Дидактическая игра "Времена года"
план-конспект занятия по рисованию на тему
Дидактическая игра на развитие цветового восприятия для детей дошкольного возраста
«Назови цвет осени, лета, весны, зимы…..»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_vremena_goda.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 71 комбинированного вида Приморского района Санкт- Петербурга
Дидактическая игра
на развитие
цветового восприятия
для детей дошкольного возраста
«Назови цвет осени, лета, весны, зимы…..»
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому и ли иному времени года
Воспитатель: Рощина Н.В.
С-Петербург
2015
Дидактическая игра для ознакомление дошкольников с основами цветовой грамотой.
«Назови цвет осени, лето…..»
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому и ли иному времени года
Задачи:
- знакомить детей с цветовым спектром.
- упражнять в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета. (красный-оранжевый, красный- розовый, розовый-сиреневый)
- учить детей различать теплые и холодные цвета. упражнять в умении рассказывать о цвете.
- воспитывать умение различать светлые и темные цвета, группировать их, употреблять названия «светлые»(цвета), «темные»(цвета).
.
Руководство дидактическим пособием
Цель: развивать логическое мышление, внимание, речи, учить подбирать предметы в определенной цветовой гамме.
Для закрепления названий цветовых оттенков проводятся игры, где подбираются несколько цветных предметов таким образом, чтобы среди них имелись одинаковые предметы, окрашенные в разные оттенки одного цвета, например :
"Чего не стало",
"Назови цвет ",
"Угадай, какого цвета",
"Разложи по цвету",
"Найди такого же цвета".
«Уточним цвет предмета»
«Художник допустил ошибку»
Дидактическое упражнение «Какое время года?»
3-4 года
Скажите пожалуйста дети какое время года? (зима )
Правильно зима, вот и наше с вами занятие будет связанно с зимой. Отгадайте загадку!
Он пушистый серебристый
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь (снег)
Давайте с вами поиграем в игру «Собери снежинки»
Наши снежинки падают с неба и засыпают нашу группу , давайте мы с вами сейчас их соберем
На счет 1,2,3 мы с вами начинаем собирать снежинки.
Вот мы с вами и поиграли, а сейчас садимся за столы и смотрим на доску. Здесь изображены картинки с падающими снежинками. Ну а перед тем как начать рисовать посмотрите как это буду делать я.
Воспитатель собирает зимнее дерево.Просит повторить детей .Затем рисует образец.
Смачиваем кисть в воде затем набираем краску, убираем лишнюю и примакиваем кисть к листу и таким образом рисуем много падающих снежинок. Ну а сейчас берем кисти смачиваем, набираем краску и рисуем.
Вот мы и нарисовали. Смотрите какие разные и красивые у нас с вами получились снежинки
.Скажите что мы с вами сегодня делали?
Какого цвета были снежинки ?
А какого цвета был листок на котором мы рисовали?
Молодцы! Ну а сейчас давайте мы с вам проведем выставку наших работ.
Дидактическое упражнение «Собери время года»
4-5 лет
Цель: упражнять детей в запоминании времен года, назывании цветов.
Ход занятия. «Соберите дерево (зимой, весной, летом, осенью».
Дети находят дерево, собирают его в соответствии со временем года, назови цвета « осени, весны» и т.д. ( усложнение собери все деревья в соответствии со временем года).
В другом задании можно предложить детям собрать « изобразить» настроение погоды( тучи, облака, солнце).
Перед тем как дети начнут создавать задуманные рисунки, надо научить их правильно называть оттенки цветов :облако синее, голубое; , тучка грозовая темно – синяя; солнце яркое, желтое; яблоки, красные, круглые и т.д.)
Затем ребенок рисует простые по форме предметов пейзажи на листе бумаги.. Например: вначале рисуют солнце, позже облако или дерево, а потом крону дерева, весенние цветы или заснеженное дерево и др.
Дидактическая игра "Придумай пейзаж"
5-7 лет.
В игре могут принимать участие от 3-6 детей.
Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.
Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".
Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед детьми "фетровые заготовки" 4 времен года ( с вырезанные силуэты стволов деревьев ,крон деревьев, цветы, снежинки, солнце , фрукты и т.п). . Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.
Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены. В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень - не жалейте лето! Посмотрите - роща золотом одета!
Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем воспитатель рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку (получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению панно, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру). Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, сможет назвать их картины.
Затем воспитатель читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности
«В гостях у времен года»
в средней группе с использованием ЭОР
«В гостях у времен года»
5-6 лет
Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; развивать у детей способность самостоятельно нетрадиционным способом изображать предметы, раскрашивать готовые предметы; развивать творческое воображение.
