Методический семинар по теме: «Роль дидактических развивающих игр в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда» на конкурс «Учитель - года» в номинации «Воспитатель года»
методическая разработка по логопедии по теме

Гордеева Алла Владимировна

Дидактические развивающие игры в коррекционно образовательном процессе учителя - логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Тополёк»

Методический семинар  по теме:

«Роль дидактических развивающих игр в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда»

 На конкурс «Учитель - года»

в номинации «Воспитатель года»

Учитель – логопед Гордеева А.В.

2017г.

Добрый день уважаемые коллеги представляю вашему вниманию презентацию  методического семинара  по теме:

 «Роль дидактических развивающих игр в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда»

“Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”   В. А. Сухомлинский  

Актуальность проблемы:   Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи.    Ведущая педагогическая идея моей работы     заключается   в определении путей  повышения эффективности процесса  , путем внедрения   системы  дидактических   развивающих игр.

   В Федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования речевое развитие выделено самостоятельной

образовательной областью.   Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.  

Дидактические развивающие  игры являются одним   из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Приступая к работе по данной теме я изучила исследования авторов    Е.М. Мастюковой , Т.Б.Филичевой   по внедрению дидактических  игр в логопедическую работу.  Авторы методических пособий  подчеркивают большое значение логопедических игр  и рекомендуют  предусматривать постепенное и систематическое усложнение материала, соблюдать строгую последовательность в коррекционной работе.

 Изучив теорию я приступила к  практической деятельности.                                            Для работы  с детьми я разработала    рабочую программу,  в соответствии    с  Образовательной  программой детского сада.  

Работу по данной теме  я   выстроила в форме проекта    «В СТРАНУ БУКВ И ЗВУКОВ».  

В своей коррекционной работе  я   ставлю следующие задачи:   

-формирование правильного произношения (постановка и введение в речь звуков, артикуляционных навыков, точность и скорость  выполнения заданий;

-практическое усвоение лексических и грамматических средств

языка;

- развитие навыков связной речи;

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- развитие мелкой и крупной моторики рук;

-  формирование речевого дыхания.                                                                       

Мой логопункт представляет   собой  уютный центр, который включает разнообразную деятельность.                                                                                                            Диагностическая деятельность

   Для  диагностического обследования детей я использую  тесты Л. А. Квинта,  диагностический альбом по проверки  звукопроизношения.  

  Диагностическая деятельность мне   позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.  На основании  первичных данных мониторинга, в соответствии с заключениями и рекомендациями ПМПК детского сада  мною были  разработаны  индивидуальные маршруты  логопедического сопровождения для каждого ребёнка, а также оформлены индивидуальные папки детей и речевые карты. 

  Коррекционно-развивающая деятельность

В  моем логопункте   находится    магнитная доска с магнитными буквами азбуки;  настенная электронная игра «Говорящая азбука»;    дидактическое настенное пособие «В мире звуков и букв» для изучения звуков, звукового анализа и синтеза.    

Я  изготовила много  дидактических  развивающих  игр своими руками:

Игра «Цветовые параллели»   представляет собой  9 ячеек основных цветов, каждая ячейка заполнена наполовину песком. Дети делятся на пары, им выдается план-схема, в которой с помощью условных обозначений указано, где находятся предметы. Дети  договариваются, кто читает схему,  а  кто с помощью подручных средств  находит предметы с буквами.  

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. 

В поиске чего-то  неординарного  и интересного мною было разработано многофункциональное дидактическое пособие «Накорми  гусеницу»,

представляющее собой изображение гусеницы, состоящей из трёх кругов разного цвета.

Использование   дидактической игры     даёт возможность не только   упражнять ребенка в закреплении   произношения    звуков, но и проводить работу по активизации словарного запаса детей, формированию     связной речи.

Игра «Веселые человечки»   представляет собой латексный шар наполненный мукой, благодаря чему, он может принимать разную форму. Даю детям задание: когда они услышат заданный звук, слепить улыбку, когда звука нет – грусть (опущены уголки губ). Так с помощью мимики передаются  эмоции «человечков» и одновременно развивается  фонематический слух. 

Многофункциональное  пособие  «Логопедический   дом -  бизиборд » 

Цель: формирование и развитие грамматического строя речи, развитие зрительно – моторной координации, мышления, восприятия    звукового анализа слова.  

В процессе работы с бизибордом  дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.  

  Дидактическое пособие (кубидом) я использую   для  развития пальчиковой  моторики, логического мышления.                                                                                                                   Пособие  Кубидом  наполняется   материалом по теме: карточки, речевые кубики, кукольный театр, сенсорный алфавит, мячики су – джок. Использование дидактических развивающих игр помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее,   поддерживает творческую заинтересованность детей.  

Для психологического сопровождения образовательного процесса, сохранения психического здоровья детей, я выделила в  логопункте  Арт-терапевтическую  мастерскую, что отвечает ФГОС.                            

 В художественной деятельности использую прорисовывание различными методами фигур, контуров   и соотношу их к звукам.

 В музыкальном направлении сочетание плавных движений под музыку.

В лого ритмики – движение крупной моторики рук под музыку в сочетании артикуляционными упражнениями. 

В сказкотерапии  — воздействие посредством сказки.

