Доклад на тему: «ОТ РЕАЛИЗМА К МЕДИАКУЛЬТУРЕ» (курс ознакомления дошкольников с живописью ХХ в.)
методическая разработка по рисованию на тему

Тормышова Анна Сергеевна

Доклад на областной научно-практической конференции «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству»  Автор:  Тормышова Анна Сергеевна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«ОТ РЕАЛИЗМА К МЕДИАКУЛЬТУРЕ»

 (курс ознакомления дошкольников с живописью ХХ в.)

на областной научно-практической конференции

«Приобщение детей дошкольного возраста к искусству»

Автор:  Тормышова Анна Сергеевна,

воспитатель, руководитель изо-студии

МБДОУ ЦРР д/с №28 «Огонек» г. Бердск.

Новосибирский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

19 февраля 2013

«От реализма к медиакультуре»

 (курс ознакомления дошкольников с живописью ХХ в.)

Ребенок приходит в этот мир, который наполнен звуком, цветом, ритмом. Это его картина мира, которую он воспринимает целостно, неотделимо от себя самого. Постепенно в процессе своего развития посредством наблюдения, общения, игры  он выделяет отдельные выразительные средства этой картины. Он отделяет одно от другого и учится находить взаимосвязи.  Все это для того, чтобы создать в дальнейшем свой собственный «художественный образ» жизни.  

Еще сто лет назад социальная среда, окружающая ребенка была довольно замкнутым пространством. И в большой мир он выходил уже психически окрепшим и готовым к встрече с ним. Информационное поле современного мира очень насыщено и ребенку трудно не утонуть в этом потоке, который обрушивается на него всей своей мощью: телевидение, кино, огромное число книг, компьютерная графика, анимация и, конечно, Интернет.  В этой связи ученые и педагоги поднимают вопрос о важности медиаобразования,  направленного на формирование у дошкольников взгляда на средства массовой информации с позиции творческого человека, имеющего опыт медиатворчества, т.е формирование медиаграмотности дошкольника.  

 Каким же образом можно рассматривать медиаграмотность  в контексте заявленной темы: «Приобщение ребенка к изобразительному искусству». Здесь необходимо рассмотреть понятие визуального языка медиакультуры, или точнее аудиовизуального. Как пишет  Наталья Борисовна Кириллова  в своей работе «Медиакультура: от модерна к постмодерну»:  «…происходит процесс интеграции, синтеза всех предшествующих знаковых систем…на  этой базе формируется новое видение («второе зрение», как говорил Д. И. Менделеев) — новый тип образного мышления, интегрирующий речевые и визуальные формы».  Таким образом, необходимо познакомить детей с этой знаковой системой, которая сформировалась на основе синтеза изобразительного, музыкального, литературного искусства прошлого при поддержке технического прогресса.  

С каким же педагогическим багажом мы подошли к этому новому типу мышления?  По результатам анализа публикаций проведенного мною, в работе ДОУ ознакомление с изобразительным искусством выполняет задачи в большей степени воспитательного характера, формирует высокие нравственные и эстетические эталоны реалистической живописи. Это замечательная педагогическая задача.  Но встает вопрос как ребенку соединить эти два полюса восприятия. Искусство высокое и массовую культуру, в которой он пребывает большую часть своего времени?

Ответ, на мой взгляд, очень прост. Советская педагогическая школа оставила для дошкольного образования  наследие в виде ознакомления дошкольников с живописью социалистического реализма, который во многом обогатил мировую культуру замечательными произведениями, но никак не может соперничать в детском сознании с реалиями сегодняшнего дня. Есть же в культуре ХХ века огромный пласт авангардистской живописи того времени, как российско-советской, так и зарубежной. Это искусство, которое до сих пор наполняет своей энергией, профессионализмом, интеллектуальной, теоретической мощью многие составляющие части современной культуры. Оно является тем самым звеном, объединяющим рассматриваемые нами  эпохи. Содержит в себе признаки высокого искусства и стремится к демократичности и доступности массовому зрителю.  

Творческий путь ребенка в детском саду характеризуется в основном направлением от целого к частному, от абстрактных «каракулей», в которых ребенок может увидеть весь мир до попыток его реалистичного изображения. Основная же тенденция авангардистской живописи  ХХ века идет в обратном направлении. И этим может сослужить педагогам замечательную службу.

  Живопись реализма к началу двадцатого века с изобретением фотографии утратила свое насущное прикладное значение, став по сути искусством для ценителей. Художники стали обращаться к другим идеям стремясь к большей жизнеспособности своего творчества. Поиски нового художественного языка и философские течения того времени, а также зарождающаяся психология привели многих из них на путь раскрытия внутреннего ребенка, открытия коллективных архетипов и новой системы общения со зрителем на уровне подсознательных восприятий. Поэтому их картины стремятся к простоте форм и локальному цвету как у Анри Матисса и живописи «фавистов», к простой геометрии, как у «супрематистов», «кубистов», к освобождению эмоций как у «экспрессионистов». Объединяющим их фактором становится стремление не изобразить внешний мир, а выразить его через свое творчество.

Этот пласт культуры, который может явиться для детей мостиком к настоящему искусству, практически не тронут современным дошкольным образованием.  Его художественные эталоны более близки детям и просты для восприятия через них выразительных средств живописи. Линия, цвет, форма, объем, композиция максимально близки детскому ощущению мира. Картины абстракционистов, примитивистов и художников других направлений вызывают ощущение «Я тоже так могу!», не закрепощают детей в понимании своей неспособности достичь результата уже сейчас.  В этом искусстве призыв художников к творческой игре, к сотрудничеству воображений, если можно так выразиться. Этот призыв мы можем принять и использовать в игровой , проектной, продуктивной и других видах деятельности дошкольников. В замечательной книге Француазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» приведены примеры того, как непосредственно и с любовью можно провоцировать детей на размышления о выразительных средствах  изобразительного искусства, рассматривая эти картины.        

