«Воспитание эстетических потребностей (гармония, порядок, красота, музыка) в самостоятельной музыкальной деятельности детей».
презентация
Электронная консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_estetich_potrebnostey.pptx | 2.86 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На современном этапе развития перед обществом стоит первостепенная задача – воспитать всесторонне гармонично развитую личность. Немаловажную роль в этом играет эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. ФГОС уделяет большое внимание эстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусств. Музыка – самый эмоциональный вид искусства, она имеет звуковую природу, временный характер, обобщенность образов, тем самым является «искусством чувств» как говорил П. И. Чайковский. Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой - это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Гармоничность музыкально- эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Ведь музыкальные впечатления, полученные ребенком в период раннего и дошкольного детства, остаются в его памяти надолго, иногда навсегда. Эстетика (от греческого – чувственный, чувствующий) - философская наука, изучающая сферу эстетического, как специфическое проявления целостного отношения между человеком и миром, а также – как область художественной деятельности детей. Эстетическое воспитание дошкольников – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства, а также на развитие у ребенка способностей к творчеству, искусству и созиданию. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание дошкольников - это довольно широкое понятие. В него входят : - развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, быту, искусству, общественной жизни. На этапе раннего детства заметную роль в эстетическом развитии детей играет музыка – как источник эстетического восприятия и первых эмоциональных переживаний. Музыка - сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств и в дальнейшем потребность в красоте , гармонии, порядке и в музыке. Задачи и содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т. е. развитие художественно-творческих способностей детей
Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка - могучее средство самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В. А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны . Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Поэтому, воспитывая всесторонне развитых людей - физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкально- эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался , получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», - говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский . Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой. Музыка помогает и развивает умения распознавать эмоции, в чем наглядно можно убедиться на следующем примере. Детям заранее раздаются карточки с изображением различных вариантов мимики, отражающей чувство радости, гнева, грусти, удивления. После прослушивания музыкального фрагмента они поднимают одну из мимических карт, которая в наибольшей степени отвечает эмоциональному содержанию мелодии. Совпадение изображения на карточке с характером музыки свидетельствует об адекватности эмоционального восприятия.
Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т. д.) и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений: авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т. д. Слушая музыку, ребенок ее анализирует, относит к определенному жанру. Основа формирования музыкальной культуры детей – это сама музыка как вид искусства. Важно, чтобы ее содержание было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Л. C. Выготский писал: «…музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувств, творческая его перестройка и составляет психологическую основу музыки».
Ядром музыкальной культуры дошкольника является его музыкально- эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально- образовательной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями, навыками и также в самостоятельной деятельности детей. Важнейшим средством музыкально- эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития детей дошкольного возраста являются и пение. Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают о природе, о дружбе, как живут люди. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обрядами, с трудом взрослых и т. д. Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно- эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте.
Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К. Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце» . В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого. Содержание программы определяется задачами музыкально- эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса. Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детей дошкольного возраста: музыкально- эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной .
Игра на детских музыкальных инструментах тоже интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность. Приобщение детей к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности на каждом занятии. Я включаю детских ударно-шумовые музыкальных инструментов в другие виды деятельности (музыкально- ритмическая деятельность, слушание) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки, или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок) .
Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изо-деятельность, театр) ; формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; развития пластической и мимической выразительности. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно- эстетического воспитания ребёнка-дошкольника. И получая знания на музыкальных занятиях по художественно-эстетическому направлению, дети испытывают потребность в красоте, гармонии и музыке в своей самостоятельной деятельности. С помощью педагогов и родителей искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей по образовательной деятельности «Музыка».
Организация детей в самостоятельной музыкальной деятельности. Виды самостоятельной деятельности....
Самостоятельная музыкальная деятельность детей как прием развития музыкальных способностей дошкольников
В самостоятельной музыкальной деятельности наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски. Они могут сами организо...
Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей
Консультация для родителей...
Настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
В статье раскрыты основные требования к настольным музыкально - дидактическим играм, предназначенным для музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста....
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...
Музыкальный ЛЕПБУК.«Использование технологии «ЛЭПБУК» в совместной и самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»
Опыт в создании музыкальных лепбуков...