СТАТЬЯ «Использование нетрадиционных художественно-графических техник в группах раннего возраста»
статья по рисованию
В данной статье представлен один из подходов к формированию изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста.
В приложении к статье, в качестве практического материала, представлены варианты использования нетрадиционных художественно-графических техник .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нетрадиционных
художественно-графических техник
в группах раннего возраста»
Е.В. Попова
ГБДОУ № 14 д/с комбинированного вида
Курортного района Санкт-Петербурга
Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребенка.
Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность.
В процессе изобразительной деятельности он приобретает способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У него развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз.
При проведении занятий мы формируем у детей изобразительные умения и навыки пользоваться кисточкой, карандашом, пластилином.
Ниже дано описание так называемых нетрадиционных художественно-графических техник:
- Тычок жесткой полусухой кистью
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Рисование пальчиками
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Для нанесения краски можно использовать ватные палочки
- Рисование ладошкой
Материалы: широкие блюдечки с гуашью. Кисть, потная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается
- Оттиск пробкой
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка
- Оттиск печатками из картофеля
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка
- Обрывание бумаги
Материалы: салфетки или двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы
Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем клеем смазываем то, что будем изображать. Ребенок накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным.
- Скатывание бумаги
Материалы: салфетки или двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Опыт моей работы показал, что использование нетрадиционных художественно-графических техник в процессе организованной образовательной деятельности с воспитанниками групп раннего возраста даёт положительный результат: расширяются возможности для развития у детей восприятия, фантазии, обогащения сенсорного опыта, пополнения запаса понимаемых слов и активного словаря, общения и сотрудничества с взрослым. В приложении представлены примеры занятий.
Приложение
- Мозаика из изюма
Раскатать пласт теста. Высыпать изюм на поднос перед малышом. Положить изюминку на тесто, пусть малыш вдавит её пальцами или ладошкой. Получившееся «произведение» можно запечь.
- Барашек из ниток
Соберите остатки ниток для вязания. У ребенка появляется прекрасная возможность поучиться работать ножницами. Возьмите руку ребенка в свою руку и настригите нитки на мелкие кусочки. Нарисуйте силуэт барашка. Раскрасьте мордочку и ноги. Отдельно нужно вырезать овал для туловища, подходящий по размеру к силуэту. Дать малышу кисточку и клей и, показав, как нанести на овальную заготовку клей, присыпьте её нитками. Нитки нужно слегка прижать ладошкой. А после того, как клей высохнет, остатки клея нужно стряхнуть. Теперь кудрявую спинку можно приклеить на место.
- Картина из ватных шариков
Положите лист плотной цветной бумаги на столе. Вам также понадобятся кусок ваты и клей. Нанести на картон узнаваемое изображение котенка или медвежонка. Намажьте клеем ватный шарик и покажите ребенку, как приклеить его к листу бумаги. Будем делать мягкую шубку – попросим ребенка приклеивать шарики внутри контура. Параллельно с развитием творческих навыков, мы способствуем уточнению пространственных представлений ребенка, уяснению понятий «внутри» и «снаружи».
- Песчаные художества
Цветным песком рисовали американские индейцы и монахи в буддийских монастырях. Это завораживающее действо может очаровать и современных детей. Нужно сделать большой конус из картона (можно использовать перевернутую пластиковую бутылку), оставив маленькое отверстие в его вершине, и привязать к его краям веревочки, за которые конус можно повесить или держать сверху. Под ним ставим большой поднос, застеленный темной бумагой. Наполняем конус песком. Затем ребенок может слегка раскачивать конус над бумагой и делать песочные узоры. Это занятие – ещё одно открытие для ребенка, он узнает свойства песка. В начале нужно позволить ему наблюдать за тем как он сыплется, образуя горку. Малыш сам вскоре перейдет к раскачиванию конуса. Если менять цвет песка в конусе, то изображение получится разноцветным.
Песком можно рисовать, добавив в него канцелярский клей. Тогда после подсыхания получится картина, которая не будет осыпаться. Можно рисовать дорожки. Если песок цветной, можно рисовать солнышко, траву. Изображение наноситься деревянной палочкой или шпателем.
- Пластилинография – техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия рисования с детьми младшей группы с использованием нетрадиционных художественно-графических техник. "Мухоморчик"
Предлагаемая нетрадиционная техника рисования - рисование пальчиками: изображение точек(пятнышек) и линий. Позволяет легко добиться положительных результатов ребенку, не обладающего навыками рисования...
Конспект занятия рисования с детьми средней группы с использованием нетрадиционных художественно-графических техник "Я слепил снеговика"
Предлагаемая нетрадиционная техника рисования - рисование методом тычка жесткой полусухой кистью, дополнительно возможно рисование пальчиками: изображение снежинок, глазок, пуговок , линий. Позв...
Кружок «Художники-умельцы» по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных художественно-графических техник»
Актуальность данной проблемы заключается в том, что мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предмет...
Использование нетрадиционных художественно-графических техник
Использование нетрадиционных художественно-графических техник в группах раннего возраста...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники в группе раннего возраста "Белочки-подружки"
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники "Трафарет" "Тампонирование" в группе раннего возраста на тему: Белочки-подружки.Автор Костикова Ирина Вла...
Формирование изобразительных навыков и умений у детей 2-4 лет с ограниченными возможностями с использованием нетрадиционных художественно-графических техник
Формирование изобразительных навыков и умений у детей 2-4 лет с ограниченными возможностямис использованием нетрадиционных художественно-графических техник....
Изодеятельность с использованием нетрадиционных техник в группе раннего возраста (2-3 лет) «Петушок»
Изодеятельность с использованием нетрадиционных техник в группе раннего возраста (2-3 лет) «Петушок» Задачи:Образовательные:- Закреплять знания о домашних птицах (петушок).- Закреплят...