Кружок "Волшебные краски"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Волшебные краски»
(нетрадиционные техники рисования)
Содержание
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 3 |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2.Цель и задачи Программы | 6 |
1.3.Содержание Программы | 8 |
1.4. Планируемые результаты | 19 |
2. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 19 |
2.1. Календарный учебный график | 19 |
2.2. Условия реализации программы | 21 |
2.3. Формы контроля | 21 |
2.4. Оценочные материалы | 22 |
2.5. Методические материалы | 23 |
Список литературы | 24 |
Приложение | 25 |
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Волшебные краски» (далее Программа) направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы
Актуальность Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания Программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Отличительная особенность программы
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные краски» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Нормативно-правовая база программы
Программа осуществляет художественное развитие детей 5-6 лет и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ:
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от и18.11.2015г.);
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Минобрнауки Росссии «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» № 816 от 23.08.2017г.;
- Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 09.11.2018г.;
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018г.);
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ №467 от 03.09.2019г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р).
- Устав МАДОУ «Детский сад № 16».
Педагогическая целесообразность Программы
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.
Адресат программы:
Программа рассчитана на один год обучения.
Занятия рассчитаны на возраст детей 5-6 лет. Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности.
Форма обучения:
• групповая – организация работы в группах.
Форма обучения – очная.
Режим занятий организован в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Таблица 1.
Режим занятий
Уровень | Показатели | Специфика реализации |
Количество воспитанников | 8-15 человек | |
Возраст | 5-6 лет | |
Срок обучения | 1 год | |
Режим занятий | 1 раз в неделю по 25 мин (32 часа в год) |
Формы обучения и виды занятий
В ходе реализации Программы используются групповые виды занятий.
В реализации Программы используется сочетание традиционных и нетрадиционных форм
-наблюдение (прямое, косвенное, стороннее, включенное);
-словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, диалог, обсуждение; наглядные методы: демонстрация, просмотр видео-инструкций,
фотографий, картин, рисунков и пр.;
-метод «погружения» в культуру, в искусство;
-практический;
-игровой.
1.2 Цели, задачи, Программы
Цель:
Развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Образовательная:
- расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
Развивающая:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение,
творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное
мышление и любознательность, желание экспериментировать.
Воспитательная:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Принципы:
Работа по формированию гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:
∙Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
∙Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
∙ Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
∙Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
∙Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
∙Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.
Учитываются индивидуальные психофизические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети-дети, дети-родители, дети-педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
∙Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
∙Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребенка дошкольного возраста: общекультурных, социально - нравственных, интеллектуальных.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать комплекс задач:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Теория | Практика | всего | |||
Раздел 1 . Знакомство с нетрадиционной техникой рисования | |||||
1 | Диагностика (свободное экспериментирование с материалом ) | 1 | 1 | 2 | Беседа |
Раздел 2. Творческие задания | |||||
1 | Освоение цветовой гаммы | 0.5 | 0.5 | 1 | Наблюдение |
2 | Рисование «Мое любимое дерево осенью» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
3 | Рисование «Грибы в корзинке» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
4 | Рисование «Идёт дождь» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
5 | Рисование «Ваза для цветов» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
6 | Рисование «Осень на палитре краски разводила» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
7 | Рисование «Необычная посуда» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
8 | Рисование «Плюшевый медвежонок» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
9 | Рисование «Первый снег» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
10 | Рисование «Фантазии» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
11 | Рисование «Морозные узоры» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
12 | Рисование «Елочка нарядная» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
13 | Рисование «Музыкальный рисунок» | - | 1 | 1 | |
14 | Рисование «Зимние напевы» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
15 | Рисование «Дымковская игрушка (конь)» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
16 | Рисование «Небо при закате солнца» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
17 | Рисование «Веселые человечки» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
18 | Рисование «Галстук для папы» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
19 | Рисование «Семеновские матрешки» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
20 | Открытка для мамы «8 Марта» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
21 | Рисование аппликация «Моя семья» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
22 | Рисование «Облака» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
23 | Рисование «Весенний букет» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
24 | Рисование «Космический пейзаж» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
25 | Рисование «Грачи прилетели» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
26 | Рисование гуашью с манкой «Ворона» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
27 | Рисование «Аквариум» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
28 | Рисование «Одуванчики в траве» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
29 | Рисование «Бабочка» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
Раздел 3. Итоги | |||||
30 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Фото-выставка |
Итого: | 15 | 17 | 32 |
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования
Теория: Знакомство детей с различными техниками рисования. Развитие умения следовать устной и видео инструкции.
