Кружок Волшебные краски
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности с детьми второй младшей группы
«Волшебные краски»
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых. Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Занятие по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от создания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Направленность программы на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находит средство для его воплощения. Программа кружковой работы обеспечивает условия для художественно – эстетического, познавательно – речевого, духовного развития детей.
На занятиях используются игры и игровые приемы, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонирование и другие.
Цель:
Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
- Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело использовать его.
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
- Активизировать детей при выборе тематики.
- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
- Развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
- Развивать творчество, фантазию.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Формы проведения:
1.Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, оттиск смятой бумагой, тампонирование, печатка, цветными мелками, экспериментирование.
2.Формами подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, участие в конкурсах.
Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности 2-3 года.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.
Продолжительность занятия составляет 15 минут.
Учебно-тематический план
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
Сентябрь | |||
1. «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.
|
2. «Весёлые мухоморы» | Рисование пальчиками
| Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов. |
3. «Опята - дружные ребята» (рисование грибочков) | Рисование пальчиками
| Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов). | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая |
Октябрь | |||
1. «Жёлтые листья летят». | Рисование ладошками.
| Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая.
|
2. «Осеннее дерево» (коллективная работа). | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. |
3. «Осень вновь пришла» | Рисование пальчиками, оттиск поролоном. | Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона. | Бумага размером 1\2 альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная. |
4. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» | Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком | Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая. |
5. «Птички клюют ягоды». | Рисование пальчиками. | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.
| 1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц. |
Ноябрь | |||
1. «Свитер для друзей». | Рисование ладошкой и пальчиками. | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.
| Две куклы – мальчик девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. |
2. «Солнышко» | Рисование ладошками. | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета.
|
3. «Ягоды на тарелочке». | Рисование пальчиками.
| Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета.
|
4. «Букет из осенних листьев». | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. | Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки. |
Декабрь | |||
1. «Зайчик» | Рисование пальчиками. | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
| Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета. |
2. «Красивые цветы» | Рисование ладошками.
| Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы белой бумаги, гуашь, салфетки.
|
3. «В гостях у жирафа» | Рисование пальчиками | Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Картон, изображение жирафа, гуашь |
4. «Снежные комочки» | Рисование тычком жёсткой кистью
| Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь. |
5. «Маленькой ёлочке холодно зимой». | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.
| Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. |
Январь | |||
1. «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) | Рисование техникой тычкования | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая |
2. «Мои рукавички» | оттиск пробкой | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. | Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета |
3. «Маленькой ёлочке холодно зимой...» | Разные | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая |
Февраль | |||
1. «Весёлый снеговик» | Рисование пальчиками.
| Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
| Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета.
|
2. «Снег кружится». | Рисование пальчиками.
| Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик.
| Листы голубой бумаги.
|
3. «Снежинки». | Свеча + акварель | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти. |
4. «Цветочек для папы». | Рисование ладошкой.
| Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Ватман, гуашь разных цветов.
|
Март | |||
1. «Цветы для мамы» | Рисование ладошками, пальчиками, печатками. | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. | Гуашь, плотные цветные листы, салфетки. |
2. «Весёлый осьминог». | Рисование ладошками.
| Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь синего цвета.
|
3. «Бабочка» | Рисование ватными пальчиками, тампонирование | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек. |
4. «Мое любимое животное» | тычок | Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное. | Готовые формы животных |
5. «Божьи коровки на лужайке». | Рисование пальчиками.
| Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).
| Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках. |
Апрель | |||
1. «Петушок-золотой гребешок» (коллективная работа) | техника бумагопластики | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). | Силуэт петушка, клей, салфетки |
2. «Два жадных медвежонка» | Оттиск смятой бумагой, ватные палочки. | Учит рисовать животных | Газета, ватные палочки, Бумага размером 1\2 альбомного листа, коричневая гуашь. |
3. «Рыбки в аквариуме» | Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. |
4. «Закат» | Рисование пальчиками | Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки |
Май | |||
1. «Клоун» | рисование восковыми мелками | Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма | Контур предмета, восковые мелки, белая бумага |
2. «Морковка» | Рисование пальчиком.
| Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.
| Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета. |
3. «Травка» | Рисование ладошкой. | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. | Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета. |
4. «Рисуем, что хотим». | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии. |
Литература:
- Программа дошкольного образования “от рождения до школы” Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С. Комаров - М.: Мозайка – Синтез 2010.
- Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
- Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
- Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий
/ Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Рогаткина Т. Как краски искали друзей // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 8 – 12.
- Рогаткина Т. Шишкой, маком, колосочком, мы рисуем на листочке // Дошкольное воспитание
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007г., № 2.
- Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 6-7 лет Кружок «Волшебные краски»
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредс...

Кружок «Волшебные Краски» (нетрадиционные техники художественного творчества)
Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества...

Кружок "Волшебные краски"
Кружок рисования «Волшебные краски» Пояснительная запискаМир маленького ...

Кружок рисования "Волшебные краски"
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работ...