Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по теме: « Русская матрёшка»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

конспект нод  для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka_2.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Владимира «Детский сад №116»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по теме: « Русская матрёшка»

                                                      Федотова Анастасия Львовна воспитатель

                                                                   

Владимир

2015

Образовательная область (направление развития):

Художественно – эстетическое развитие.

Цель:

Способствовать интеллектуальному, художественно-эстетическому развитию детей посредством их знакомства с русской игрушкой.

Программные задачи:

Воспитывать интерес к русской народной игрушке; уважение к труду народных умельцев;

Развивать умение детей работать в группе; умение самостоятельно выбирать изобразительные средства, а также развивать эстетическое восприятие и воображение.

Расширять знания детей о народных промыслах, развивать исследовательский интерес и познавательную активность  детей.

Интегрируемые образовательные области:

В соответствии с ФГОС ДО интегрированными образовательными областями являются: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы:

Демонстрационный: иллюстрации с изображением разных росписей матрёшек, мини-выставка игрушек матрёшек.

Раздаточный: белый картон, шаблон матрёшки, ножницы, краски, кисточки, стаканчики с водой, клей, картинки с изображением этапов создания матрёшки, пустые конверты трех цветов (красный, желтый, белый), лист ватмана, вырезанные картинки с изображением деревенских домов, полей, лесов, домашних животных. 

Предварительная работа:

  1. просмотр мультфильма «Секрет матрёшки» (http://www.youtube.com/watch?v=y2ybWGKbRO4);

2) отгадывание загадок, чтение стихов о матрёшке;

3) рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской, Воронежской, беседа, дидактическая игра «Угадай где живёт матрёшка»;

4) Использование книжек- раскрасок «Матрёшки».

Взаимодействие с семьёй:

Собрать для мини-выставки коллекцию матрёшек для рассматривания росписи в процессе НОД.

Содержание деятельности:

Этапы

1 Процесс  вовлечения.

Утром во время встречи детей воспитатель предлагает им выбрать подвеску с фигуркой матрёшки (даны три цвета: красный, жёлтый, белый). После выбора понравившейся подвески, дети надевают её на шею.

После завтрака дети находят в группе небольшое полено, разукрашенное красками. Дети удивлены.

В. -  Дети, а что это такое интересное вы сейчас нашли.

Д.- Что-то непонятное.

В.-А на что это может быть похоже?

Д. -Кто-то хотел что-то сделать, но у него не получилось.

В.-А что может быть из дерева, и покрашено красками, разрисовано цветами.

 Д. -Это наверное игрушка.

 В.-А как вы думаете, на какую игрушку это может быть похоже?

Д. -На матрёшку.

В.- Да это ведь и на самом деле была матрёшка.

Д. -Вот посмотрите тут ещё и письмо!

2 Процесс целеполагания.

Воспитатель читает письмо «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ДЕТИ! ЭТО ПИШЕТ ВАМ МАЛЬЧИК ЕРОШКА, ПОМНИТЕ, ВЫ  СМОТРЕЛИ ПРО МЕНЯ МУЛЬТФИЛЬМ!

МНЕ ТАК ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛА ЕЩЁ ОДНА МАТРЁШКА. И Я РЕШИЛ СДЕЛАТЬ ЕЁ САМ! НО, К СОЖАЛЕНИЮ, У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ! ПОМОГИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА, УЗНАТЬ, ЧТО Я СДЕЛАЛ НЕ ТАК! НАДЕЮСЬ НА ВАШУ ОТЗЫВЧИВОСТЬ!!!»

В.- Дети, ну что поможем.

Д.- Да,

 В.- Давайте разберёмся, что же Ерошка сделал неправильно. Он нашел полено и его раскрасил. Все материалы он подобрал правильно, но ничего не получилось. Почему?

Д.- Он не соблюдал порядок действий.  

В.- Да, правильно. Давайте вместе попробуем выполнить все действия по порядку, но сначала давайте вспомним мультфильм. (Дети ещё раз просматривают первую часть мультфильма).

3Процесс планирования.

В.- Дети, а помните, вы сегодня утром выбирали себе матрёшек.