Практика: Диагностика (свободное экспериментирование с материалом)
Раздел 2. Творческие задания.
- Освоение цветовой гаммы
Теория: Знакомство детей с техникой окрашивание воды.
Практика: Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение,
Форма контроля: наблюдение
- Рисование «Мое любимое дерево осенью»
Теория: Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.
Практика: Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение.
Форма контроля: наблюдение.
- Рисование «Грибы в корзинке»
Теория: Знакомство детей с техникой рисования ладошками.
Практика: Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
Форма контроля: наблюдение.
- Рисование «Идёт дождь»
Теория: Знакомство детей с техникой рисования восковыми карандашами и акварельными красками.
Практика: Учить пользоваться восковыми карандашами и красками (совмещать). Закреплять умение строить композицию рисунка.
Форма контроля: наблюдение.
5.Рисование «Ваза для цветов»
Теория: Знакомство детей с техникой печать (печатками, по трафарету)
Практика: Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.
Форма контроля: наблюдение.
6. Рисование «Осень на палитре краски разводила»
Теория: Познакомить детей с последовательностью выполнения монотипии; развивать чувство цвета, и композиции, творческое воображение.
Практика: (Отпечаток) - лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.
Форма контроля: наблюдение.
7. Рисование «Необычная посуда»
Теория: Знакомство детей с техникой оттиск пробкой ,печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».
Практика: Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. Можно использовать различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).
Форма контроля: наблюдение.
8.Рисование «Плюшевый медвежонок»
Теория: Знакомство детей с техникой рисования поролоновой губкой.
Практика: Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Форма контроля: наблюдение.
9.Рисование «Первый снег»
Теория: Знакомство детей с техникой рисования монотипия, рисование пальчиками .
Практика: Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.
Форма контроля: наблюдение.
10. Рисование «Фантазии»
Теория: Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение. Знакомство детей с техникой рисования клеем и солью.
Практика: Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение.
Форма контроля: наблюдение.
11. Рисование «Морозные узоры»
Теория: Знакомство детей с техникой граттаж.
Практика: Учить создавать узоры, используя свечу и акварель. Расширять и разнообразить образный ряд, применяя разные декоративные элементы. Развивать чувство формы и композиции. Лист бумаги натирается свечой (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом - создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
Вариант 2. На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.
Форма контроля: наблюдение.
12. Рисование «Елочка нарядная»
Теория: Знакомство детей с техникой рисования. пальчиками, оттиск поролоном
Практика: При помощи изготовленного заранее штампа наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить.
Форма контроля: наблюдение.
13.Рисование «Музыкальный рисунок
Теория: Познакомить детей с техникой рисования под музыку.
Практика: Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
Форма контроля: наблюдение.
14.Рисование «Зимние напевы»
Теория: Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.
Практика: В этой технике рисунок следует выполнять жесткой кисточкой или щеткой для чистки зубов. Чтобы получить какое-то изображение, сначала нужно кисточку обмакнуть в гуашь, а затем разбрызгать по всему листу. Получаются мелкие капельки, которые местами сливаются в большие пятна. Достаточно взять карандаш и дорисовать любимый персонаж или предмет.
Форма контроля: наблюдение.
15. Рисование «Дымковская игрушка (конь)»
Теория: Продолжать знакомить детей с техникой рисования оттиск печатками.
Практика: Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.
Форма контроля: наблюдение.
16. Рисование «Небо при закате солнца»
Теория: Знакомство детей с техникой монотипия пейзажная.
Практика: Закрепить умение складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другом получить его отражение в озере. Половинку листа протереть губкой.
Форма контроля: наблюдение.
17.Рисование «Веселые человечки»
Теория: Знакомство детей с техникой рисования ватными палочками.
Практика: Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
Форма контроля: наблюдение.
18. Рисование «Галстук для папы»
Теория: Знакомство детей с техникой рисования оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».
Практика: Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.
Форма контроля: наблюдение.
19. Рисование «Семеновские матрешки»
Теория: Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.
Практика: Можно использовать различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).
Форма контроля: наблюдение.
20. Открытка для мамы «8 Марта»
Теория: Продолжать знакомить детей с техникой печать по трафарету.
Практика: Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.
Форма контроля: наблюдение.
