Консультация: «Взаимосвязь художественно-продуктивной и познавательной деятельности детей».
консультация на тему
Взаимосвязь художественно-продуктивной
и познавательной деятельности детей.
Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.
Продуктивная деятельность – это деятельность, в результате которой создаётся некий продукт. Она может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества.
Общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.
Содержание и результаты всех областей Программы «Художественно-эстетическое развитие» могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.
Дети каждый день открывают для себя окружающий мир. Сколько интересного таит он для них! Вот ползёт жук - такого ещё малыш не видел! И всё внимание приковано к насекомому. Расцвели первые цветы, и снова ребёнок испытывает удивление и радость познания. Окружающее вызывает у детей положительные эмоции и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор.
Художественное творчество также должно быть тесно связано с познанием детьми окружающего мира. Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, а знакомство с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации.
Например, Тема: «Машины едут по улице». В начале знакомим с проезжающими по улице автомобилями, предлагаем рассмотреть разные машины. Зная о большом интересе детей к машинам, нужно планировать занятие так, чтобы ребята смогли отразить свои впечатления. Следует помнить, что процесс изображения связан с передачей внешнего вида предмета, его формы, характерных особенностей, отличающих один предмет от другого.
Чтобы у детей сложились отчётливые представления о предметах и явлениях, нужно их учить всматриваться в предметы, в окружающие явления жизни, вслушиваться, вдумываться. Культура такого пристального внимания к предмету прививается с детства и формирует наблюдательность. Детям предлагают слушать, как шумит ветер, как падают капли дождя, наблюдать, как распускает свои лепестки расцветающий цветок, как появляются первые листочки, как падают и тают на тёплой руке снежинки. В результате у детей не только образуется поэтическое отношение к явлениям жизни, закрепляется интерес к окружающему, но и складываются отчётливые представления о том, что они наблюдали, рассматривали. Всё это помогает детям изображать увиденное.
Детям для ознакомления с объектами природы дают правильные представления о жизни животных, обращают внимание на их красоту, интересные повадки, поведение, побуждают желание нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить их.
Ребенок познает мир в игре. Нельзя в дошкольном возрасте отделить познание мира от игры.
Игра (социализация) – ведущий вид деятельности дошкольников. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов деятельности заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образцу.
Создав изображение предмета или животного, ребёнок начинает с ними играть: у нарисованного самолёта начинает «гудеть» мотор, и вот он уже летит, а вылепленный цыплёнок «пищит» и «клюёт» зёрнышки. Игра «оживляет» образ, а это, в свою очередь, образное, эмоциональное восприятие предметов и явлений окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество.
Используются разнообразные формы связи изобразительной деятельности с игрой: игровые ситуации и приёмы - дети создавали рисунки, лепку, аппликации, которые затем использовались в разных играх; декорации и маски для игр – драматизаций; лепка овощей, фруктов и других изделий для игры в «магазин» и т.д.
Осуществляется связь изобразительной деятельности с дидактическими, сюжетно-ролевыми и другими играми. На занятиях используются игровые ситуации, приёмы обучения, обыгрывание созданных изображений.
Например: Тема: «Наш дом»
1 этап: подготовительный, в ходе которого детей знакомят с объектом, который предстоит изобразить, объясняют специфику блочного домостроения, как монтируются панели, что и как делают рабочие и т. д.
2 этап: занятие по изобразительной деятельности, проводится с игровой ситуацией. Первая ситуация – «Мой дом» (на листе бумаги нарисовать свои квартиры, обстановку в комнате)
Вторая ситуация – «Строительство и заселение дома». У детей новые роли: архитекторы, рабочие-монтажники, машинисты подъёмных кранов, водителей автомашин – панелевозов и др. Воспитатель при активной помощи архитекторов распределяет, на каком этаже будет та или иная квартира, затем с помощью монтажников бесцветной клейкой лентой соединяет панели в единую конструкцию. Когда смонтированный дом будет укреплён на доске, можно приступать к подведению итогов.
Интересные возможности для установления связи с изобразительной деятельностью содержатся и в дидактических играх, в процессе которых дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, их цвете, форме, величине, необходимые для того, чтобы изобразить эти предметы в художественном творчестве. В дидактических играх дети получают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представления об окружающем; формируются обобщённые представления о свойствах группы сходных предметов, развитию детского изобразительного творчества
Полезная информация к теме предстоящего педагогического совета.
В музыке определены пути осуществления взаимосвязи, способствующие эстетическому развитию дошкольников, обогащению их творчества новыми образами и содержанием.
Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем, в соответствии с этими впечатлениями, создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что, в свою очередь, углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях, способствует их запоминанию. Музыка может использоваться в процессе занятий по художественному творчеству для создания хорошего настроения. Во время занятия звучит тихо музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений.
Например: дети 3 лет слушают «Осеннюю песенку» (муз. А.Александрова, сл. Н.Френкеля), затем с удовольствием рисуют, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные листочки.
После пения песенки «Цыплята» (муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной) ребята наклеивают общую картину на тему «Цыплята гуляют по травке».
Очень важна связь художественного творчества с работой по ознакомлению детей с произведениями искусства. Рассматривая картины или репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для изображения, какими средствами он пользуется для передачи образов, как по-разному может быть решена та или иная тема.
Например, в натюрмортах разные художники по-разному изображают одни и те же фрукты, овощи, различную посуду.
Процесс обучения изобразительной деятельности в детском саду необходимо формировать у детей изобразительные умения и навыки, включающие технику рисования, формирующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисованных движений (по силе, размаху, скорости)
Детская душа чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную обстановку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация: «Взаимосвязь художественно-продуктивной и познавательной деятельности детей». | 177.51 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Как организовать познавательную деятельность детей"
Консультация для родителей: "Как организовать познавательную деятельность детей"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ И ВНЕ НИХ».
Консультация по организации индивидуальной и самостоятельной деятельности детей младшего возраста....
Консультация для родителей "Игры, развивающие познавательную деятельность детей раннего возраста"
Познавательная деятельность у ребенка формируется не только при целенаправленном руководстве взрослого, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Роль взрослого заключается н...
Консультация "Организация художественно-продуктивной деятельности дома"
Детское изобразительное творчество – это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей действительности. Необходимо правильное пе...
методическая разработка "Взаимосвязь когнитивного развития и познавательной деятельности посредством развития элементарных математических представлений"
Методическая разработка посвящена рассмотрению и выбору наилучших методов и приемов формирования элементарных математических представлений у дошкольников и их взаимосвязью с когнитивным развитием ребе...
Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"...