Задачи:
- Воспитывать интерес к рисованию; любовь к природе.
- Формировать способность выделять существенные признаки и явления у предметов при помощи загадок, пословиц, поговорок; развивать обобщающую функцию мышления, активизировать и обогащать активный словарь.
Материал: панно, фетровые изображения «Времен года», цветы , плоды фруктов, крона, солнце, облако, грозовая туча, «снежный ком»- вата, краски, кисти, грам. Запись «голоса птиц», зонт – «Времена года».
Подготовительная работа: разучить стихи о временах года, песни, поговорки.
Использование современных образовательных технологий:
Здоровьесберегающие- двигательная терапия (фикультминутка- игра), коммуникативные игры.
Развивающее обучение- решение проблемных ситуаций, игровые технологии,
Информационно- коммуникативные технологии-подбор иллюстративного материала, использование авторской дидактической игры, ЭОР
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД ):
1. Организационный момент.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы попутешествовать, побывать в гостях сразу у всех времен года, в стране знаний и волшебства.
Давайте вспомним, сколько их и перечислим? (ответы детей)
А теперь подумайте и скажите, кому, какое Время года нравится больше и почему? (ответы детей)
Давайте не будем спорить, а лучше отправимся в путешествие, и уже там решим какое Время года самое любимое.
Вы согласны? (ответ детей)
А как же мы попадём в гости к Временам года?
2. Подведение к основной части занятия.
Вы случайно не знаете на чем или как можно попасть в гости к Временам года? (ответы детей)
Да конечно с помощью волшебных слов или с помощью волшебной вещи.
Вспомнила, я сегодня шла к вам и увидела, возле нашего здания, входной двери, лежит зонтик, необыкновенный. Я его подняла и заметила, что он напоминает четыре времени года. Он разделен на четыре части: весну, лето, осень и зиму.
Так вы сейчас сами увидите, где же он у меня, а вот! (раскрывает зонт и рассматривают)
Что вы видите на этой части?
Какое время года она напоминает? (ответы детей)
И так работа с каждой частью зонта.
Ребята, я думаю вот он нам и нужен, он наверняка волшебный. А как вы думаете? (ответы детей)
Давайте все встанем возле зонтика, закроем глаза, покрутим и я думаю, что, что - нибудь у нас получится. (выполнение действий педагогом)
Звучат голоса птиц – грам. запись.
Вы слышите, что это за звуки доносятся до нас? (ответы детей)
3. Основная часть.
Посмотрите, а это, что ещё за панно с деревьями? (ответы детей)
Давайте подойдем тихо, и послушаем, не от туда ли доносятся голоса птиц?
Ребята, оказывается, там кто-то поселился, как вы думаете кто?
(ответы детей)
Так у нас получилось, мы с вами в гостях у Времен года!
Ребята, так какое время года нас встречает? (ответы детей)
Педагог: Весной всё начинает цвести, распускаться, подготавливают поля к посеву, сеют семена.
А, что в народе о весне говорят, вы знаете ребята?
Воспитатель: 1. Увидел грача - весну встречай.
2. Апрельский цветок ломает снежок
3. Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
4. Вода с гор потекла – весну принесла.
Давайте соберем весеннее дерево. Действия детей с проговариванием выполнения последовательного наполнения дерева (акцент на цветовую гамму )
Звучит песня «Бумажный кораблик»
Слова О. Высоцкой. Музыка О. Буйновской.
Педагог: У Весны в гостях мы побывали, пора и к другому времени года отправляться.
А какое время года идет за весной? (ответы детей)
Давайте возьмем волшебный зонтик и попробуем попасть в гости к лету.
Педагог вместе с детьми говорит слова: Уж ты, ласточка, ты касаточка
Ты возьми ключи весенние,
Запри зиму, отопри лето!
Ребята, посмотрите, солнышко пригревает, всё ярче и ярче светит, на деревьях, что-то проявилось, подойдём поближе и посмотрим. Что это такое ногами? (ответы детей)
Педагог: Цветов много на лугах,
Рожь колосится на полях,
Ягоды, грибы в лесах,
Спеют яблоки в садах.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (ответы детей)
Звучит песня в исполнении детей: «На даче»
Слова И. Яворовской. Музыка А. Кудряшова.
Дети собирают весеннее панно.
Педагог: Послушайте, ребята, кто-то просит нас о помощи?
Прислушайтесь.
Цветы: Ребята, помогите нам, пожалуйста!
Педагог: Так это цветы, посмотрите как их много. Давайте узнаем у них, что случилось?