Воспитатель показывает более крупные фигурки матрешек трех цветов и раскладывает большие матрёшки на трёх столах.

В.- Саша, а какого цвета у тебя матрёшка?

Саша.- Жёлтая.

В. –Дети, а у кого ещё жёлтая матрёшка? Подходите к Саше! Как вы думаете, за каким столом вы будете сегодня работать?

Д.- За столом, где лежит жёлтая матрёшка!

В.- Совершенно верно! Андрей, а у тебя какая матрёшка?

Андрей.- Красная.

В.- Все у кого тоже красная матрёшка подходите к Андрею, и занимайте своё место за столом! А за каким столом вы сядете?

Д.- За столом с красной матрёшкой.

В.- Ну, и вот у Любы, я вижу белую матрёшку. У кого белая матрёшка подходите к Любе. Как раз остался один свободный стол с белой матрёшкой.

  Каждой команде даются картинки с изображением этапов создания матрёшек. Детям предлагается игра «Что сначала, что потом?» и затем отметить цифрами этапы создания.

В.- Давайте посмотрим на наш большой экран и проверим правильность выполнения задания. Все команды верно справились с заданием! Молодцы!

Картинки верно пронумерованные, кладутся в цветные конверты.

В.- А если у нас нет заготовок из дерева, но сделать матрешку очень хочется, как быть?

Д.- Купить…

Д.- Да, мы можем её нарисовать и вырезать.

В.- Совершенно верно. Вспомните, матрёшку создавал один мастер?

Д.- Нет. Их было двое: один вырезал из дерева, а другой расписывал.

В.- Ребята, сколько у нас команд?

Д.- Три.

В.- Всё верно. Сейчас наши команды станут мастерскими народных умельцев. Первая мастерская, назовем ее «Жёлтая мастерская», будет делать заготовки. А, как вы думаете, сколько заготовок нужно, чтобы получилась игрушка?  

Д.- Восемь.

В.- Правильно, вам надо сделать каждому восемь заготовок, используя при этом разные шаблоны. Но для росписи вы должны отдать другой группе только самую большую матрёшку. Остальные заготовки мы будем использовать с вами для игры. Как вы думаете, что вам понадобиться для изготовления заготовок?

Д.- Картон, ножницы, шаблон, простой карандаш.

В.- Молодцы! Как только большая заготовка будет готова, вы должны её сразу отдать в мастерскую по росписи. Мастерскую по росписи назовём «Красная мастерская». В этой мастерской будем расписывать основу. Для этого вам нужны…

Д.- Краски, кисточки  и стаканчики с водой.

В.- Совершенно верно! Ну, а остальные дети будут работать в «Белой мастерской». На большом листе ватмана вы будете оформлять деревню для наших матрёшек. На столе разложены картинки с изображением различных зданий, животных, техники. Ваша задача правильно выбрать картинку и приклеить на лист ватмана. Очень важно подумать могут ли те или иные предметы находиться в старинной русской деревне. Для этого вспомните ещё раз мультфильм и выбирайте. Для работы нам потребуются…

Д.- Клей-карандаш, салфетки.

В.- Всё правильно, молодцы!

В.- Давайте, немного поиграем с матрешками.

Мы - веселые матрешки -

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки,

Ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем,

Ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем,

Ладушки, ладушки.

(Дети выполняют движения по тексту).

В.- Итак, все мастера уже в мастерских, работа кипит…

4) Процесс осуществления действий.

Дети подходят к столу, на котором находятся материалы для работы и самостоятельно выбирают, те материалы, которые им необходимы.

Во время работы детей звучит русская народная музыка.

С детьми, которые работают ножницами, воспитатель вспоминает правила безопасной работы с инструментами.

Детям, занимающимся росписью, воспитатель предлагает при необходимости рассмотреть иллюстрации с различными элементами росписи.

Всем детям напоминаются правила работы в группе.

Воспитатель наблюдает за ходом работы и готов в случае необходимости дать совет и подсказку, детей быстро выполнивших свое задание просит помочь тем, кто испытывает затруднения.

В.- Дети, мы с вами нарисовали настоящую матрёшку.

В.- «Жёлтая мастерская» выполнили работу?

Д.- Да.

В.- Теперь нам надо собрать оставшиеся заготовки в отдельный конверт.

 «Красная мастерская» вы закончили работу?

Д.- Да.

В.- Какие замечательные матрёшки у нас получились! Полюбуйтесь!

А, «Белая мастерская» готова?

Д.- Да.

В.- Какая у вас получилась прекрасная русская деревня, в которой поселятся остальные матрешки, пока еще не расписанные, но вечером мы их непременно доделаем. Мы с вами сегодня на славу потрудились, как настоящие народные умельцы!

5) Рефлексия

В.- Дети, мне кажется, что мы с вами чего-то забыли?

Д.- Да мы же забыли написать ответ Ерошке!

В.- Точно, мы обязательно должны написать ему ответ. Ребята, а как вы думаете, что мы ему напишем?

Воспитатель записывает высказывания детей…

В.- Всё верно! Вот такое письмо у нас получилось:

«Здравствуй, Ерошка! Мы получили твоё письмо и очень захотели помочь тебе! Мы нашли твою ошибку. Ты не соблюдал порядок действий, поэтому матрёшка у тебя не получилась! Мы составили правильный порядок действий и посылаем тебе картинки, на которых изображены все этапы создания матрёшки! По этому плану у тебя точно получится матрёшка. Успехов тебе!»

В. – Может ещё, чего-нибудь добавить?

Д.- Давайте положим в конверт наши матрёшки, которые мы нарисовали!

В.- Замечательное решение.

« Ерошка, мы очень старались и сами сделали матрёшку. Вот только мы ещё не умеем вырезать из дерева и сделали матрёшку из картона и расписали её красками, получилась, как настоящая! Мы дарим тебе несколько наших матрёшек, очень надеемся, что они тебе понравятся!»

В.- Может ещё что-нибудь добавим?

Д.- Да, мы можем пригласить его в гости и показать современные игрушки!

« Ерошка, мы приглашаем тебя в гости в наш детский сад, мы покажем тебе наши современные игрушки! Очень ждём в гости!» Детский сад № 116, подготовительная группа, город Владимир.

В. – Дети как вы считаете, мы помогли  Ерошке правильно сделать матрёшку?

Д. - Да, по нашему плану он сам сможет её сделать.

В. - А если он не умеет обрабатывать дерево и вырезать  у него, что-нибудь получится.

 Д. -  Он как мы может её нарисовать.

В. –Ну, а теперь давайте подготовим письмо к отправке. Проверим, все ли картинки мы положили в конверт, положим матрёшек, которые у нас получились.

Дети вместе с воспитателем готовят письмо к отправке.

Во вторую половину дня дети разукрашивают оставшихся матрешек и «заселяют» деревню.

Список использованной литературы и интернет-ресурсы:

1.  Комарова Т.С., Савенков А.И.  Коллективное творчество дошкольников.-М.,2005.

2.   http://www.youtube.com/watch?v=y2ybWGKbRO4

  1. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством.- М.: Мозайка-Синтез,2005-2010.
  2. http://festival.1september.ru/articles/500034/pril1.ppt

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисованию) на тему «Вот ежик - ни головы, ни ножек!» в группе второго раннего возраста

Цель: продолжать формировать навыки рисования коротких, прямых линий фломастерами.Программные задачи:1. Обучающие:Формировать  навыки рисования коротких, прямых линий (дорисовывание «иголок...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисованию) на тему «Баранки-калачи» в группе второго раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисованию)на тему «Баранки-калачи»в группе второго раннего возраста Цели: продолжать ф...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисованию) на тему «Дождик, дождик, веселей!» в группе второго раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисованию)на тему «Дождик, дождик, веселей!»в группе второго раннего возраста  Це...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисованию) на тему «Ветерок, подуй слегка!» в группе второго раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисованию)на тему «Ветерок, подуй слегка!»в группе второго раннего возраста Цель: Осво...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисованию) на тему «Раскрасим лошадке хвост» в группе второго раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисованию)на тему «Раскрасим лошадке хвост»в группе второго раннего возраста Цель: обу...