Сценарий образовательного действия «Перспективная удалённость в рисунке»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Используется технология:
Задачная форма организации учебного процесса.
Дети овладевают:
Способом изображения предметов в рисунке средствами перспективной удалённости предметов.
Раздел программы:
Художественное творчество. Рисование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiya_gulyaeva_i.a._risovan.doc | 447.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ г. Москвы СОШ № 2097
Дошкольное отделение
(ул. Туристская д.7 корп.2)
Воспитатель
Гуляева Ирина Анатольевна
Сценарий образовательного действия
С воспитанниками подготовительной к школе группе № 10
Тема образовательного действия: «Перспективная удалённость в рисунке»
Раздел: «Художественное творчество. Рисование»
Занятие в разделе: Занятие № 1
Какая технология используется:
Задачная форма организации учебного процесса.
Что будут осваивать дети:
Способ изображения предметов в рисунке средствами перспективной удалённости предметов.
Чем владеют дети и исходное состояние детей (на уровне подготовительной к школе группы):
- Умеют замечать характерные особенности предметов и передавать их изобразительными средствами.
На каком материале будут осваивать:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и авторского коллектива.
- Т.С.Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
3. Н.А.Горяева. Первые шаги в искусстве.
Система заданий, обеспечивающих освоение заявленного способа деятельности.
- Актуализация знаний.
Задание № 1, направленное на сравнение способов изображения предметов.
- На этапе интеллектуального затруднения.
Задание ловушка №2, направленное на осмысление способа изображения перспективной удалённости предметов.
Задание ловушка обнаруживает интеллектуальное затруднение и формирует мотивацию к поиску необходимого способа, при выполнении этого задания воспитанники сталкиваются с трудностями изображения перспективной удалённости.
В точке рефлексии.
Задание №3 (групповая работа), направленное на обнаружение способа изображения перспективной удалённости.
- Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа деятельности.
Задание №4 (групповая работа), направленное на освоение свойства пространственной перспективы, на развитие глазомера, памяти, композиционных навыков.
Задание №5 (индивидуальная работа), направленное на освоение способа изображения перспективной удалённости.
Устное обсуждение освоенного способа деятельности.
За счёт чего дети будут включаться в деятельность.
- Групповая работа направлена на освоение способа перспективной удалённости предметов.
- Коллективное обсуждение в определении перспективной удалённости предметов, рассмотрение разных версий воспитанников.
- Групповая работа освоению перспективной удалённости предметов.
- Индивидуальная работа (воспитанники, руководствуясь коллективно составленным способом персептивной удалённости предметов (аппликация), самостоятельно работают над освоением способа перспективной удалённости предметов на этапе итоговой рефлексии - рисование).
Этапы организации образовательной деятельности.
Организационный момент (2 минуты)
Педагог: Сегодня у нас много гостей, они пришли посмотреть нашу работу. А ещё у нас в гостях Лесовичок, король. А король, какого царства вы узнаете, отгадав загадку.
Подумайте 5 секунд. Кто готов поднимите руку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом.
Чудеса увидишь в нём.
Ответ: Лес
Сейчас мы разделимся на две команды, в каждой группе будет мой помощник – капитан, который определяет:
- Готовность команды к ответу при помощи поднятого условного знака-веточки;
- Назначает отвечающего;
- Отвечает за действие команды и дисциплину.
Каждый член команды имеет право на своё мнение, каждый может высказать его на обсуждении.
За каждый правильный ответ команда получает фишку (семена деревьев), которые мы отдадим Лесовичку. Весной он их развеет, вырастут новые деревья.
Капитан получает отличительный знак. Кроме того, у нас есть наблюдатель – наш Лесовичок, который будет следить за соблюдением времени на выполнение заданий и дисциплиной.
Посовещайтесь в течение 30 секунд и выберите капитана команды.
Этап 1.
Актуализация знаний (3 минуты)
Задание № 1, направленное на сравнение способов изображения предметов.
Детям предлагается рассмотреть картину, где разными способами изображены деревья.
- Что можно сказать о представленных изображениях деревьев?
Дети совещаются (30 секунд). Готовность команд определяется поднятой веточкой (условный знак). За развёрнутый, полный ответ, команда получает фишку-Семена дерева.
Предполагаемый ответ: деревья изображены разными способами:
нарисованные, из пластилина, аппликация, дерево нарисовано техникой выдувания.
- Ребята, вместе с вами рассматривал картину и Лесовичок. Он принёс картины о своём царстве. Сейчас я вам их покажу.
Этап 2.
Интеллектуальное затруднение (6 минут)
Задание-ловушка №2, направленное на осмысление способа изображения перспективной удалённости предметов.
Педагог вывешивает две картины.
Даёт детям рассмотреть их в течение 1 минуты.
Педагог (обсуждение картин – 3 минуты).
Педагог задаёт вопросы, совещаемся 5 секунд, если команда готова к ответу, капитан должен поднять условный знак-веточку, капитан назначает отвечающего или отвечает сам. Слушаем ответы двух команд. Каждый правильный ответ на вопрос оценивается фишкой - семена дерева.
- Какое время года изображено? (Лето. Зима)
- Что объединяет эти картины? (Лес, природа)
- Какой лес изображён на картинах? (Хвойный. Лиственный)
- Почему мы видим деревья разной высоты?
(Предполагаемый ответ детей: одни деревья близко стоят, другие далеко).
Педагог: деревья находящиеся вблизи, кажутся нам больше, чем те которые расположены дальше. Изображая их более крупно, мы тем самым как бы их приближаем. При рисовании пейзажа нужно правильно передать расстояние, на котором предметы находятся друг от друга. На переднем плане картины изображаются предметы, находящиеся вблизи. Поэтому они рисуются крупно. На заднем плане – всё, то, что находится вдали. Они рисуются намного мельче. Это называется перспективой.
Педагог: показать детям альбом, в котором изображен рисунок в перспективе.
- Ребята, у Лесовичка вопрос: Почему деревья, которые нарисованы близко, Лесовичок видит хорошо, а те, что далеко – плохо.
(Предполагаемый ответ детей: деревья, которые расположены близко высокие, большие, а далеко – низкие, маленькие).
Точка рефлексии.
- Ребята, Лесовичок рассказал мне одну историю о маленькой девочке Алёнке.
Однажды пошла Алёна со своей бабушкой в лес за ягодами. Солнышко блестело, смотрело на девочку и улыбалось. Девочка ягодки собирала: веточку отодвинет, под каждый листочек заглянет и земляничку найдёт. Крупную, красную, душистую. Алёна две ягодки в ротик отправляла, одну в корзиночку. И так она увлеклась, что не заметила, как осталась одна.
Огляделась девочка. Нет рядом бабушки. Кругом лес. Куда идти, Алёна не знает. Громко позвала бабушку, но она не ответила. Испугалась девочка, на глазки слёзки набежали. Вдруг она слышит, кто-то рядом жалобно тявкает, словно помощи просит. Алёна смахнула слёзы, раздвинула ветви орешника и вышла на круглую полянку. У пушистого куста увидела рыжего лисёнка. Он, тявкая, пытался вытащить лапку из капкана. Девочка помогла лисёнку. Лисёнок кувыркнулся два раза и превратился в Лесовичка. За доброту девочки, Лесовичок помог выйти ей из леса.
Задание № 3, направленное на обнаружение способа изображения перспективной удалённости.
Предложить детям две картины с прорезями, изображение девочки.
Педагог:
- Как бы вы расставили изображения девочки, выходящей из леса?
Работа в команде. За правильно выполненное задание команда получает фишку - семена дерева.
Коммуникация 3 минуты.
Капитаны команд вывешивают картины с выполненным заданием на мольбертах. Команды оценивают правильность ответа другой команды. Если ответ правильный, отмечают его зелёным магнитом. Если все ответы с зелёным магнитом, задание оценивается фишкой - семена дерева.
Педагог:
- Каким способом вы определили путь девочки?
Предполагаемый ответ: вдали девочка маленькая, близко – большая;
по мере приближения девочки, выходящей из леса.
Этап 3.
Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа деятельности.
Задание №4 (групповая работа), направленное на освоение свойства пространственной перспективы, на развитие глазомера, памяти, композиционных навыков.
Раздать детям листы с фоном, наборы деревьев, предложить сделать аппликацию на освоение пространственной перспективы. Наклеить деревья, предметы по мере удалённости друг от друга.
На выполнение работы вам даётся 5 минут (включить музыкальный фон).
Капитаны команд вывешивают выполненные работы на мольбертах. Команды оценивают правильность выполнения аппликации другой команды. Если аппликация выполнена правильно, отмечают её зелёным магнитом.
Если обе аппликации с зелёным магнитом, задание оценивается фишкой-семена дерева.
Коммуникация 1 минута.
Педагог: Кто готов поднимите веточку (условный знак готовности).
Задание №5 (индивидуальная работа), направленное на освоение способа изображения перспективной удалённости, на развитие композиционных навыков.
Дети проходят за столы, где лежат листы с подготовленным фоном, предложить нарисовать лес с использованием способа изображения перспективной удалённости.
На выполнение работы вам даётся 7 минут (включить музыкальный фон).
Дети вывешивают выполненные работы на мольбертах, оценивают правильность выполнения работ (1минута). Если работа выполнена правильно, отмечают её зелёным магнитом. Правильно выполненная работа приносит фишку - семена дерева своей команде.
Педагог:
- Каким способом вы овладели?
- Каким способом вы рисовали деревья в лесу?
- Какие способы художники используют в своих работах, для изображения перспективной удалённости?
Коммуникация 15 секунд.
Предполагаемые ответы: 1. Способом удалённой перспективы;
2. Способом пространственной перспективы.
3. Предметы можно рисовать далеко – близко;
ярко – бледно.
Педагог:
- Посмотрите, ребята, сколько красивых деревьев вы нарисовали. Я думаю, что Лесовичок вами очень доволен.
Давайте, посчитаем фишки - семена, которые вы собрали для Лесовичка.
Подведение итогов (1 минута).
- Кто собрал больше семян – для них Лесовичок приготовил сюрприз.
(Если количество собранных семян одинаково – награждаются обе команды).
- Лесовичок видел, что вторая команда тоже старалась, но сегодня не очень у них получилось поработать. В благодарность к ним, Лесовичок тоже решил вас порадовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий образовательной деятельности Образовательная область: «Коммуникация» в подготовительной группе по теме: «Сядем рядком, да поговорим ладком»
Образовательная деятельность направлена на закрепление знаниий произведений русского народного фольклора, позволяя учить детей выразительному исполнению пословиц, небылиц, шуточных ди...
Сценарий образовательной деятельности. Образовательная деятельность «Познание, коммуникация» «Волшебные превращения»
Программное содержание:Проконтролировать знания детей о воздухе, воды, льда, умение находить свойствах общее свойство: прозрачность, применять полученные знания на практике, проверить навыки дет...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ СЕМИКАРАКОРСКОЙРОСПИСИ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕК...
Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие» «Зимние виды спорта»
Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие»группа общеразвивающей направленности (5-6 лет)«Зимние виды спорта»...
Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»
Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...
Презентация сценария образовательного мероприятия с использованием различных образовательных технологий
Данный материал может использоваться в работе с детьми по социально-коммуникативному развитию....