Нетрадиционные формы рисования в группах детей от 2-х до 3-х лет
статья по рисованию (младшая группа) на тему

Художественное творчество. Тема: «Нетрадиционные формы рисования в группах детей от 2-х до 3-х лет». Опыт педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы рисования в группах детей от 2-х до 3-х лет

 детского сада №390 Московского района Санкт-Петербурга

 опыт педагога высшей категории Тимофеевой Т.В.

Педагогика и творчество неразрывно связанны, ведь дети легко и охотно познают новое через музыку, танец, стихотворение... Существенную роль в развитии ребенка играет рисование. Еще В.М. Бехтерев относился к рисунку как к «объективному свидетелю проявлений и развития детской психики».

В процессе рисования ребенок не только совершенствует мелкую моторику, цветовосприятие и наблюдательность, но и формирует художественный вкус, учиться видеть прекрасное в окружающем мире, постепенно подходит к пониманию произведений искусства. Художественная культура удивительно разнообразна, многозначительна и  неоднородна, а ее выразительные средства – неисчерпаемы. Очевидно, что живопись и графика не ограничиваются использованием кисти и карандаша, а скульптура не сводится исключительно к лепке из глины. Бесконечное количество техник и материалов создает и бесконечные возможности для раскрытия творческого потенциала детей.

Советская педагогика с недоверием относилась к нетрадиционным формам рисования в дошкольных учреждениях. Возможно, потому, что эксперименты с материалом характерны для беспредметного искусства, отрицаемого в те времена на государственном уровне. «Основная цель обучения рисованию в детском саду - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме», - пишет Т.С. Комарова в книге «Обучение детей технике рисования» (М., «Просвещение», 1970 г.). Далее автор рассуждает о нетрадиционных техниках рисования: «конечно, в этом манипулировании с материалами имеются и положительные черты: богатство технических приемов, материалов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша, разнообразие сочетания этих материалов в одном рисунке, однако оно отвлекает от передачи объективного содержания».

Тем не менее, на сегодняшний день нетрадиционные техники рисования отвоевали себе прочное место в отечественной педагогической практике. Никого уже не удивишь, скажем, квиллингом или кляксографией в дошкольном учреждении. Многие ученые (Д.Эйнон, Д.Н. Колдина и др.) считают, что все нетрадиционные техники можно вводить с раннего возраста. Некоторые методики – например, пальчиковое рисование – позволяют подготовить малышей к более привычной изобразительной деятельности посредством карандаша и кисти. Другие, наоборот, выводят детское творчество на более продвинутый уровень.

В моем случае ранний возраст детей в группе – 2-3 года – диктует свои условия. Многие малыши еще не умеют правильно держать кисть и карандаш, не знают цветов и не очень разбираются в свойствах красок. Поэтому одни из первых своих рисунков в детском саду они создают как раз с помощью элементарных, естественных для раннего возраста техник.

Рисование у нас в группе начинаются в сентябре, когда дети только приходят в дошкольное учреждение: творческая деятельность как раз способствует процессу адаптации. Занимаемся по подгруппам – по пять-шесть человек. Знакомство с цветом, формой, штрихом, линией осуществляется посредством пальчиковых красок. Заодно происходит развитие мелкой моторики и сенсорики. А сам процесс воспринимается как веселая, захватывающая игра. Например, на одном из первых занятий мы рисуем деревья: используются заготовки с стволами и ветками, которые нужно украсить точками – листьями. Цветов поначалу немного – два-три. Краски наносятся пальцами.

Большинство детей охотно включаются в эту необычную для них деятельность, начинают рисовать самостоятельно или вместе с воспитателем. Другие с недоверием относятся к новым материалам. Театрализация, игра, «момент сюрприза» позволяют «вдохновить» и заинтересовать малышей. Так, рисованию деревьев, предшествует визит сказочного героя – зайчика, который рассказывает, как красиво сейчас в лесу и приносит с собой настоящие веточки.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот развлекает их. Работа проводится постепенно, по принципу «от простого к сложному»: сначала рисуем при помощи одного пальчика, затем несколькими; постепенно знакомимся с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве.

Еще одна разновидность «пальчикового» рисования, применяемая в младшей группе – рисование ладошками. Таким образом можно создавать любые абстракции, рисовать сюжетные картинки. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии).

        Дети раннего возраста с удовольствием делают различные оттиски и монотипии. Например, в октябре мы прикладываем к бумаге раскрашенные листья, изображая золотую осень, а в декабре пытаемся передать красоту снегопада с помощью оттиска мятой бумагой.

        Во второй половине учебного года, когда ребята уже умеют пользоваться кистью и красками, нетрадиционные методики выступают уже в качестве дополнительных средства выразительности в процессе рисования. Например, используется техника тычка жесткой кистью. Она не требует от детей умелого изображения тонких линий – достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.

        Используя нетрадиционные техники, мы с первых же занятий получаем яркие, необычные рисунки, которые нравятся и детям, и взрослым. Положительный результат, одобрение родителей и педагогов, стимулирует каждого ребенка к дальнейшей творческой и познавательной деятельности, помогает поверить в свои силы. Кроме того, рисование при помощи пальчиковых красок – благодатная почва для совместной работы детей, а это уже формирует навык общения. Оставить отпечаток ладони на бумаге – это простое и естественное действие для ребенка раннего возраста. Это – первый его шаг в мир художественного творчества.

Список литературы:

1. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

3. Комарова Т.С.Обучение детей технике рисования - М., 1970. - 158

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

5. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

6. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм рисования....

Нетрадиционная форма рисования в средней группе. Рисование воском на тему: «Подводный мир».

Занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста по теме: " Подводный мир". Проводя с детьми данное занятие, мы вспоминаем с ними о подводных обитателях, об обитателях нашего дома, ...

самообразование по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"

Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования...

ООД по речевому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования в группе детей 3-4 лет .Тема:«Ежик»

Образовательная:Формировать у детей потребность отчетливо произносить звук <Ф>  и звукоподражательные слова с этим звуком;Формировать у детей интонационную выразительность речи.Развивающие:...