ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ
Самореализация через творчество является одной из базовых потребностей человека. Наиболее часто самореализация происходит с помощью живописи, особенно у детей. Вряд ли будет ошибкой сказать, что за несколько последних веков без рисунка не вырос ни один ребенок. Живопись – искусство универсальное. Оно доступно всем, вне зависимости от благосостояния и социального положения.
В современные образовательные и развивающие программы, помимо других направлений искусства, обязательно входит и живопись. На занятиях дети не только учатся рисовать, постигают технику рисунка и работы с красками, но и знакомятся с различными стилями и направлениями в живописи, с ее историей и технологическими аспектами, узнают знаменитые шедевры.
Что такое живопись и откуда произошло название данного направления в искусстве? На первых занятиях дети узнают, что слово «живопись» происходит от словосочетания «писать жизнь», и что данное направление в изобразительном искусстве является наиболее древним – период его зарождения теряется в глубине веков, а из работ самых первых художников до нас дошли только наскальные рисунки. За время своего развития живопись выполняла в обществе множество функций – от магических и ритуальных (наскальные рисунки) до исторических (портреты).
При первом знакомстве с живописью детям необходимо рассказать о роли художника, который наделен способностью не только видеть красоту окружающего мира, но также располагает средствами поделиться своими впечатлениями с другими людьми. Великие картины открывают перед обывателем окружающий мир во все его разнообразии и великолепии. Они заставляют сердца плакать или, наоборот, смеяться, пробуждают в людях все самое светлое и благородное.
По мере знакомства с данным направлением изобразительного искусства дети узнают об основных инструментах и материалах, которые использует художник в своей работе. Педагог рассказывает дошколятам и школьникам о том, из чего производятся краски, какие они бывают, как правильно обращаться с той или иной разновидностью красок. Также дети узнают, какие кисти, из каких материалов, какой формы и размеров бывают, и в каких случаях используется та или иная кисть. Дети знакомятся с другими художественными материалами (художественный уголь, сепия, пастель) и с материалами, служащими основой для картины (бумага, картон, холст).
На занятиях по ознакомлению с живописью дети узнают, что краска состоит из двух частей: минерал и связующее вещество. При этом минерал определяет цвет краски, а связующее вещество – ее свойства. Пигменты краски производят из глины, полудрагоценных камней и руды, из солей и окислов различных металлов, из растений и некоторых животных. В качестве связующего вещества могут выступать растительное масло (льняное, ореховое и так далее), воск, яичный желток, вода, акрил. Дети учатся правильно применять краски, узнают, какие растворители необходимо использовать при работе с тем или иным типом красок.
Ознакомление детей с живописью не обходится без изучения азов техники рисунка. Дети учатся производить правильную разметку листа и выполнять соответствующие линии, обозначающие детали рисунка. Ученики овладевают основными навыками передачи на рисунке формы, объема, освещения, узнают, что такое масштаб и перспектива.
Овладев техникой рисунка, дети приступают к рисованию красками. Они учатся разводить и смешивать краски, получать желаемый цвет. Хорошим упражнением является задание нарисовать радугу, используя только три базовых цвета. При работе с красками ученики овладевают навыками правильного пользования кистью, учатся накладывать мазки и производить заливку. Работу с красками на уроках живописи рекомендуется начать с акварельных красок или гуаши, и потом переходит к другим типам красок, включая масляные.
Знакомство дошколят с живописью подразумевает также экскурс в ее историю. Детям необходимо рассказать, как возникла и развивалась живопись, какие материалы использовались в древности и когда появились современные краски, какие этапы проходило это направление изобразительного искусства в процессе своего развития, какие периоды сменяли друг друга и какие стили и манера письма господствовали в разные времена.
На занятии, посвященном стилям и направления живописи, дети узнают, что живопись подразделяется на два основных направления: станковая живопись и монументальная. Основное различие этих направлений заключается в мобильности готового произведения. Станковая живопись – это картина на доске ли подрамнике, которую можно повесить на стену или снять с нее, а также перенести в другое помещение безо всякого ущерба для полотна.
Монументальная живопись – это роспись стен. Такую картину нельзя сныть со стены и перенести в другое место, а существует она не дольше, чем стоит здание, стена которого служит для нее основой. При этом наиболее древним направлением является живопись монументальная, которая ведет свое начало от первобытных наскальных рисунков, написанных на каменных стенах и сводах пещер.
Ознакомление с живописью невозможно без краткого экскурса в основные ее жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер. Детям полезно знать, что портрет подразумевает изображение людей, пейзаж – изображение ландшафтов, а натюрморт – разнообразной еды и вещей. Интерьер как жанр живописи подразумевает изображение человеческого жилья с предметами обстановки.