самообразование по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_netraditsionnoe_risovanie.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - «Детский сад № 239»
(МБДО ЦРР- «Детский сад № 239»
Самообразование
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».
Воспитатель: Полушкина Галина Геннадьевна
г. Барнаул
2018- 2019г.
Что творчество?
Коробочку с гуашью взять,
И кисточкой взмахнуть неброско,
Чтоб красоту понять,
Не нужно знать,
А нужно чувствовать –
Всё в жизни очень просто!
Актуальность:
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время, это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Цель:
Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке;
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
- Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Формы проведения:
- подгрупповая и индивидуальная деятельность;
- дидактические игры;
- театрализация;
- выставки рисунков и поделок;
- беседа;
- художественное экспериментирование;
- рассматривание иллюстраций;
- решение проблемных ситуаций.
Методы проведения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Приемы проведения:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение;
- создание игровой ситуации;
- показ воспитателя;
- использование движения руки;
- сравнение двух техник;
- проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
- доступность отбираемого материала;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Перспективный план по самообразованию.
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | «Поляна с цветами» | Рисование мятой бумагой | Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе. Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности. | Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой. |
2. | «Золотая волшебница осень» | Тычок жёсткой полусухой кистью | Уточнять и расширять представления детей об осени. Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | «Осенняя пора (пейзаж, отражение в озере)» | Монотипия | Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени. Познакомить детей с симметрией, на примере отражение в озере, реке (отпечаток). Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, творчество, умение самостоятельно придумывать сюжет. Воспитывать заботу и любовь, и бережное отношение к природе. | Листы бумаги, гуашь, кисти, банка с водой, салфетки, музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Времена года (Осень)», компьютер, проектор, картины с репродукциями художников, презентация нетрадиционная техника рисования - «монотипия». |
2. | «Гроздь рябины» | Рисование ватными палочками (Пуантилизм) | Учить детей рисовать кисть рябинки методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке. | Гроздь рябины (картинка или настоящая), краска красного цвета (гуашь), шаблоны с изображением веточки, тряпочки, белая бумага формата А3, игрушка - птичка. |
НОЯБРЬ | ||||
1. | «Волшебные кляксы» | Кляксография | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. | Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
2. | «Однажды в осеннем лесу» | Печать по трафарету поролоном | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печать по трафарету с использованием поролона. Развивать творчество и фантазию у детей. Учить правильно, располагать детали композиции. | Оранжевая или желтая цветная бумага, трафареты волка и лисы, баночка под воду, поролон, кисти №2 белка и щетина №4, гуашь (белая, коричневая, зелёная, оранжевая, серая). |
ДЕКАБРЬ | ||||
1. | «Зимняя сказка» | Граттаж | Познакомить детей с новой техникой рисования граттаж. Побуждать детей придумывать свои сюжеты, замыслы и передавать в своих рисунках красоту окружающего мира, используя свои личные впечатления. Развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника. | Кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка, иллюстрации по теме зима. |
2. | «Новогодняя ночь» | Набрызг | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей. Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. | Картон, гуашь, старая зубная щетка, карандаш. |
ЯНВАРЬ | ||||
1. | «Новогодняя ёлочка» | Пластилинография | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Развивать творческие способности и воображение. Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни. Продолжать воспитывать самостоятельность в работе. | Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон. |
2. | «Новогоднее волшебство» | Рисование цветными мыльными пузырями | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей. Преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте. | Мыльные пузыри (цветной мыльный раствор), альбомные листы, клеёнка на стол, фартуки, влажные салфетки, музыкальное сопровождение. |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | «Зимний пейзаж» | Кляксография | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа. Продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
2. | «С Днем Защитника Отечества» | Цветной граттаж | Развивать творческое воображение. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж. Учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет. Учить оценивать качество работ своих товарищей. | Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. |
МАРТ | ||||
1. | «Подарок для мамы» | Тычок жёсткой полусухой кистью | Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2. | «Весна» | Монотипия | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. |
АПРЕЛЬ | ||||
1. | «Космос» | «Печать поролоном по трафарету; набрызг» | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Трафареты и принадлежности для рисования. |
2. | «Подводный мир» | Рисование цветными мыльными пузырями | Закреплять работу с детьми по нетрадиционной технике рисования с помощью мыльных пузырей. Преображать спонтанно полученный рисунок. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте. | Мыльные пузыри (цветной мыльный раствор), альбомные листы, клеёнка на стол, фартуки, влажные салфетки, музыкальное сопровождение. |
МАЙ | ||||
1. | «Праздничный салют» | Граттаж | Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Создавать композицию рисунка, располагая внизу - дома, а вверху - салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну. | Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. |
2. | «Одуванчики в траве» | Рисование мятой бумагой | Закрепление работы с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе. Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности. | Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм рисования....
План самообразования воспитателя "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"
Актуальность:Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего ...
перспективный план самообразования"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"
перспективный план самообразования"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях ФГОС
Программа по самообразованию...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».
laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС»....
Папка воспитателя по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».
Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...
СамообразованиеТема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношени...