Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Якубовская Елена Александровна

Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).

ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ

 

 

 

1. 

Узнай песню по двум звукам

 

2.

Бубенчики

 

3.

Музыкальные лесенки

 

4.

Цирковые лошадки

 

5.

Ритмическое лото

 

6.

Музыкальные инструменты

 

7.

Кто самый внимательный

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста

Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года

(с сентября по май)

ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ

Перечень

музыкально-дидактических игр для детей

старшего возраста (подготовительной группы)

Узнай песню по двум звукам

3

2.

Бубенчики

5

3.

Музыкальные лесенки

8

4.

Цирковые лошадки

12

5.

Ритмическое лото

15

6.

Музыкальные инструменты

18

7.

Кто самый внимательный

21

Игра «Узнай песню по двум звукам»

е занятие

Программная задача: познакомить детей с музыкально – дидактическим упражнением «Узнай песню по двум звукам»; прослушать знакомые детям песни: «Птица и птенчики», «Качели», «Эхо», «Курица», «Труба», «Спите куклы», «Гармошка», «Андрей – воробей» Е. Тиличеевой (песни поются на каждом занятии)

Пособия: картины – иллюстрации «Музыкального букваря», соответствующие содержанию указанных песен.

Ход упражнения: педагог предлагает детям вспомнить песни «Музыкального букваря». Она выставляет поочерёдно картины – иллюстрации, а дети поют соответствующую картине песню. После каждой песни дети пропевают два звука, характерные для песни.

2-е занятие

Программная задача: продолжать осваивать музыкально – дидактическое упражнение; формировать восприятие и различение интервалов от октавы до примы.

Пособия: картины – иллюстрации.

Ход упражнения: педагог предлагает детям узнать по двум звукам песню. Она проигрывает на металлофоне по два звука из каждой песни. Если дети ответили правильно, она выставляет картину, и дети должны спеть всю песню.

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать осваивать упражнения; совершенствовать восприятие и различение детьми интервалов от октавы до примы.

Пособия: индивидуальные карточки (рисунки по содержанию семи песен «Музыкального букваря»).

Ход упражнения: педагог предлагает детям спеть все песни или хотя бы песни, которые дети затрудняются узнавать по двум звукам, и предлагает спеть интервалы, характерные для этих песен. Затем педагог раздаёт детям карточки и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». Она проигрывает по два звука из каждой песни, а дети поднимают соответствующие карточки (каждый ребёнок поднимает карточку только на соответствующую ей песню).

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и различия ими интервалов от октавы до примы.

Пособия: индивидуальные карточки.

Ход упражнения: дети пропевают песни и отдельные звуки, характерные для данных песен. Затем она раздаёт каждому ребёнку по одной карточке и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». Педагог предъявляет детям интервалы в любой последовательности, а дети, если у них имеются необходимые карточки, поднимают их вверх. Педагог отмечает для себя детей, которым требуется дополнительная помощь в формировании у них восприятия различных интервалов.

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Узнай песню по двум звукам» и одноимённой песней; совершенствовать восприятие и различение детьми интервалов от октавы до примы.

Пособия: игровые карточки.

Ход упражнения: педагог предлагает детям познакомиться с игрой «Узнай песню по двум звукам» и песней – зачином к ней (песня поётся на каждом занятии). Она напоминает детям характерные два звука для каждой песни. Затем выкладывает четыре пары карт лото (каждая пара имеет одинаковые цветные полоски). Стопу маленьких карточек и металлофон она кладёт за ширму Педагог показывает детям карту лото и соответствующие ей маленькие карточки. Обращает внимание на соответствие рисунков и цветных полос длинной карты и маленьких карточек. Точно также рассматривает с детьми карты другого цвета и относящиеся к ним маленькие карточки.

6-е занятие

Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и различении интервалов от октавы до примы.

Пособия: игровые карты.

Ход упражнения: дети пропевают игровую песню, им предлагается пропеть характерные для песен «Музыкального букваря» два звука. Затем вызываются четверо детей, которые садятся за стол. Им раздают по две карты одного цвета. Металлофон и маленькие карточки кладутся за ширму. Напоминают, что в игре надо отвечать только тому, у кого цвет карт совпадает с цветом карточки, поднятой ведущей. Педагог берёт верхнюю карточку в стопе рисунком к себе, показывая детям цвет обратной стороны, проигрывает соответствующие карточке два звука и спрашивает: «Из какой песни эти два звука?» Педагог отдаёт карточку ребёнку при правильном ответе. Если ребёнок ответил неправильно, карточка кладётся в низ стопы. Педагог спрашивает таким образом всех играющих, при этом следит за правильностью игровых действий, напоминает основные правила игры.

