Кружок «Волшебные Краски» (нетрадиционные техники художественного творчества)
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Тихонова  Анастасия Александровна

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnye_kraski.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Кружок «Волшебные Краски»

(нетрадиционные техники художественного творчества)

                                                                                                                                                       

                                                                                                Ответственная:

                                                                                                  Белохонова А.А.

2015 – 2016 уч.г.

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность состоит в том, что дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

В 2014 году в кружок было зачислено 20 детей в возрасте 4 – 5 лет. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует у дошкольников положительную мотивацию художественного творчества, вызывает радостное настроение, способствует ослаблению слишком эмоционально расторможенных, гиперактивных детей.

Цель :

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества

Задачи:

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  • Развивать творчество, фантазию.
  • Активизировать детей при выборе тематики.
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
  • Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Формы проведения:

Занятия длительностью 20 - 25 минут раз в месяц с использованием  техник нетрадиционного рисования

Описание нетрадиционных художественных техник

  1. Рисование пальчиками
    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
    Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
    Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
  2. Рисование ладошкой
    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
    Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
    Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
  3. Оттиск смятой бумагой
    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
    Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
    Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
  4. Восковые мелки + акварель
    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.
    Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
    Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.
  5. Свеча + акварель
    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
    Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
    Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
  6. Набрызг
    Средства выразительности: точка, фактура.
    Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см)
    Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
  7. Тычкование
    Средства выразительности: фактура, объём.
    Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2×2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
    Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.
  8. Монотипия пейзажная
    Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
    Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
    Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Принципы работы с детьми:

  • доступность отбираемого материала;
  • постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
  • индивидуальный подход к детям;

Формы работы с родителями:

  • Информационные листы, стенды «Нетрадиционные изобразительные техники»;
  • Консультации для родителей «Роль изобразительного творчества в  становлении ребенка  как личности»;
  • Индивидуальные беседы «Влияние живописи на физическое и психическое развитие ребенка»;
  • Фотовыставки «Наше творчество»;
  • Выставка работ детей «Отражение мира  глазами  и руками ребенка».

Ожидаемые результаты:

  • Дети будут знать:
  • о разнообразии техник нетрадиционного рисования
  • о свойствах и качествах различных материалов;
  • о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

  • планировать свою работу;
  • договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
  • анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
  • создавать индивидуальные работы;
  • использовать различные техники и способы создания рисунков;
  • аккуратно и экономно использовать материалы.

Формы подведения итогов:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА

(техника)

ЦЕЛЬ

«Краски осени»

(рисование ладошкой)

Продолжать учить детей рисовать ладошками.

 Развивать ритмичность движений.

Развивать художественное восприятие.

 Воспитывать чувство сопереживания.

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка.

ОКТЯБРЬ

ТЕМА

(техника)

ЦЕЛЬ

«Музыка»

(рисование ладошкой, пальцами)

Развивать творческое воображение.

Учить детей создавать новые образы.

НОЯБРЬ

ТЕМА

(техника)

ЦЕЛЬ

«Облака»

(Монотипия пейзажная)

Помочь детям в создании выразительного образа.

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

 Развивать воображение, наблюдательность.

ДЕКАБРЬ

ТЕМА

(техника)

ЦЕЛЬ

 «Узоры на окнах»

(Раздувание капли)

Развивать ассоциативное мышление, воображение.

Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

ЯНВАРЬ

ТЕМА

(техника)

ЦЕЛЬ

«Береза в снегу»

(Метод тычка)

Развивать эмоционально-чувственное восприятие.

Воспитывать эстетический вкус

ФЕВРАЛЬ

ТЕМА

(техника)

ЦЕЛЬ

«Укрась рукавицу»

(Оттиск смятой бумагой)

Самостоятельно использовать знакомые техники.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

 Развивать координацию движения рук.

МАРТ

ТЕМА

(техника)

ЦЕЛЬ

«Пасхальное яичко»

(Свеча + акварель)

Развивать наглядно-образзное мышление.

 Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

АПРЕЛЬ

ТЕМА

(техника)

ЦЕЛЬ

«Звездное небо»

(Свеча + акварель)

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка.

Развивать воображение, художественное восприятие.

Развивать стойкий интерес к процессу рисования.

МАЙ

ТЕМА

(техника)

ЦЕЛЬ

«Одуванчики»

(Рисование мыльными пузырями)

Познакомить детей с новым способом получения изображения.

 Развивать творческие способности, воображение.

Используемая литература:

1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.

2.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.

3.Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.

4.Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.

5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.

6.Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2

7.Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с. 

        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический план работы кружка (младшая группа) «Волшебные Краски» (нетрадиционные техники художественного творчества)

Пояснительная записка.Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической ...

Перспективно-тематический план работы кружка (вторая младшая группа) «Волшебные Краски» (нетрадиционные техники художественного творчества)

 Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и т...

Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”

Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...

Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”

Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...

Рабочая программа кружка "Волшебные краски" нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет

Рабочая программа кружка "Волшебные краски" нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет...

Рабочая программа кружка «Волшебные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет

Рабочая программа кружка «Волшебные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет...