Доклад на тему: «ОТ РЕАЛИЗМА К МЕДИАКУЛЬТУРЕ» (курс ознакомления дошкольников с живописью ХХ в.)
методическая разработка по рисованию на тему
Доклад на областной научно-практической конференции «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству» Автор: Тормышова Анна Сергеевна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_realizma_k_mediakulture_doklad_na_konferentsiyu_tormyshova_a.s.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«ОТ РЕАЛИЗМА К МЕДИАКУЛЬТУРЕ»
(курс ознакомления дошкольников с живописью ХХ в.)
на областной научно-практической конференции
«Приобщение детей дошкольного возраста к искусству»
Автор: Тормышова Анна Сергеевна,
воспитатель, руководитель изо-студии
МБДОУ ЦРР д/с №28 «Огонек» г. Бердск.
Новосибирский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
19 февраля 2013
«От реализма к медиакультуре»
(курс ознакомления дошкольников с живописью ХХ в.)
Ребенок приходит в этот мир, который наполнен звуком, цветом, ритмом. Это его картина мира, которую он воспринимает целостно, неотделимо от себя самого. Постепенно в процессе своего развития посредством наблюдения, общения, игры он выделяет отдельные выразительные средства этой картины. Он отделяет одно от другого и учится находить взаимосвязи. Все это для того, чтобы создать в дальнейшем свой собственный «художественный образ» жизни.
Еще сто лет назад социальная среда, окружающая ребенка была довольно замкнутым пространством. И в большой мир он выходил уже психически окрепшим и готовым к встрече с ним. Информационное поле современного мира очень насыщено и ребенку трудно не утонуть в этом потоке, который обрушивается на него всей своей мощью: телевидение, кино, огромное число книг, компьютерная графика, анимация и, конечно, Интернет. В этой связи ученые и педагоги поднимают вопрос о важности медиаобразования, направленного на формирование у дошкольников взгляда на средства массовой информации с позиции творческого человека, имеющего опыт медиатворчества, т.е формирование медиаграмотности дошкольника.
Каким же образом можно рассматривать медиаграмотность в контексте заявленной темы: «Приобщение ребенка к изобразительному искусству». Здесь необходимо рассмотреть понятие визуального языка медиакультуры, или точнее аудиовизуального. Как пишет Наталья Борисовна Кириллова в своей работе «Медиакультура: от модерна к постмодерну»: «…происходит процесс интеграции, синтеза всех предшествующих знаковых систем…на этой базе формируется новое видение («второе зрение», как говорил Д. И. Менделеев) — новый тип образного мышления, интегрирующий речевые и визуальные формы». Таким образом, необходимо познакомить детей с этой знаковой системой, которая сформировалась на основе синтеза изобразительного, музыкального, литературного искусства прошлого при поддержке технического прогресса.
С каким же педагогическим багажом мы подошли к этому новому типу мышления? По результатам анализа публикаций проведенного мною, в работе ДОУ ознакомление с изобразительным искусством выполняет задачи в большей степени воспитательного характера, формирует высокие нравственные и эстетические эталоны реалистической живописи. Это замечательная педагогическая задача. Но встает вопрос как ребенку соединить эти два полюса восприятия. Искусство высокое и массовую культуру, в которой он пребывает большую часть своего времени?
Ответ, на мой взгляд, очень прост. Советская педагогическая школа оставила для дошкольного образования наследие в виде ознакомления дошкольников с живописью социалистического реализма, который во многом обогатил мировую культуру замечательными произведениями, но никак не может соперничать в детском сознании с реалиями сегодняшнего дня. Есть же в культуре ХХ века огромный пласт авангардистской живописи того времени, как российско-советской, так и зарубежной. Это искусство, которое до сих пор наполняет своей энергией, профессионализмом, интеллектуальной, теоретической мощью многие составляющие части современной культуры. Оно является тем самым звеном, объединяющим рассматриваемые нами эпохи. Содержит в себе признаки высокого искусства и стремится к демократичности и доступности массовому зрителю.
Творческий путь ребенка в детском саду характеризуется в основном направлением от целого к частному, от абстрактных «каракулей», в которых ребенок может увидеть весь мир до попыток его реалистичного изображения. Основная же тенденция авангардистской живописи ХХ века идет в обратном направлении. И этим может сослужить педагогам замечательную службу.
Живопись реализма к началу двадцатого века с изобретением фотографии утратила свое насущное прикладное значение, став по сути искусством для ценителей. Художники стали обращаться к другим идеям стремясь к большей жизнеспособности своего творчества. Поиски нового художественного языка и философские течения того времени, а также зарождающаяся психология привели многих из них на путь раскрытия внутреннего ребенка, открытия коллективных архетипов и новой системы общения со зрителем на уровне подсознательных восприятий. Поэтому их картины стремятся к простоте форм и локальному цвету как у Анри Матисса и живописи «фавистов», к простой геометрии, как у «супрематистов», «кубистов», к освобождению эмоций как у «экспрессионистов». Объединяющим их фактором становится стремление не изобразить внешний мир, а выразить его через свое творчество.
Этот пласт культуры, который может явиться для детей мостиком к настоящему искусству, практически не тронут современным дошкольным образованием. Его художественные эталоны более близки детям и просты для восприятия через них выразительных средств живописи. Линия, цвет, форма, объем, композиция максимально близки детскому ощущению мира. Картины абстракционистов, примитивистов и художников других направлений вызывают ощущение «Я тоже так могу!», не закрепощают детей в понимании своей неспособности достичь результата уже сейчас. В этом искусстве призыв художников к творческой игре, к сотрудничеству воображений, если можно так выразиться. Этот призыв мы можем принять и использовать в игровой , проектной, продуктивной и других видах деятельности дошкольников. В замечательной книге Француазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» приведены примеры того, как непосредственно и с любовью можно провоцировать детей на размышления о выразительных средствах изобразительного искусства, рассматривая эти картины.
Продуктивная деятельность дошкольников изобилует нетрадиционными техниками рисования, но с точки зрения эстетического восприятия дети сейчас имеют мало возможности быть хорошо подготовленными к самостоятельному творчеству, поскольку их художественные эталоны, построенные на реалистической живописи, не соответствуют техническим возможностям характерным для их возраста. Основной педагогически ценный посыл подобных шедевров живописи, по- моему мнению, – превалирование идеи над ремеслом, которое хоть и крайне необходимо, но не первично в творческом процессе.
Исходя из вышесказанного, целью моей работы стала систематизация знаний об изобразительном искусстве ХХ века, в частности живописи, как ключа к пониманию образов современной медиакультуры, для внедрения их в педагогическую практику.
Акцент в ознакомлении детей с искусством ставиться на изначальном подсознательном восприятии, на уровне эмоций и чувств, а также повторении впечатлений, поэтому очень важно в данной работе сотрудничество с психологом детского сада и тесная взаимосвязь деятельности руководителя изо-студии с воспитателями и музыкальными руководителями.
Для непосредственного восприятия детьми произведений изобразительного искусства важно грамотное наполнение развивающей среды в группах детского сада и изо-студии. Использование картин супрематистов в сенсорных уголках (Малевич, Мондриан), создание «Уголка воображения» в группах, наполнять который могут картины абстракционистов (Кандинский), картины могут использоваться для оформления детского сада, поскольку написаны в ярких красках и несут положительный эмоциональный заряд. Многие картины могут использоваться как методический материал для обучения цветоведению и формообразованию.
Являясь провокационной по сути живопись этого периода становиться ценным материалом в проектной деятельности детей. Самим своим появлением абстрактная картина, представленная педагогом как шедевр мирового искусства, может вызвать недоумение детей и спровоцировать их на поиски скрытых смыслов и полет фантазии.
В коммуникативной деятельности детей беспредметную живопись можно использовать в играх на развитие воображения и развитие речи, проводить творческие эксперименты, составляя рассказы по этим картинам. Интересен детский анализ эмоциональной составляющей подобных жанров искусства.
Огромное значение в рамках развития медиаграмотности детей приобретает полихудожественная деятельность. Как говорилось выше необходим синтез искусств, а также интеграция с другими образовательными областями. Еще в начале двадцатого века творческие экспериментаторы объединяли живопись, музыку, танец для создания своих выставок (что стало началом современного искусства инсталляции). Беспредметная живопись, живопись кубизма и других направлений - потрясающий материал для сопоставления выразительных средств музыки, живописи и литературы.
В игровой деятельности на основе картин с геометрическими формами можно составить множество упражнений в композиционном построении, игр закрепляющих сенсорные эталоны и помогающих формировать эталоны художественные.
Этапы введения дошкольников в курс по возрастам:
- Работа с развивающей средой - 3-4 лет
- Полноценная работа в курсе - 4-7 лет
Посредством комплексной работы, включающей ознакомление дошкольников также с другими видами изобразительных искусств, мы сможем сформировать у маленького человека ощущение причастности к огромному творческому процессу, происходящему в мировой культуре, дать возможность почувствовать неразрывную связь его каждодневной жизни в современной среде и жизни большого искусства. Сможем развить в нем желание находиться в состоянии творческой игры и нести ответственность за ее результаты.
Для достижения этого важно помнить одно: любовь к искусству нельзя передать, если сам ею не обладаешь. Любите искусство! Спасибо!
Литература:
- Дейкина А.Ю «Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника» Бийск, изд-во НИЦ Бийского Государственного Университета им. В. М. Шукшина, 2002
- Н. Б. Кириллова «Медиакультура: от модерна к постмодерну» - Москва, 2005.
- Франсуаза Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» - СПб Арка, 2007.
- Игнатьев С.Е. «Закономерности изобразительной деятельности детей» Академический проект, 2007.
Ресурсы Интернет:
http://www.artpoisk.info - ХУДОЖНИКИ РОССИИ, СССР, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18, 19, 20, 21 ВЕКОВ;
http://psychlib.ru – Электронная библиотека. Московский городской психолого-педагогический университет.
http://www.wikipaintings.org – Энциклопедия изобразительных искусств.
http://www.bibliotekar.ru - - электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений
http://www.artscroll.ru – Свитки искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с живописью
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ Самореализация через творчество является одной из базовых потребностей человека. Наиболее часто самореализация происходит с помощью живописи, особенно у детей. ...
Рекомендации родителям по ознакомлению дошкольников с живописью
Мы стремимся вырастить всесторонне развитого человека. Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства-это возможность научить его видеть прекрасное в окружающем его мире. Рассмотрим карт...
Этапы работы по ознакомлению дошкольников с живописью.
Работу по ознакомлению с живописью начинаем с внесения репродукций картин разного жанра для свободного рассматривания детьми. Затем задаём вопрос...
Консультация для воспитателей "Этапы ознакомления дошкольников с живописью"
Данная разработка поможет педагогам целенаправленно вести работу с дошкольниками по ознакомлению с произведениями живописи...
"Ознакомление дошкольников с живописью"
•Научить детей видеть и воспринимать прекрасное через ознакомление с произведениями художников Алтайского края...
Выступление на РМО на тему : «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с живописью».
Выступление на РМО на тему : «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с живописью»....
Статья на тему: "Ознакомление дошкольников с живописью"
Методика ознакомления дошкольников с живописью...