21. Рисование аппликация «Моя семья»
Теория: Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения:
Практика: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.
Форма контроля: наблюдение.
22. Рисование «Облака»
Теория: Знакомство детей с техникой рисования на мокрой бумаге.
Практика: Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
Форма контроля: наблюдение.
23. Рисование «Весенний букет»
Теория: Знакомство детей с техникой рисования пуантилизм, рисование ватными палочками.
Практика: Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
Форма контроля: наблюдение.
24. Рисование «Космический пейзаж»
Теория: Научить новому способу получения изображения – граттажу.
Практика: Лист бумаги натирается свечой (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом - создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
Форма контроля: наблюдение.
25. Рисование «Грачи прилетели»
Теория: Знакомство детей с техникой рисования печать ластиком.
Практика: Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.
Форма контроля: наблюдение.
26. Рисование гуашью с манкой «Ворона»
Теория: Знакомство детей с техникой рисования гуаши с манкой.
Практика: Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.
Форма контроля: наблюдение.
27. Рисование «Аквариум»
Теория: Знакомство детей с техникой рисования рисунки из ладошки.
Практика: Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.
Форма контроля: наблюдение.
28. Рисование «Одуванчики в траве»
Теория: Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.
Практика: В этой технике рисунок следует выполнять жесткой кисточкой или щеткой для чистки зубов. Чтобы получить какое-то изображение, сначала нужно кисточку обмакнуть в гуашь, а затем разбрызгать по всему листу. Получаются мелкие капельки, которые местами сливаются в большие пятна. Достаточно взять карандаш и дорисовать любимый персонаж или предмет.
Форма контроля: наблюдение.
29. Рисование «Бабочка»
Теория: Продолжать знакомить детей со способом рисования монотипия предметная.
Практика: Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист.
Раздел 3. Итоги.
Итоговая презентация работ: Оформление фото – выставки детских работ за период обучения.
Форма контроля: фото – выставка.
- Планируемые результаты
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как пройденный материал будет способствовать:
Расширению представления детей о нетрадиционных способах рисования.
Дети познакомятся различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
Так же, у детей к концу обучения должны развиться: художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность, желание экспериментировать. Сформируются навыки трудовой деятельности.
Реализация Программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
2. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1 Календарный учебный график
№ | месяц | число | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 20 | 15:45 | коллективная | 1 | Диагностика (свободное экспериментирование с материалом | группа | беседа |
2 | сентябрь | 27 | 15:45 | коллективная | 1 | Освоение цветовой гаммы | группа | Наблюдение |
3 | октябрь | 4 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Мое любимое дерево осенью» | группа | Наблюдение |
4 | октябрь | 11 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Грибы в корзинке» | группа | Наблюдение |
5 | октябрь | 18 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Идёт дождь» | группа | Наблюдение |
6 | октябрь | 25 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Ваза для цветов» | группа | Наблюдение |
7 | ноябрь | 1 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Осень на палитре краски разводила» | группа | Наблюдение |
8 | ноябрь | 8 | 15:45 | коллективная | 1 | «Необычная посуда» | Наблюдение | |
9 | ноябрь | 15 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Плюшевый медвежонок» | группа | Наблюдение |
10 | ноябрь | 22 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Первый снег» | группа | Наблюдение |
11 | декабрь | 6 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Первый снег» | группа | Наблюдение |
12 | декабрь | 13 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Фантазии» | группа | Наблюдение |
13 | декабрь | 20 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Морозные узоры» | группа | Наблюдение |
14 | декабрь | 27 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Елочка нарядная» | группа | Наблюдение |
15 | январь | 17 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Музыкальный рисунок» | группа | Наблюдение |
16 | январь | 24 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Зимние напевы» | группа | Наблюдение |
17 | январь | 31 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Дымковская игрушка (конь)» | группа | Наблюдение |
18 | февраль | 7 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Небо при закате солнца» | группа | Наблюдение |
19 | февраль | 14 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Веселые человечки» | группа | Наблюдение |
20 | февраль | 21 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Галстук для папы» | группа | Наблюдение |
21 | февраль | 28 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Семеновские матрешки» | группа | Наблюдение |
22 | март | 7 | 15:45 | коллективная | 1 | Открытка для мамы «8 Марта» | группа | Наблюдение |
23 | март | 14 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование аппликация «Моя семья» | группа | Наблюдение |
24 | март | 21 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Облака» | группа | Наблюдение |
25 | март | 28 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Весенний букет» | группа | Наблюдение |
26 | апрель | 4 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Космический пейзаж» | группа | Наблюдение |
27 | апрель | 11 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Грачи прилетели» | группа | Наблюдение |
28 | апрель | 18 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование гуашью с манкой «Ворона» | группа | Наблюдение |
29 | апрель | 25 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Аквариум» | группа | Наблюдение |
30 | май | 16 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Одуванчики в траве» | группа | Наблюдение |
31 | май | 23 | 15:45 | коллективная | 1 | Бабочка | группа | Наблюдение |
32 | май | 30 | 15:45 | коллективная | 1 | Итоговое занятие | группа | Фото - Выставка |
ИТОГО: | 32 |
2.2 Условия реализации программы
Программа рассчитана на один года обучения.
