«Дополнительная образовательная программа «Маленькие исследователи» на 2019-2020 учебный год»
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная образовательная программа «Маленькие исследователи»
на 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_issledovateli_peredelannyy.docx | 41.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. Радужный
ДЕТСКИЙ САД № 12 «Буратино»
Дополнительная образовательная программа «Маленькие исследователи»
на 2019-2020 учебный год
Автор программы
Султалиева Луиза Абдулнуровна
воспитатель
2019г.
Паспорт программы
Наименование | Программа образовательной деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг по развитию познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» |
Цель | Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты | В результате выполнения программы будет достигнуто:
|
Пояснительная записка
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Проанализировав исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Задачи:
- Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
- Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Методическое обеспечение.
Работа с детьми 3-4 лет, направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
Основное содержание исследований, выполняемое ребятами, подразумевает формирование у них представлений:
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).
О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).
Материал:
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
- Мерные ложки.
- Сита и воронки разного материала, объема.
- Резиновые груши разного объёма.
- Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
- Резиновые или пластиковые перчатки.
- Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
- Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
- Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
- Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
- Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
- Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
- Контейнеры с песком и водой.
- Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
- Часы песочные.
- Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
- Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
Приемы и методы используемые на занятиях кружка.
Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации).
Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.
Демонстрация опытов в группе.
Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).
Слушание музыкальных произведений.
Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, или сверстниками).
Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.
Все методы используются в комплексе.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы.
- беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Условия реализации программы.
Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы и дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.
Кружок по опытно-экспериментальной деятельности комплектуется из числа детей 3-4 лет.
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Количество занятий в неделю -1, в месяц - 4, в год – 34 занятий.
Продолжительность одного занятия – 15 минут.
График работы кружка.
Среда– 16.00 - 16.15
Ожидаемые результаты
В результате выполнения программы мною были выявлены ожидаемые результаты:
- Повысить уровень познавательной активности у детей.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
- Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Календарно – тематический план занятий
Кружка «Маленькие исследователи»
Месяц | № занятия | Тема | Задачи | Техника | Необходимые материалы |
Октябрь | 1 | «Волшебный песок» | Познакомить детей со свойствами песка. | Экспериментирование с песком | Совочки и формочки, салфетки по числу детей, лейка по числу детей, аудиозапись для игры |
2 | «Надувание мыльных пузырей» | Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды | Экспериментирование с воздухом | Мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло), тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. | |
3 | «Вода льется из крана» | Познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде. | Экспериментирование с водой | Стаканчик | |
4 | «Свойства воды» | Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплая, горячая, холодная. | Экспериментирование с водой | Три чайника, три емкости | |
Ноябрь | 5 | «Реактивный шарик» | Помочь выявить свойство воздуха (упругость), понять, как может использоваться сила воздуха (движение) | Экспериментирование с воздухом | Воздушные шары |
6 | «Ветер по морю гуляет» | Помочь детям обнаружить вокруг себя воздух | Экспериментирование с воздухом | Вода, таз, модель парусника | |
7 | «Наблюдение за природными материалами» | Сравнить свойства сухого и мокрого песка | Экспериментирование с песком, глиной, камешками | Емкости, палочки | |
8 | «Печенье для кукол» | Закрепить знания о песке и его свойствах; познакомить с глиной и ее свойствах. | Экспериментирование с глиной | Емкости, формочки, салфетки, кукла катя | |
Декабрь | 9 | «Бумага, ее качества и свойства» | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкая, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется). | Экспериментирование с предметами | Вода, писчая бумага, ножницы, ёмкости, алгоритм описания свойств материала |
10 | «Свойства и признаки воздуха» | Познакомить со свойствами воздуха; доказать что внутри нас есть воздух; узнать имеет ли воздух цвет и запах. | Экспериментирование с воздухом | Вода, воздушные шары, полиэтиленовые пакеты,соломинки для питья,емкости для воды. | |
11 | «Упрямый воздух» | Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы | Экспериментирование с воздухом | Вода (подкрашенная), шприцы, пипетки, емкости | |
12 | «Носарий» | Познакомить с функцией носа, его строением | Изучаем органы чувств человека | Рисунки (контурные) профилей, изображающие разную форму носа (орлиный, пуговкой, курносый и т.п.), схематичное изображение носа. | |
Январь | 13 | «Игрушки из ниток» | Развивать мелкую моторику мышцы рук, учить реализовывать с возможность преобразования предмета и получать результат. | Экспериментирование с предметами | Нитки для вязания, ножницы, кукла из ниток. |
14 | «Язычок – наш помощник» | Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнение в определении вкуса продуктов. | Изучаем органы чувств человека | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, солёный вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами | |
