространстве  (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)

 - Составлять целое из частей.

 - Следовать  инструкциям  и работать по схемам

Мониторинг

Мониторинг  математического уровня развития детей  проводится в начале года и в конце года.

Критерии оценки развития элементарных математических способностей детей

Критерии

Количество баллов

Ребенок считает в пределах пяти (количественный и порядковый счет), отвечает на вопросы: "Сколько всего?", "Который по счету?". Сравнивает две группы предметов, раскладывает их в возрастном порядке, по длине и высоте. 
Различает и называет треугольник, круг, квадрат, шар, куб, цилиндр. Знает их характерные отличия.. Определяет направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз). Сравнивает 3–5 предметов разной величины, раскладывая их в возрастающем порядке по длине (ширине, высоте). Различает левую и правую руку

3

Называет и показывает все с затруднениями, справляется с заданиями с незначительной помощью взрослого

2

Частично справляется с заданиями с помощью взрослого

1

Полностью не справляется с заданиями

0

Общий балл:

высокий – 11–15;

средний – 6–10;

низкий – 0–5.

Таблица оценки элементарных математических способностей 
(средняя группа)

Фамилия, имя ребенка

Количество – один, много и т. д.

Величина

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Дидактические игры - занятия в ДОУ (Блоки Дьенеша) /Выпуск первый  ( Младший возраст.)

   Авт.- сост. Е.Н. Панова. Воронеж 2007.

2.Дидактические игры-занятия в ДОУ (Палочки Кюизенера) Выпуск первый ( Младший возраст). Авт.- сост. Е.Н. Панова. Воронеж 2007.

3.Логика и математика для дошкольников Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Спб,1996.

4.Фидлер М. Математика уже в детском саду, -   М.: Просвещение, 1981.

5.Дошкольное воспитание. №5 2004.

6.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера  (для работы с детьми 3-7лет).Авт.-сост. В.П.Новикова. Л.И. Тихонова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛУБ «ЗНАТОКОВ – ДОШКОЛЯТ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                          ...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....