Взаимосвязь музыки рисунка, поэзии в творческой деятельности детей
статья по рисованию (подготовительная группа) на тему

Стрижакова Елена Викторовна

В статье отражена интеграция  творческой деятельности детей в области художественно-эстетической направленности, которая используется в работе на музыкальных занятиях в ДОУ.Описываются формы непосредственного отклика ребёнка на музыку через рисунок, на его самовыражение под воздействием сильнейших психолого-эмоциональных факторов, каким является искусство.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_muzyki_risunka.docx20.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь музыки рисунка, поэзии в  творческой деятельности детей

В работе художественно-эстетической направленности с акцентом на музыкальное восприятие используются 2 вида творческой активности (музыка и  рисунок) в процессе воспитательной работы с целью развития творческого потенциала личности.

Взаимодействие осуществляется в двух формах:

1 форма: Сочетание восприятия произведений музыки детьми в изобразительной  деятельности на основе общности  этих произведений;

 2 форма:   художественно-творческая  деятельность детей, которая отражается в рисунке.

В рисунках детей находят отражение  не только настроение, которое создаётся музыкой в душе ребёнка, но и выразительные средства музыки: тембр, мелодия, ритм. Эти занятия способствуют развитию  у детей образного мышления, воображения, креативности.

Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Л. С. Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Рисунок ребенка – это его рассказ, его гамма чувственного восприятия мира.

В результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков детей новым содержанием,  решаются творческие задачи в изобразительной деятельности. В то же время, созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки.
Наиболее обоснованным является сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства на основе ассоциативно-образной связи, семантического родства этих видов искусства.

Интегрированные занятия  включают в себя: слушание музыки, стихотворений, просмотр видеозаписей, музыкальные движения, рисование, аппликацию.

Предлагаемая детям музыкальная палитра достаточно богата и разнообразна. Она включает в себя произведения как зарубежных, так и современных композиторов классики: И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и С. С. Прокофьева и др.,  а также  новые виды  музыкального искусства: джаз, рок-н-ролл, арт-рок.

Подбор произведений живописи, которые демонстрируются детям на занятиях, осуществляется на основе принципов высокой художественности и доступности. Им предлагаются художественные картины И. Левитана, И. Шишкина, В. Серова, В. Васнецова, иллюстрации И. Билибина и В. Конашевича, а также произведения народно-прикладного искусства.

Произведения изобразительного искусства, подбираемые к классической музыке, соответствуют ей по настроению и по стилю. На занятиях, где слушание музыки сочетается с восприятием произведений изобразительного искусства, как правило, дети вначале слушают музыку или фрагмент оперы (балета). После прослушивания и элементарного анализа музыки они рассматривают картину (слайд). Повторное прослушивание может сочетаться с одновременным просмотром произведений изобразительного искусства.

Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета), которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, музыка напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра.

Старшие дошкольники, которые являются объектом нашего исследования, начиная с 5-го года жизни, большое внимание при прослушивании музыки уделяется  анализу мелодии. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, мелодия – основное выразительное средство – «душа музыки», а с другой – мелодическая линия близка линии в живописи, и могут найти своё отражение  в рисунках. Подтверждение тому -  рисунки детей. Так,  глубину мелодии моря в исполнении струнных инструментов,  из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, ребёнок воплотил, используя тёмные краски в стиле техники монотипия, а образ «Зимнего утра» из детского альбома П.Чайковского, девочка изобразила холодными тонами в технике цветовых  пятен.

  В рисунках детей находит отражение и ритм музыки. В отличие от мелодии, анализу которой на занятиях уделялось специальное внимание, ритмические особенности прослушиваемых произведений, как правило, не анализировались. Дети «проживали» ритм посредством собственного тела при воплощении музыки в творческом музыкальном движении, а затем он начинал «звучать» и в их рисунках. Наиболее интересными были рисунки, в которых дети воплощали ритмически яркую танцевальную музыку: «Вальс цветов» П.И.Чайковского ,«Марш деревянных солдатиков».

 Ритм музыки нашел отражение в чередовании цветовых пятен, линий, волн, кругов в рисунках детей.

Тембр музыки – наиболее «живописный» ее компонент, также воплотился в рисунках детей. При этом, чем более богатой была тембровая палитра музыкального произведения, тем более яркими и насыщенными по колориту становились детские рисунки. В детских работах получили отражение и тембры различных музыкальных  инструментов. Дети  6-го года жизни пытались изображать  музыку флейты в виде парящей струи, звучащей в лёгкой воздушной «Итальянской польке» С.Рахманинова.  Музыку классического рока композиции Queen «We will rock you» в исполнении синтезаторов, разбавленных акустической гитарой, ребёнок воплотил в виде каменистой стены тёмной расцветки.  Колорит детских работ на эту тему отличался удивительной яркостью и богатством.

Мощное звучание электроскрипки  (А.Вивальди «Шторм»)  в рисунке вызвало передачу вихря звучащей мелодии в виде закручивающихся спиралей  ярких разнообразных цветов и оттенков в насыщенной цветовой гамме.

Созерцательную, умиротворённую, увядающую природу  «Осенней песни» П.Чайковского, с преобладанием мелодичного плачущего голоса скрипки, дети воплощали в рисунках осенней цветовой палитры в технике цветовых пятен.

Предлагая детям воплотить в рисунке ту или иную пьесу или фрагмент оперы (балета), необходимо учитывать их возрастные возможности. Дети могут воплотить в красках и более сложные темы и образы, если им сразу объяснить, что можно просто «нарисовать музыку», передав ее настроение с помощью цвета, различных его сочетаний и оттенков. Как правило, они принимают эту задачу  как свою и передают настроение музыки и впечатления от нее цветовыми пятнами, переходами цветов и оттенков, насыщенностью, а также  прозрачностью цветового колорита. При этом педагог ориентирует детей на то, что они могут рисовать тот или иной сказочный образ,  а также сюжетную композицию, просто «музыку» с учётом настроения, которое создаёт музыка (М.Мусоргский «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки», Н. Римский-Корсаков «Золотой петушок»). Перед старшими дошкольниками в процессе развития творческой активности ставятся  более сложные и интересные задачи: например, воплотить музыкальный образ в виде геометрических фигур («Мусоргский «Гном»), или изобразить  себя в образе солнца к музыкальному отрывку Э.Грига «Утро» из сюиты  «Пер Гюнт».  Здесь дети могут отобразить свои положительные качества в форме солнечных лучей. Дети старшего возраста ярко и выразительно рисуют портреты сказочных персонажей, сюжеты из прослушиваемых «музыкальных сказок».
Интегрированные занятия, на которых дети «рисуют музыку», наполнены особой эмоциональной атмосферой:  звучанием  прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, визуализацией «озвученных» детских шедевров, отображённых на большой магнитной доске, поощрениями. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты. Наличие определённых переживаний  создаёт эмоциональный тон творческой деятельности.  Занятие заканчивается беседой  с каждым ребенком.

Во –  первых, анализируется сам рисунок с учётом цветовой гаммы, оригинальности и композиционного решения.

Во – вторых, подчёркивается воздействие музыкальных средств на содержание и форму рисунка.

Итог: Творческие способности детей развиваются и проявляются в особенностях восприятия музыки и в различных формах изобразительной деятельности – в рисунках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Присутствие музыки во всех видах деятельности детей"

"Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи"Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников - для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

Консультация: «Взаимосвязь художественно-продуктивной и познавательной деятельности детей».

Взаимосвязь художественно-продуктивной и познавательной деятельности детей.Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения...

Музыка для самостоятельной практической деятельности детей

Музыка для самостоятельнй практической деятельности детей...