Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по
художественно – эстетическому
развитию детей старшей группы
тема : Сказочная гжель.
Воспитатель: Семёнова Наталья Юрьевна.
Цель: способствовать формированию умения изображать элементы росписи.
Задачи:- помочь получить эстетическое наслаждение от знакомства с народно – прикладным искусством –
гжельской росписью,
- вызвать чувство гордости , уважения к народным ремёслам ,
- способствовать умению создавать узор по мотивам гжельской росписи,
- содействовать умению выделять и передавать цветовую гамму гжельской росписи,
- обеспечить развитие умения создавать композицию
на листе бумаги разной формы,
- способствовать закреплению навыка получения
оттенка из двух цветов.
Материал: шаблоны изделий, гуашь белая и синяя ,
кисти тонкая и толстая , баночки с водой , тряпочки, палитры , магнитофон с записью музыки,
презентация « Гжельская роспись».
Предшествующая работа : дид. игра « Чудо – узоры »
работа с раскрасками « Гжель ».
Ход занятия.
Звучит музыка «Приглашение в сказку ».
В. Ребята, вы любите сказки ? Рассаживайтесь поудобнее , я приглашаю вас в удивительно красивую сказку.( дети рассаживаются полукругом на стульчики. выключаю музыку ).(слайд 1).
Какими словами обычно начинаются сказки? Нашу сказку я тоже хочу начать такими словами.
Жили – были в деревеньке Гжель, что около г. Москва , добрые и трудолюбивые люди .
Всю весну ,лето и осень они работали они : пахали землю, сеяли хлеб, собирали урожай .
( слайд2)
И вот пришла зима. Вся природа уснула до весны , но гжельские умельцы не привыкли сидеть без дела : берут они припасённую с лета белую глину , замешивают глиняное тесто и начинают лепить посуду : чашки да чайники, блюда да бокалы , кувшины да крынки. Выходят из под рук мастеров диковинные фигурки птиц и зверей. Потом “ сажают’’ мастера свои поделки в жаркую печь , чтобы закалились изделия в огне , стали прочными и звонкими. ( слайд 3,4).
Все зимой мечтают о весне , и поэтому художники морозными узорами рисовали весенние сказочные цветы. Выбрали гжельские мастера для своей посуды синию краску на белоснежном фоне. Готовые поделки покрывают глазурью для блеска и ещё раз в печь для закалки ставят.И заиграют изделия волшебными синими и голубыми красками.
Каждый мастер по – своему радовал всех своим талантом. Детей и внуков учил разным премудростям своего дела. И пошла слава о чудесных цветах Гжели по всему миру. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение уже более 650лет. И в наши дни изделия Гжельских мастеров высоко ценят и в нашей стране и в других странах , и они не перестают радовать своей красотой.
Сейчас на месте деревушки Гжель вырос большой город , там продолжают изготавливать и расписывать разные изделия : посуду , забавные статуэтки людей и животных. Построили большой завод. (слайд 5).Посмотрите ,как много приготовили заготовок для художников.Эти заготовки , как и много лет назад, делают из белой глины.
(слайд 6 ). А здесь мы видим мастера , который чистит поделку от пыли , придаёт изделию гладкость или как говорят “ шлифует”.
( слайд 7 ). На следующей картинке - печь. В ней изделия “ закаляют”. Что значит закалить ?
( ответы детей ).
И вот приходит время художников. Эти люди очень талантливые , каждое изделие они расписывают вручную, работают кисточками.( слайды 8,9,10). В работу они вкладывают старание, свое воображение, чтобы изделия ожили , заиграли красками , заворожили нас красотой.
Сейчас давайте ещё полюбуемся красотой гжельской росписи.
(слайды 11-19) Рассматривая слайды , дети называют изделия: чайник , украшенный птицей,вазочка в виде рыбки, петушок ,блюдо, кувшин, чашка , ваза , чашка и блюдце , тарелка.)
Воспитатель читает стихотворение:
Гжель-посуда просто чудо!
Синий цвет бежит повсюду.
И рождается узор –
Оторвать не в силах взор!
Ребята понравились вам работы гжельских мастеров?( ответы детей).
Какими словами можно сказать об изделиях?( они лёгкие, воздушные).
Какое настроение они создают?( радостное, светлое, весёлое).
В.Когда я смотрю на эти изделия , мне они напоминают о зиме, о сказке. Как вы думаете,почему?
(мастера используют только синюю краску на белом фоне , как будто нарисовали на снегу
синие и голубые узоры).
В. Гжельские художники используют только синюю краску и её оттенки .Этим Гжельская роспись отличается от других видов росписи.
В. Мы посмотрели много изделий : посуду, различные статуэтки. Я предлагаю вспомнить какие элементы росписи используют художники? ( дети перечисляют).
В. Я предлагаю вам рассмотреть элементы этой росписи.
( слайд 20).