Занятия рассчитаны на возраст детей 5-6 лет. Продолжительность каждого занятия 25 минут. Проводятся один раз в неделю.
Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – групповые.
Форма обучения – очная.
Общая трудоемкость программы составляет 32 занятия.
2.3 Формы контроля
Основным методам работы с дошкольниками по указанной программе является наблюдение.
Входной контроль, проводится в начале обучения с целью выявления образовательного, творческого потенциала детей и их способностей и итоговый контроль.
Кроме того, формами проведения итогов реализации Программы являются: творческие задания, опросы, выставки работ детей в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, детьми); участие в выставках разного уровня.
2.4 Оценочные материалы.
Для демонстрации полученных навыков и умений организуются выставки детских работ.
Успешность реализации программы по художественной направленности предполагает знание педагогом исходного уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог на основании таких знаний может планировать работу по формированию и развитию конструктивных знаний, умений и навыков, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы дошкольников. Для демонстрации полученных навыков и умений организуются выставки детских работ.
В начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года проводятся мониторинг по развитию продуктивной деятельности детей:
Прогнозирование результатов и критерии их замеры
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
-Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук..
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Для получения более точных результатов проведено диагностическое обследование с детьми второй младшей группы. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой:
1. Содержание изображения.
2. Передача формы
3. Строение предмета
4. Передача пропорций предмета в изображении
5. Композиция
6. Цвет
7. Уровень самостоятельности
8. Творчество.
Выявление следующий уровень у детей:
высокий - ребенок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования.
средний – ребенок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла
низкий – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ.
-Проведение открытого мероприятия (итоговое занятие).
-Проведение мастер-класса среди педагогов.
2.5 Методические материалы и учебные пособия,
необходимые для реализации Программы.
Информационно-методическое обеспечение программы
Методические материалы к Программе представлены тематическими картотеками стихов, загадок, схемами, методическими разработками:
- разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация;
-использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию «Перспективное планирование занятий по дополнительной общеразвивающей программе для детей дошкольного возраста «Волшебные краски» мультимедийными презентациями и видеороликами.
Вид помещения Функциональное использование | Оснащение |
Групповая комната: Развитие речи Ознакомление с окружающим миром Сенсорное развитие Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством Игровая деятельность Природный уголок Физкультурный уголок Книжный уголок Уголок для изобразительной детской деятельности Театральный уголок Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи Детская мебель для практической деятельности Игровая мебель. | Рисование: акварельные краски, гуашь; - влажные салфетки; - ватные диски; - валики; - молярная кисть; - стаканы для воды; - Наглядный материал; - мольберт; - «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования. |
Список литературы.
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционных техниках «Моё любимое дерево осенью»
Тема: «Мое любимое дерево осенью», (кляксография трубочкой, рисование пальчиками)
Цель: познакомить учащихся с нетрадиционной техникой – кляксография трубочкой.
Задачи урока:
1. Совершенствовать умения детей в различных техниках
2. Развивать чувство композиции
3. Воспитывать эстетическое восприятие природы
Оборудование: эскизы и иллюстрации с изображением различных деревьев осенью; бумага, тонированная бледно-голубым цветом; гуашь, ложечка, трубочки для кляксографии
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята. (дети приветствуют педагога)
Сегодня мы с вами вспомним осень, давайте рассмотрим иллюстрации с изображением золотой осени. Посмотрите, какое красивое убранство деревьев. (дети рассматривают иллюстрации золотой осени)
Слушайте внимательно сейчас, я вам прочитаю стихотворение З. Федоровской «Осень»:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите: роща золотом одета!»
А сейчас выберете и назовите осенние краски, краски золотой осени. (желтый, бордовый, оранжевый, багряный, красный, охра)
Игра «СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ» (для развития связной речи).
- ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ С ГРИБАМИ? (искать, собирать, срезать, мыть, чистить).
- ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ ПТИЦЫ? (летать, пить, щебетать, кричать, кормить)
- ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЕТОМ? (отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются)
- ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК? (работает, моет, кушает, рисует, думает, дышит, занимается, спит, плачет, грусти, веселится, покупает, гуляет)
Молодцы, давайте рассмотрим букеты опавших листьев и вы скажите какие цвета и оттенки в букетах вам понравились и почему?(дети рассматривают иллюстрацию букетов и высказывают свою точку зрения)
Смотрите внимательно, сейчас я вам покажу, как надо работать в этой технике.
Учитель показывает, как с помощью трубочки рисовать (выдувать) дерево, затем нужно добавить листочки методом рисования пальчиками.
Пока сохнут работы, детям предлагается сыграть в подвижную игру:
Листья
Листья осенние тихо кружатся,(кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,(движения руками вправо, влево)
Будто опять закружится хотят. (поднимаются кружатся)
Молодцы, вы очень постарались. Сейчас законченные рисунки мы развешаем на доске и проанализируем. (дети называют свои деревья и описывают их
Конспект
по рисованию в нетрадиционной технике:
печать поролоном с трафаретом
«Ваза с цветами»
Цель:ознакомление с нетрадиционной техникой рисования
Задачи:формировать умение рисовать с помощью поролона и трафарета.
Развивать чувство формы, цвета, композиции. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Материалы и оборудование:
Трафареты с изображением ваз разной формы, прикрепленные скрепками к плотной белой бумаге формата А4. Поролоновые губки, гуашь в тарелках, кисть. Образцы готовых работ. Разрезные картинки с изображением ваз.
Предварительная работа:
Рассматривание различных ваз, беседа о материалах, из которых изготавливают вазы. Рисование на занятиях и в свободное время. Дидактическая игра «Собери картинку». Чтение стихотворения С. Михалкова «Ваза».
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем рисовать. А что мы будем рисовать, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
На столе стоит она
Полевых цветов полна.
Я добавлю маков цвет-
Запылает весь букет.
Догадаться модно сразу-
На столе мы видим…(Вазу) Ответ детей
- Правильно, ребята. Сейчас я прочту вам шутливое стихотворение:
Можно двадцать тысяч раз
Уронить железный таз.
А фарфоровую вазу
Уронить нельзя ни разу.
Ведь на двадцать тысяч раз
Надо двадцать тысяч ваз! (А. Кондратьев)
Воспитатель:Как вы думаете, ребята, почему же таз можно ронять, а вазу – нельзя?
Дети: Таз – железный, не разобьётся, а ваза – фарфоровая, разобьётся.
- Да, так случилось и со мной. Я «разбила» несколько ваз. И теперь их надо «склеить». Поможете? Тогда откройте конверты на ваших столах.
Проводится дидактическая игра «Собери вазу».
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас посмотрите на листы бумаги,которые лежат на столах. Что вы на них видите?
Дети: Это вазы.
Воспитатель: Предлагаю сегодня нам с вами нарисовать красивые вазы для цветов. А рисовать мы будем необычным способом – с помощью поролона. Этот способ называется печать поролоном с трафаретом.
(Показываю на мольберте способ создания изображения)
Воспитатель:Берём губку, обмакиваем в краску и закрашиваем форму внутри трафарета постукивающими движениями. Особенно тщательно прокрашиваем края вазы, чтобы она имела ровную, отчётливую форму.
Осталось снять скрепки и убрать трафарет.
Дети приступают к работе, педагог следит за качеством рисования, при необходимости оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые у вас получились вазы!
А сейчас давайте разомнёмся.
Физкультминутка «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник.
(«Надуть» живот, рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая рука изогнута, как носик чайника)
Вот фарфоровые чашки – очень хрупкие, бедняжки.
(Приседать, руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца (Покружиться)
Только стукни – разобьются (Хлопок в ладоши)
Вот серебряные ложки – голова на тонкой ножке.
(Руки сомкнуть над головой)
И ещё-большой поднос. Он посуду нам принес.
(Рисуем двумя руками большой овал).
Воспитатель:Размялись? Ребята посмотрите на ваши рисунки. Как вы думаете, чего на них не хватает? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
-Верно, на них не хватает цветов. Давайте , мы нарисуем цветы, таким же способом, каким рисовали вазу.
Дети рисуют, педагог следит за качеством рисования, оказывает индивидуальную помощь при необходимости.
Итог занятия.
Воспитатель:Сегодня мы потрудились на славу! Вы были внимательными и умелыми, и вазы действительно получились очень красивые. Устраивается выставка ваз с цветами.
Занятие по изобразительной деятельности
для детей дошкольного возраста 5-6 лет
тема: «Осень на опушке краски разводила»
Цель: Познакомить и научить рисовать нетрадиционной техникой
рисования – «оттиск окрашенным листочком с дерева».
Задачи:
1. Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования – «печать растений».
2. Вызвать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
3. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
4. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
5. Закрепить прием вливания одного цвета в другой.
Материалы:
Листья разных пород деревьев (клен, дуб, береза, осина), альбомный лист А4, лист бумаги А5, набор гуашевых красок, кисти, репродукция картины
И.И. Левитана «Золотая осень», влажные салфетки, баночка с водой.
Литература: Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» с.5.
Ход занятия
Организационная часть
В. Какое время года наступило? (ответы детей) Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда листочки опадают? (ответы детей) Верно! А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам дерева будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает)
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву, но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют зеленый цвет на желтый, красный, оранжевый, пурпурный, коричневый и опадают. На это есть ряд причин: первая – с водой и воздухом в листья попадают разные вещества, не всегда полезные для дерева, дерево могло бы себя ими отравить и заболеть, поэтому, сбрасывая листья, дерево освобождается от вредных веществ; вторая – вода в почве зимой замерзает и до веточек и листьев не доходит; ну и третья причина листопада – защитить ветки дерева от тяжести выпавшего снега.
Дети, вспомните в какие краски были раскрашены деревья этой осенью? (ответы детей) Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска. Многие художники любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень».
Само название картины говорит о том, какое время года художник на ней изобразил.
В нашей осенней коллекции много разных листьев. Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце.
В середине листики проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца, а черенок напоминает ствол.
Физминутка «Листики»
Мы листики осенние, (дети покачивают листиками в руках На ветках мы сидим. над головой)
Дунул ветер – полетели. (бег на месте вокруг себя)
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. (приседают)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (встают, руки вверх вправо-влево)
Закружились, полетели (бег на месте вокруг себя)
И на землю снова сели. (возвращаются на стульчики)
В. Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом. В этом нам помогут наши листочки – мы будем ими печатать.
Практическая часть
1. Взять любой понравившийся листик, покрыть его шершавую сторону любой краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и окрашивая края. Делать это лучше на отдельном листе бумаги.
2. Окрашенной стороной положить листик на альбомный лист и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет смазанным.
3. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.
4. Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции. Кленовый листочек можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится многоцветным. Можно повторно использовать уже окрашенный листик, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.
5. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, дополнить рисунок (солнце, облака, дорисовать опавшие листья на траве).
В процессе работы воспитатель следит за тем, как рисуют дети, напоминает об аккуратном и правильном пользовании кистью и краской.
Итог занятия
Воспитатель вместе с детьми выбирает наиболее яркие и интересные работы. Читает стихотворение И. Михайловой «Как обидно»:
Осень длинной тонкой кистью Надул, надул, надул.
Перекрашивает листья. И на деревья пестрые
Красный, желтый, золотой – Подул, подул, подул!
Как хорош ты, лист цветной!.. Красный, желтый, золотой…
А ветер щеки толстые Облетел весь лист цветной!..
Занятие по изобразительной деятельности
для детей дошкольного возраста 5-6 лет
тема: «Плюшевый медвежонок»
Цель: освоение нового способа изображения - рисование поролоновой губкой.
Задачи:
Образовательные: учить детей изображать предметы нетрадиционным
способом (поролоновой губкой); закреплять умение изображать форму частей тела,
их относительную величину, расположение, цвет.
Развивающие: развивать творческое воображение детей, создавать условия для
развития творческих способностей.
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, доброту
Материал: Образец готового рисунка медведя, контур медведя на альбомном
листе, игрушка –плюшевый медведь, картинки с мишками коала, гризли,
белый медведь, поролоновые губки, ватные палочки, гуашь (коричневая, черная,
красная) салфетки
Ход занятия
В: Ребята, у нас сегодня с вами гость. Хотите узнать кто?
