Художественные техники в группах раннего развития.
статья по рисованию (младшая группа) на тему
Искусство в жизни общества играет значительную роль. Воспитание творчески активного молодого покаления одна из главных задач современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennye_tehniki_v_gruppah_rannego_razvitiya.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественные техники в группах раннего развития.
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в работе нужно
Знать секреты прочной дружбы!
Искусство в жизни общества играет значительную роль. Именно это обстоятельство побуждает педагогическую науку изучать его возможности в творческом становлении ребенка-дошкольника. Но вот, что печально, некоторые исследователи понимают детское изобразительное творчество, как процесс репродукции готовых образцов, выполненных педагогом. Подход этот к сожалению, снижает интерес детей к творческой деятельности, доводя его до примитизма. Более того, разрушает творческий потенциал, который заложен в каждом. Говорить о творческом проявлении можно тогда, когда педагог сам готов к эксперименту.
Художественными техниками, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в работах.
Давайте зададим себе вопрос: «Что такое техника в искусстве?».
Техникой в изобразительном искусстве принято называть совокупностью специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ, т.е. по-другому техника – результат работы художника специальными материалами и инструментами.
Удивительное явление искусства – рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но дети всех континентов и стран в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной природе детского рисунка.
Итак, зачем и почему дети рисуют? Скорее всего, рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование один из путей выполнения программы совершенствования организма.
В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего. Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках… Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они срисовывали.
Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистервнг считал: «Тот, кто рисует, получает в течении одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники рисования изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы только с кистью и красками.
Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо в дошкольном возрасте, начиная с раннего возраста. И поэтому я считаю, что большое внимание нужно уделять развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста через нетрадиционные способы изобразительной деятельности. Предлагаю Вам рассмотреть некоторые нетрадиционные способы изобразительной техники, доступные детям раннего возраста.
Нетрадиционные способы рисования.
- Пальцевая живопись – хэппинг.
Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.
- Оттиск печатками из картофеля.
Уже с раннего возраста я учу детей рисовать пробками, печатками из картофеля.
- Оттиск отпечатками листьев.
Очень интересно рисовать отпечатками листьев.
- Техника «Тампование»
С раннего возраста я так же начинаю использовать технику «Тампование». Делаю тампон из поролона и обмакнув его в краску дети создают образы.
- Рисование свечой.
Детям очень нравится рисовать свечкой. Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а затем нанести на лист краску, то можно увидеть на листочке дождь или волны.
- Техника «Монопитие»
Эта техника наиболее распространена. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры.
- Техника «Диапитие»
Тампоном или краской нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картона. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что-нибудь нарисовать карандашом, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск- зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.
- Техника «Кляксография»
- Техника «Ниткопись»
А) Кисть с шарообразной двухцветной ручкой.
Б) Кисть с ограничителем у основания ворса.
В) Кисть с толстой двухцветной ручкой
Г) Кисти с короткой деревянной ручкой и плоским ворсом
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. А у детей в раннем возрасте игра является основным видом деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной деятельности ОО "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкальная деятельность) с детьми второй группы раннего развития "Весёлые музыканты"
Конспект музыкального занятия для детей 2-3 лет....
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...
СТАТЬЯ «Использование нетрадиционных художественно-графических техник в группах раннего возраста»
В данной статье представлен один из подходов к формированию изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста.В приложении к статье, в качестве практического материала, представлены...
Художественное творчество в группе раннего возраста "Елочка". Нетрадиционная техника рисования "Методом тычка".
Художественное творчество в группе раннего возраста "Елочка" Нетрадиционная техника рисования "Методом тычка"...
Художественное творчество в группе раннего возраста "Сарафан для матрешки" Нетрадиционная техника рисования.
Художественное творчество во второй группе раннего возраста с использованием НТР "Сарафан для матрешки"....
Художественное творчество в группе раннего возраста "Украсим рукавичку" Нетрадиционная техника рисования.
Художественное творчество в группе раннего возраста "Украсим рукавичку" Нетрадиционная техника рисования....
Конспект НОД по художественному творчеству в группе раннего развития «Поможем светофорчику»
Составитель: Красникова Анна ВикторовнаКонспект НОД по художественному творчеству в группе раннего развития«Поможем светофорчику»Цель: продолжать знакомить детей со светофором.Задачи:Обуча...