Как называются эти элементы? ( линии ). Правильно , посмотрите какие они разные:одиночные и пересекающиеся.( показывает указкой на разные варианты) . Эти элементы художники называют бордюрами, они выглядят как волнистые линии . Давайте попробуем нарисовать их в воздухе, представьтет в руке кисть и проведите несколько волнистых движений . ( дети выполняют задание). Часто бордюры дополняют точками.
( слайд 21).
Посмотрите на этот элемент. Кто знает, как он называется? (ответы детей).Правильно, это кустик , он похож на веточку с листочками.
( слайд 22).
Кто узнал эти элементы росписи ? ( один ребёнок даёт название ,все вместе рисуют воздухе “ сеточку, завиток “).
( слайды 23 и 24).
В. Самыми красивыми и сказочными элементами являются цветы. Цветы разной формы, с разными листочками , украшены разными завитками , но все они очень воздушные и лёгкие.Кажется подует сейчас ветерок и они прилетят к нам. Предлагаю вам превратиться в сказочные цветы и отдохнуть : ( динамическая пауза )
Наши синие цветы распустили лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки
Тихо засыпают, головой качают.( дети садятся).
( слайд 25).
В. Ребята , чтобы полюбоваться красотой гжельской росписи художники организовывают выставки и в нашей стране и в других странах. Я предлагаю вам сегодня стать гжельскими мастерами и создать нашу выставку. Вы согласны? ( ответы детей).
В. Приглашаю вас в художественную мастерскую. Посмотрите у нас есть заготовки , выберите себе ту , которую вы хотите расписать ( дети выбирают шаблон) и занимайте рабочее место мастера.( дети рассаживаются за столы).
В. Скажите , что нам нужно для работы? ( ответы детей: гуашь, кисточки , вода).
В. Какие цвета используют художники ? ( ответы детей: синюю и голубую.) Как получить голубой оттенок? ( ответы детей).
В. Как вы думаете , зачем нужны две кисточки? (ответы детей – тонкой кистью рисовать линии , точки , завитки , а толстой – листочки, ягодки, цветы).
В. Перед началом работы подумайте какими элементами вы украсите заготовку, какой узор выберите.
Во время самостоятельной деятельности детей подхожу к каждому ребёнку, интересуюсь какие элементы он рисует, подсказываю с выбором цвета ( синий или голубой), обращаю внимание на технику рисования элементов.
Напоминания и указания:
- Постарайтесь придумать свой узор, у художников каждая работа неповторима.
- Не забудьте приготовить голубой оттенок.
- Набираем гуашь на кисточку немного , лишнию убираем о край баночки.
-Кисточкой плавно водим и узоры получаются воздушными.
-Хорошо промываем кисть водой , можно кисть просушить о тряпочку.
-Тонкие линии, завитки рисуем тонкой кистью .
- Для рисования листочков попробуй использовать толстую кисть.
-Добавь в палитру белого цвета и цветок будет нежным.
-Не забудьте использовать синий цвет.
- Попробуй добавить в узор ещё другие элементы : сеточку , точки.
-Линии рисуем концом кисточки.
- Как называется элемент , который ты рисуешь?
Если ребёнок нарисовал быстро , предлагаю взять другой шаблон.
В. Кто из художников закончил работу располагайте её на выставке.( дети приклепляют работы
к доске).
В. Какая красота ! Вам нравится выставка ?
Арина, какая работа по – твоему особенно удалась?Почему ты так считаешь?
Варя , как ты думаешь , какая из работ самая нежная , воздушная , лёгкая?Что придаёт ей нежность?
Рома , в котором изделии художник использует разнообразные элементы? Назови их.
Подумайте, как можно назвать нашу выставку?( предложения детей).
В. Спасибо художники за фантазию , ваше старание . Наша выставка станет украшением группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группе Тема: Пернатые наши добрые соседи.
Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группеТема: Пернатые наши добрые соседи. С использованием природного материала....
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности для детей старшей группы Тема: "Новогодние игрушки"
План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)...
Конспект ООД в области художественно-эстетическое творчество (рисование) в старшей группе. «Один прекрасный день в моей жизни!» В период самоизоляции с 25 по 29 мая.
Конспект ООД в области художественно-эстетическое творчество (рисование) в старшей группе.«1 Июня — День защиты детей!»...
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...
Конспект НОД по развитию художественно - эстетической деятельности (аппликация) в старшей группе
Обобщить знания детей о флаге ЯНАО;Познакомить со значением цветов, символикой, изображённых на флаге;Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, со значением флага в сов...
Конспект занятия по художественно-эстетическому творчеству. Лепка в старшей группе. «Корзинка с цветами»
Цель:Формировать технические умения и навыки работы с пластилином.Закрепление знаний о празднике 8 марта, его истоках и традициях....
Конспект занятия по художественно- эстетическому занятию ( рисование) в старшей группе "Моя семья"
Цель: Воспитывать у детей любовь к своей семье и родетсвеникам, уважение к ним.Задачи: Образовательная, расширять и совершенствовать у детей представление о семье как о людях которые живут вместе, люб...