В песочной  терапии – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.

На  всех этапах коррекционно-развивающей работы  с детьми я применяю  методы  наглядного моделирования (интеллектуальная карта, схемы,   мнемотаблицы, триз, синквейн).                                                                                                          Эти методы   привносят в лого коррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

Частыми   гостями  на логопедических занятиях у нас   бывают сказочные герои:   Буратино,   Карлсон, Веселый клоун, Лого-шарик, которые   помогают в коррекционном процессе.

  Я   разработала  и успешно реализую  программу кружка  «Пчёлки Жу - Жу». Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей.  

В   рамках кружка я учу детей пользоваться правильным  речевым выдохом и вдохом, развиваю мелкую моторику рук, фонематический слух, сенсорную,   творческую, экспериментальную, исследовательскую  деятельности .    

Методическая деятельность логопеда    

Успех коррекционной логопедической работы в условиях детского сада  во многом зависит от слаженности в работе учителя-логопеда,   воспитателей  и специалистов.

   Посещая музыкальные занятия, я  имею   возможность увидеть и проанализировать динамику в развитии двигательных, пространственных, ритмических функций детей.                                                                                   Планируя совместные занятия с педагогом-психологом,    я использую    приёмы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоционального  состояния.  Вместе корректируем образовательный маршрут.  

С педагогом-психологом мы  провели    открытые интегрированные занятия:    «В госте к Мише», «Путешествие по стране Букварь», «Матрешка русский сувенир»

 Инструктор по физической культуре осуществляет решение коррекционно-речевых задач путем закрепления  на занятиях   кинезиологических упражнений, пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей моторики, координации движений.

  Наше взаимодействие заключается  в правильном  выполнении  движений, сопровождающихся речевыми  высказываниями. В этом нам помогают  веселые подвижные игры:  «Змейка», «Петушок», совместные занятия и развлечения.

 Воспитатели знакомятся с результатами промежуточного  логопедического обследования детей. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной.

Проводимая совместная работа воспитателей и логопеда  показала, что тесное сотрудничество    помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.  Совместно с педагогами и специалистами детского сада я реализовала  проектную деятельность («Сказка о весёлом язычке», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Путешествие по планетам». )

Несмотря на небольшой опыт моей работы, я  выступала  на методическом

объединении   педагогов детского сада   по  темам:  

 «Инновационные формы работы в работе учителя-логопеда»,  

« Успехи, проблемы, перспективы в логопедической работе  ».

 

 Я  являюсь членом  районной психолого – медико – педагогической комиссии,  провожу обследование детей и определение индивидуального  образовательного  маршрута.          

    Консультативная и просветительская работа с родителями  

   Непрерывную связь с родителями я  осуществляю  с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:                                 

Открытые занятия позволяют родителям  контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме.                                                                                                Индивидуальные практикумы   и консультации по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная, дыхательные, пальчиковые гимнастики). В информационной зоне для родителей я размещаю папки-передвижки   с информацией  и советами по звукопроизношению.

 Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов  позволяет мне  наладить более тесный контакт, обсудить вопросы коррекции речи детей.  

  Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать раннему устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а, следовательно, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Аналитическая деятельность   мне позволяет  отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности,   выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. 

 Чтобы идти в ногу со временем, быть учителем-логопедом нового поколения я стремлюсь проявлять высокий уровень профессионализма, общей культуры и творческого потенциала.

 Я студентка 3 курса      Московского института психоанализа , факультета «Специальное дефектологическое образование»  по  специальности логопедия.

  Накапливая собственный педагогический опыт, я делюсь им с коллегами через активное участие в работе методического объединения и через средства массовой информации.

Активно занимаюсь вопросом информатизации образовательного процесса, создала свою  страницу в социальной сети работников образования.

 Зарегистрирована на сайтах: «МААМ. Ру», «Инфо урок», «Дошколенок», «Лого – ленд », развивающий портал   «Мерсибо».

 Вывод

 При систематическом использовании дидактических игр у детей  формируется фонематический слух, они  отлично воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков,  успешно  усваивают навыки звукового анализа и синтеза, овладевают  элементами чтения и письма.  

Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное

воздействие на речь и личность ребенка. Получая знания и умения, дети охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя педагогическая философия" для финала конкурса "Учитель Года -2012" Номинация "Воспитатель Года"

В. А. Сухомлинский утверждал : "От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким ста...

Презентация музыкального руководителя на конкурсе "Учитель года " в номинации "Сердце отдаю детям-2015"

Презентация музыкального руководителя на конкурсе "Учитель года " в номинации "Сердце отдаю детям-2015"...

Мастер – класс «Дидактические развивающие игры в коррекционно-образовательном процессе»

Дидактические - развивающие игры в коррекционно -  образовательном процессе учителя - логопеда ДОУ....

Система работы по экологическому воспитанию «Друзья природы» в рамках конкурса "Учитель года 2018" номинация "Воспитатель года"

laquo;Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину»,М.М. Пришвин....

Конкурс "Учитель года 2024", номинация "Учитель-логопед-2024"

Материал  учителя- логопеда Тамаевой Анастасии Юрьевны, представленный на конкурс "Учитель года 2024"....