Все вместе здороваются: здравствуйте цветочки! Это вы звали нас и просили о помощи?
Цветы: Да это мы.
Педагог: Что случилось?
Цветы: Пробежал мимо нас ветерок, все лепестки наши перепутал. Помогите, вернуть лепестки на свои места.
Педагог: Поможем ребята, цветкам? (ответ детей)
Игра «Собери летнее дерево с цветами»
Воспитатель:Цветут ромашки на лугу
В траве краснеет мак
Из них венок сплести могу
Вот так, вот так, вот так!
Педагог: Какой большой хоровод получился из наших цветов.
Хороводная песня «Ой купало» (дети водят хоровод)
Слова С. Есенина. Музыка О. Олиферовой.
Под ноги падают разноцветные листья.
Педагог: Что это такое падает под ноги? (ответ детей)
А какого цвета они?
И скворечник опустел.
Так какое время года нас встречает? (ответ детей)
Педагог: недолго осталось тешиться тёплым, летним денькам, это осень в гости пожаловала к нам.
Дети: До свидания, лето красное!
Педагог: Хороша Весна – цветами,
Лето – ягодой
А осень – стогами.
Пришла осень к нам с ливнями;
Воспитатель 1. – с хлебами обильными;
2. – с корнем глубоким!
3. – принесла нам хлебушка на весь год,
4. – разных овощей и фруктов полный огород.
Педагог: Посмотрите а что это это лежит? Давайте посмотрим.
(Раскрывается зонт «случайно», появляются овощи и фрукты.)
Что он наделал, все рассыпал, да перепутал.
Ну ладно, я думаю, у него это случайно получилось. Давайте все вмести, дружно, соберём на деревья овощи и фрукты. Но только не всё подряд, а на деорево плоды фруктов, а овощи куда? (ответы детей) ..правильно ..под дерево на грядку.
Игра: «Вырасти овощи и фрукты».
(дети перечисляют овощи и фрукты, которые собрали, правильно называя цвета располагают на панно)
Из-за ширмы « летят» снежки.
Педагог: Ой, ой что это, кто это бросается «яблоками»? (дети отвечают, что это не яблоки, а снежки.)
Воспитатель:Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(ответ детей)
Это Зимушка – зима снами играет и нас встречает.
Воспитатель 1. Леденье пришло
Зиму в дом принесло.
Ребят в санки усадило,
С горки покатило
Тишина в лесу стоит,
2. Молодой снежок блестит
Мы любим Зимушку – зиму,
Твой иней и ледок,
И снег пушистый на ветвях,
И санки, и каток!
Педагог: русский народ любил очень морозную зиму и издавна славил в песнях.
Песня «Рукавичка»
Дети собирают зимнее паннопод музыкальное сопровождение.Слова и музыка В. Шестаковой.
Физкультминутка.(технология здоровьесбережания)
А давайте поиграем в снежки, которые прикатились к нам.
Игра: «Кто больше попадёт в ведро».
Педагог: Ребята со временами повстречались, в игры поиграли, стихи почитали, песни попели, урожай богатый – собрали, за этот урожай мы должны быть благодарны всем Временам года: весной – урожай сажают, летом он спеет да созревает, осенью его собирают, а зимой отдыхает, сил набирается.
4. Практическое задание.
Ребята, так скажите, какое время года самое любимое? (ответы детей)
Педагог: Все времена года в народе любимы, каждую гостью с радостью встречают. Вы согласны со мною ребятишки?
А давайте, мы свами отблагодарим времена года за богатый урожай, который мы получаем. Нарисуем каждому времени года рисунок. Вы согласны? (Да)
Давайте разделимся по два человека для рисования каждого времяни года.
- Когда нужно урожай сажать?
- А в какое время он спеет и созревает?
- В какое время его собирают?
- А в какое время земля отдыхает и сил набирается?
(ответы детей)
Дети рисуют под мелодию песни «Разноцветная»:
Весна – скворечник, сосульки капают с крыши.
Лето – цветы, грибы, трава (нетрадиционным способом: ладошками, пальцами, тычком) .
Осень – осенние листья.
Зима – снежинки, снеговик.
5. Подведение итога.
Ну, вот и готовы наши рисунки. Подведение итогов рисования.
Слова В. Орлова. Музыка И. Мурычёвой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...
Методический семинар по теме: «Роль дидактических развивающих игр в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда» на конкурс «Учитель - года» в номинации «Воспитатель года»
Дидактические развивающие игры в коррекционно образовательном процессе учителя - логопеда...
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...
Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)
Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?». Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...
Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.
Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...
Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ 1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...