Продуктивная деятельность дошкольников изобилует нетрадиционными техниками рисования, но с точки зрения эстетического восприятия дети сейчас имеют мало возможности быть хорошо подготовленными к самостоятельному творчеству, поскольку их художественные эталоны, построенные на реалистической живописи, не соответствуют техническим возможностям характерным для их возраста.  Основной педагогически ценный посыл подобных шедевров живописи, по- моему мнению, – превалирование идеи над ремеслом, которое хоть и крайне необходимо, но не первично в творческом процессе.

Исходя из вышесказанного, целью моей работы стала систематизация знаний об изобразительном искусстве ХХ века, в частности живописи, как ключа к пониманию образов современной медиакультуры,  для внедрения их в педагогическую практику. 

 Акцент в ознакомлении детей с искусством ставиться на изначальном подсознательном восприятии, на уровне эмоций  и чувств, а также  повторении впечатлений, поэтому очень важно в данной работе сотрудничество с психологом детского сада и тесная взаимосвязь деятельности руководителя изо-студии с воспитателями и музыкальными руководителями.

Для непосредственного восприятия детьми произведений изобразительного искусства важно грамотное наполнение развивающей среды в группах детского сада и изо-студии. Использование картин супрематистов в сенсорных уголках (Малевич, Мондриан), создание «Уголка воображения» в группах, наполнять который могут картины абстракционистов (Кандинский),  картины могут использоваться для оформления детского сада, поскольку написаны в ярких красках и несут положительный эмоциональный заряд. Многие картины могут использоваться как методический материал для обучения цветоведению и формообразованию.

Являясь провокационной по сути живопись этого периода становиться ценным материалом в проектной деятельности детей. Самим своим появлением абстрактная картина, представленная педагогом как шедевр мирового искусства, может вызвать недоумение детей и спровоцировать их на поиски скрытых смыслов и полет фантазии.

В коммуникативной деятельности детей беспредметную живопись можно использовать в играх на развитие воображения и развитие речи, проводить творческие эксперименты, составляя рассказы по этим картинам. Интересен детский анализ эмоциональной составляющей подобных жанров искусства.

Огромное значение в рамках развития медиаграмотности детей приобретает полихудожественная деятельность. Как говорилось выше необходим синтез искусств, а также интеграция с другими образовательными  областями. Еще в начале двадцатого века творческие экспериментаторы объединяли живопись, музыку, танец для создания своих выставок (что стало началом современного искусства инсталляции). Беспредметная живопись, живопись кубизма и других направлений -  потрясающий материал для сопоставления выразительных средств музыки, живописи и литературы.

В игровой деятельности на основе картин с геометрическими формами можно составить множество упражнений в композиционном построении, игр закрепляющих сенсорные эталоны и помогающих формировать эталоны художественные.  

Этапы введения дошкольников в курс по возрастам:

  1. Работа с развивающей средой - 3-4 лет
  2. Полноценная работа в курсе - 4-7 лет

Посредством комплексной работы, включающей ознакомление дошкольников также с другими видами изобразительных искусств,  мы сможем сформировать у маленького человека ощущение причастности к огромному творческому процессу, происходящему в мировой культуре, дать возможность почувствовать неразрывную связь его каждодневной жизни в современной среде и жизни большого искусства. Сможем развить в нем желание находиться в состоянии творческой игры и нести ответственность за ее результаты.

Для достижения этого важно помнить одно: любовь к искусству нельзя передать, если сам ею не обладаешь. Любите искусство! Спасибо!

Литература:

  1. Дейкина А.Ю  «Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника» Бийск, изд-во НИЦ Бийского Государственного Университета им. В. М. Шукшина, 2002
  2. Н. Б. Кириллова  «Медиакультура: от модерна к постмодерну» - Москва, 2005.
  3. Франсуаза  Барб-Галль  «Как говорить с детьми об искусстве» - СПб Арка, 2007.
  4. Игнатьев С.Е. «Закономерности изобразительной деятельности детей» Академический проект, 2007.

Ресурсы Интернет:

http://www.artpoisk.info - ХУДОЖНИКИ РОССИИ, СССР, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18, 19, 20, 21 ВЕКОВ;

http://psychlib.ru – Электронная библиотека. Московский городской психолого-педагогический университет.

http://www.wikipaintings.org – Энциклопедия изобразительных искусств.

http://www.bibliotekar.ru - - электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений

http://www.artscroll.ru – Свитки искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с живописью

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ Самореализация через творчество является одной из базовых потребностей человека. Наиболее часто самореализация происходит с помощью живописи, особенно у детей. ...

Рекомендации родителям по ознакомлению дошкольников с живописью

Мы стремимся вырастить всесторонне развитого человека. Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства-это возможность научить его видеть прекрасное в окружающем его мире. Рассмотрим карт...

Этапы работы по ознакомлению дошкольников с живописью.

            Работу по ознакомлению с живописью начинаем с внесения репродукций картин разного жанра для свободного рассматривания детьми. Затем  задаём вопрос...

Консультация для воспитателей "Этапы ознакомления дошкольников с живописью"

Данная разработка  поможет педагогам целенаправленно вести работу с дошкольниками по ознакомлению с произведениями живописи...

"Ознакомление дошкольников с живописью"

•Научить детей видеть и воспринимать прекрасное через ознакомление с произведениями  художников Алтайского края...

Выступление на РМО на тему : «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с живописью».

Выступление на РМО на тему : «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с живописью»....

Статья на тему: "Ознакомление дошкольников с живописью"

Методика ознакомления дошкольников с живописью...