В: Тогда вам нужно отгадать загадку.
Зверь лохматый, косолапый.
Он сосет в берлоге лапу.
Дети: медведь
В: правильно (вносит игрушку медвежонка)
Здравствуй Мишутка, что же ты такой не веселый?
Медвежонок: - Здравствуйте, я не веселый потому, что мои братишки, которые
живут в других странах прислали мне стихотворение и свои портреты. Вот
послушайте:
В России живет бурый мишка.
У него есть по всюду братишки.
В Австралии брат самый малый
Зовут его мишка – коала.
В Америке средний братишка
Зовут его - гризли мишка.
А в Тундре обледенелой,
Живет старший брат – белый. (Во время исполнения стихотворения воспитатель
показывает портреты мишек.)
В: - И что же тебя так расстроило? Замечательное стихотворение и портреты очень
красивые.
Медвежонок: - Мне очень грустно потому, что у меня нет своего портрета. Что
бы послать его своим братьям и друзьям.
В: - Да ты не плачь, Мишка! Ты такой красивый, пушистый, лохматый, успокойся.
- Ой, ребята, что же делать? Как нам Мишку развеселить? Надо ему помочь. Но
как? (Ответы детей.)
- А нарисовать можно?
- Успокойся, Мишка, не грусти, мы тебе поможем. Вот, Мишутка, посмотри, у меня есть один рисунок.
- Давайте подойдем к столам (на столах лежит все необходимое дети
проходят за столы.) . - Посмотри, Мишка, у тебя будет много таких же красивых
рисунков.
2. Основная часть.
- Сегодня мы будем рисовать медвежонка. Давайте посмотрим, какие части тела
есть у медведя (голова, туловище, лапы, хвост). Какой формы?
У вас на столах лежат листы с изображением медведя. Мы нарисуем портреты
для Мишки. Для этого вам понадобится гуашь, поролон и ватные палочки.
Мы будем Мишку раскрашивать, а делать это мы будем новым способом.
Чтобы изобразить медведя пушистым, мы будем работать поролоном.
Педагог показывает на мольберте способ создания изображения:
А какого цвета нам нужна краска, чтобы раскрасить медведя? (Коричневая.) Берем
губку, обмакиваем в краску и закрашиваем форму внутри трафарета
постукивающими движениями, сначала по контуру, обойду весь контур. Затем
этим же методом закрашу всего медведя.
Получился красивый, пушистый мишка. Но, что же я
забыла нарисовать? (Глаза, рот, нос.) Чтобы нарисовать глаза, нос я возьму ватную
палочку и обмакну в какую краску? Ответы детей. Правильно, в черную и
нарисую. А ротик нарисую, каким цветом? Ответы детей (красным). Для этого
возьму другую чистую ватную палочку и нарисую ротик. Какое настроение у моего
мишки? (ответы детей «он улыбается»)
Сейчас мы с вами немного отдохнем и начнем работу. Мишка смотри и делай
вместе с нами.
3. Пальчиковая гимнастика «Как медведь к зиме готовился…»
По лесочку Мишка шел,
Мишка ягодки нашел.
Стал он ягоды считать,
Раз, два, три, четыре, пять!
Надо Мишке все собрать.
Дальше Мишка наш пошел,
Вдруг, грибочки он нашел!
Стал грибочки собирать,
Раз, два, три, четыре, пять!
Ну, а как придет Зима…
Мишка ляжет спать, Друзья!
4. Самостоятельная деятельность детей.
- А теперь вы будете рисовать каждый своего мишку. Какие у вас
будут медведи – веселые или грустные? Кому нужна помощь, я подойду и помогу.
5. Подведение итогов.
Анализ: (воспитатель берет игрушку) Мишка, посмотри, сколько у тебя теперь
рисунков с твоим изображением. Дети так старались тебе помочь. Теперь ты
можешь их подарить, кому захочешь!
Медвежонок: (Рассматривает рисунки детей) - Спасибо, ребята, мне нравится
вот этот забавный медвежонок, а этот веселый, а они все мне очень нравятся и я их смогу послать своим братьям! Ура! До свидания!
В: Ребята, вы все молодцы! Давайте свои рисунки повесим на нашу выставку.
Занятие по нетрадиционному рисованию свечой «Морозные узоры»
Образовательные цели:
- Познакомить с техникой рисования фотокопией
- Формирование навыков работы в технике рисования свечой.