15 | «Дышат ли рыбы» | Помочь установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде | Наблюдение за жизнью животных | Вода, прозрачная емкость, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля | |
16 | «Наблюдение за состоянием погоды» | Показать разнообразие погодных условий | Наблюдение за погодой | ||
Февраль | 17 | «Почему все падает на землю» | Помочь понять, что Земля обладает силой притяжения. | Экспериментирование с предметами | Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), вода, песок, ёмкость, металлические шарики. |
18 | «Глаза – орган зрения» | Познакомить с органом чувства- глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз. | Изучаем органы чувств человека | Вода, непрозрачная колба. | |
19 | «Разноцветная вода» | Уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде. | Экспериментирование с водой | Вода, краска, стаканчик, аквариум, формочки | |
20 | «Фабрика питания» | Показать, что растение может само себя обеспечить питанием | Наблюдение за жизнью растений | Горшочек с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка | |
Март | 21 | «Сравнение глины и камня» | Закрепить знания о свойствах глины; познакомить с камнем, со свойствами камня | Экспериментирование с песком, глиной, камешками | Дощечки для лепки, салфетки по числу детей, кукла |
22 | «Проверка зрения» | Выявить зависимость поведения объекта от расстояния до него. | Изучаем органы чувств человека | Картинки с изображением предметов | |
23 | «Растворимость веществ в воде» | Раскрыть понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет | Экспериментирование с водой | Вода,соль,крахмал, речной песок, сахарный песок, два стакана | |
24 | «Глиняные игрушки» | Развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предмета; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменять цвет, величину. | Экспериментирование с глиной | Глина, вода, салфетки, схемы изготовления игрушек, дощечки для работы | |
Апрель | 25 | «Маленький цветочек» | Познакомить с растениями и с тем, как они растут | Наблюдение за жизнью растений | Семена, два горшка для цветов |
26 | «Сокровища природы» | Развивать мелкую моторику | Экспериментирование с предметами | Природные материалы (листики, палки, камешки и т.д.), клейкая бумага | |
27 | «Играем на бобах» | Развивать умение оценивать предметы и события | Экспериментирование с предметами | Красные бобы, горох, 4 полиэтиленовых пакета | |
28 | «Как распространяется звук?» | Помочь понять, как распространяются звуковые волны | Изучаем органы чувств человека | Вода, камешки, стол с ровной поверхностью, емкости, шашки (монеты) | |
Май | 29 | «Посадка лука» | Познакомить со свойствами лука; научить сажать луковицы в землю и воду. | Наблюдение за жизнью растений | Луковицы, земля, вода, ящик, совочки, майонезная банка, лейка. |
30 | «Что внутри?» | Помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями | Наблюдение за жизнью растений | Стебли моркови, петрушки, вода, растение, деревянные бруски, лупа, емкость, алгоритм деятельности | |
31 | «Насекомые» | учить узнавать насекомых, изображенных на картинках, развивать наблюдательность, вызывать интерес к живой природе, активизировать словарь, употребляя в речи название насекомых. | Наблюдение за жизнью насекомых | Картинки с изображением бабочки, стрекозы, кузнечика, божьей коровки. | |
32 | «Уличные тени» | Помочь понять, как образуется тень, показать зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение | Экспериментирование с солнечным светом | «Уличные тени» | |
33 | «Может ли растение дышать?» | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений | Наблюдение за жизнью растений | Комнатное растение, вазелин, трубочки для коктейля, лупа | |
34 | «Ветер» | Помочь выявить изменение песка при взаимодействие с ветром и водой. | Экспериментирование с песком | Песок, глина, прозрачные емкости с закрытой крышкой, полиэтиленовые бутылки с прикрученной крышкой |
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Список литературы.
- Программа воспитания и обучения в детском саду.
- В.Н.Волчкова. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Т.Ц. «Учитель». Воронеж. 2007 год.
- О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика – Синтез, М. 2012 год.
- Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада – Воронеж, 2008 год.
- С.В.Батяева. Альбом по развитию речи для дошкольников. - М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2013 год.
- С.В.Батяева. Альбом по развитию речи для самых маленьких. - М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2013 год.
- Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г
- Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 128 с.
- «Большая книга для малышей я и мир вокруг меня. М. «АСТ-ПРЕСС», 2002 год.
- Е.А. Мартынова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград,: Учитель. -333 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план использования интерактивного оборудования в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2019-2020 учебный год подготовительной к школе группы №21 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми н
Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.Задачи...
Дополнительная образовательная программа "Спортивная мозаика" на 2019-2020 учебный год для детей от 3 до 4 лет
Дополнительная образовательная программа спортивной направленности "Спортивная мозаика"...
«Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи» на 2020-2021 учебный год»
Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи»на 2020-2021 учебный год...
Дополнительная образовательная программа "Сенсорное развитие " на 2019-2020 учебный год
Цель программы - Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности....
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ «РАДУГА» 2019- 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает разви...
Основная образовательная программа дошкольного образования на 2019-2020 учебный год.
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Михайловского детского сада Карасукского района Новосибирской области (дале...
Основная образовательная программа дошкольного образования на 2019 -2020 учебный год
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Михайловского детского сада Карасукского района Новосибирской области (дале...