Развивающие цели:
- Коррекция и развитие внимания посредством наблюдения за морозными узорами в зимнее время
Воспитательные цели:
- Воспитывать интерес к зимним явлениям природы;
- Воспитывать аккуратность при выполнении;
Оборудование: образцы узоров, альбомный лист; дополнительный лист, кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой, салфетки, письмо.
Ход занятия.
Организационный момент.
Психогимнастика: «Лучик»
К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
1) Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня тема «Морозные узоры», и не просто занятие, а рисование свечой
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года.
Дети: зима.
Зима – замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила письмо. Кто же его нам прислал?
Воспитатель: Ребята, а в письме снежинка со стихотворением-загадкой. Слушайте внимательно, чтобы ее отгадать. Кто отгадает- поднимет руку:
1. С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много-много звездочек, тонких, как стекло;
Звездочки холодные, а земле тепло.
2. Какой это мастер на стекла нанес?
И листья, и травы, и заросли роз.
Дети: Это - снежинки, потому что они покрывают землю снегом и похожи на звёздочки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки.
2) Введение в тему.
Воспитатель: А кто зиме верный и незаменимый помощник?
Дети : мороз
Правильно. С наступлением зимы приходят и холода. Стучится Мороз в каждый дом. Оставляет людям свои послания: то дверь подморозит – плохо к зиме подготовились, то на окнах свои художества оставит – подарок от Мороза. Давайте посмотрим, что за послания он нам послал
Достаю снежинки.
Что изображено на картинках?
Дети отвечают: Веточки, снежинки, цветы ледяные, завитушки и крючочки студеные.
Воспитатель: Верно, ребятки, есть здесь и веточки еловые, инеем разукрашены.
Вот как Мороз без кисточек и красок нам окна разрисовал.
-Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? Дети выдвигают свои предположения. Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки – иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдали.
-Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?
Дети отвечают: нет
Воспитатель: А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он «фотокопия». Возьмите в руки кусочки свечки и попробуйте провести ими по листу бумаги.
Оставляет ли свеча видимые следы?
Дети отвечают: Нет
Воспитатель: А сейчас покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось?
Дети отвечают: Под краской появились линии, которые мы рисовали свечой.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? Дети высказывают свои мнения
Свечка состоит воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо — нарисуем морозные узоры с помощью свечи.
Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза:
Будем чудо в гости звать,
Раз, два,три, четыре, пять.
Палочкой взмахнем своей,
К волшебству спешим скорей!
Физкультминутка
В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.
3.) Практическая часть:
Воспитатель: С чего начинаем рисовать?
Дети отвечают: рисовать с верхней части, спускаясь вниз
Воспитатель: Верно, для того, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга лучше всего узор рисовать сверху вниз. Готовый рисунок покройте акварельной краской. Я бы посоветовала выбрать голубой или фиолетовый цвет. А чтобы лист не размок, краску наносите равномерно на весь лист, но не проводите по одному и тому же месту несколько раз.
Самостоятельная работа детей
Оказываю индивидуальную помощь
Молодцы! Какие красивые морозные узоры получились у вас.
Нужно некоторое время, чтобы краски высохли.
4.) Подведение итогов
Воспитатель: Как, ребята, называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы? Дети отвечают фотокопия
Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии? Дети отвечают цветы, узоры, солнце.
Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна и мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило? А что вам сегодня особенно понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в средней группе «Волшебные краски»
Конспект занятия по рисованию нетрадиционными способами: ватными палочками, губкой, пальчиком, деревянными палочками.Дети передают впечатления увиденные на экскурсии по родному городу....
Игры с красками.
Памятка для родителей....
Рисование красками по сказке «Петух и краски».
На данном занятии у детей формируются представления о внешнем виде петуха. Идет закрепление правильности , держать кисть между большим и средним пальцами, придержива...
Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"
Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"...
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)
Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:· развив...
НОД по развитию речи в средней группе "Волшебные краски" по сказке В.Г.Сутеева" Петух и краски"
Комплексное занятие «Волшебные краски» по сказке В.Г. Сутеева «Петух и краски».Предварительная работа: знакомство детей с цветами, развитие цветового восприятия, зна...
Проект "Танцующие краски" (техника рисования красками на воде)
Как известно, все дети талантливы.Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Через освоение нетрадиционной техники рисования на воде - "Эбру", происходит всестороннее, гармонич...