7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми правилами, действиями; совершенствовать в восприятии различении интервалов от октавы до примы.

Пособия: игровые карты.

Ход упражнения: дети пропевают игровую песню, и педагог предлагает детям поучиться играть в игру «Узнай песню по двум звукам». Ведущей в игре назначается воспитатель Она вызывает четверых детей, раздаёт им по две карты с одинаковой цветной полосой. Маленькие карточки и металлофон она прячет за ширму. Затем воспитатель предлагает детям спеть характерные два звука для каждой песни «Музыкального букваря» и начинает игру. Она берёт верхнюю карточку рисунком к себе, цветной стороной к детям, проигрывает два звука и спрашивает: «Из какой песни звуки?» Таким образом она спрашивает остальных троих детей. Игру воспитатель предлагает доиграть в группе.

8-е занятие

Программная задача: выявить качество усвоения детьми игровых правил и действий и различения интервалов от октавы до примы.

Пособия: игровые карты.

Ход упражнения: сначала педагог повторяет характерные для песен «Музыкального букваря» два звука. Затем она раздаёт детям маленькие карточки и начинает играть в «Музыкальную угадайку». Детям предлагают узнать интервалы, предъявляемые в любой последовательности. Дети отвечают, поднимая карточки. Педагог фиксирует для себя детей, которым ещё требуется дополнительная помощь в формировании звуковысотного восприятия. Она выкладывает игровые карты лото испрашивает у детей основные правила игры: по сколько карт надо раздавать каждому играющему, кто должен отвечать на вопрос ведущей и т. п.

Игра «Бубенчики»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с музыкально – дидактическим упражнением «Бубенчики» и одноимённой песней Е. Тиличеевой; развивать восприятие трёх звуков разной высоты.

Пособия: картина – иллюстрация «Музыкального букваря», соответствующая песне.

Ход упражнения: педагог выставляет картину и рассказывает детям о весёлых бубенчиках, которые звучат по-разному и каждый из которых имел своё имя. Предлагает послушать песню «Бубенчики», обращает внимание на высоту звучания каждого бубенчика, (проигрывает отдельно каждый звук). 

2-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с песней упражнения; формировать восприятие трёх различных по высоте звуков мажорного трезвучия: «до2» - «ля1» - «фа1».

Пособия: картина – иллюстрация.

Ход упражнения: педагог выставляет картину и предлагает вспомнить, как называются бубенчики, как они звучат, и затем просит детей помочь ей спеть песню «Бубенчики». После пения дети ещё раз поют: «динь – дан – дон» (звук разной высоты). Затем педагог говорит детям, что звуки можно петь в любой последовательности. Она показывает детям высоту звуков (бубенчиков), а дети с помощью воспитателя поют их.

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать осваивать песню упражнения; формировать восприятие трёх различной высоты.

Пособия: индивидуальные карточки с изображение бубенчиков: «динь» (до2), «дан» (ля1), «дон» (фа1) и карточки с изображениями нот, соответствующих звучанию бубенчиков.

Ход упражнения: детям предлагается спеть песню «Бубенчики» и пропеть отдельно три звука разной высоты, соответствующие «высокому», «среднему» и «низкому» бубенчику. Затем педагог раздаёт детям карточки, обращая внимание, что внизу карточки есть полоса. Она предлагает детям поиграть в «Музыкальную угадайку». Педагог проигрывает звуки в любой последовательности, а дети поднимают карточки.

 

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением на различия трёх звуков разной высоты.

Пособия: индивидуальные карточки.

Ход упражнения: педагог предлагает детям спеть песню «Бубенчики» и прослушать, как звучат три бубенчика разной высоты. Затем она раздаёт детям карточки и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». Звуки предлагаются в любой последовательности и в довольно оживлённом темпе. Педагог отмечает для себя детей, затрудняющихся различать три звука разной высоты.

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Бубенчики»; упражнять детей в восприятии и различении звуков разной высоты.

Пособия: игровые карточки.

Ход упражнения: педагог предлагает детям познакомиться с игрой и песней – зачином Н. Мурычевой (песня поётся на каждом занятии). Дети поют песню «Бубенчики» и прослушивают звучание трёх бубенчиков. Затем им предлагают познакомиться с игрой «Бубенчики», выкладывают игровые карты и отделяют один комплект. Показывают, что в комплекте карт одного цвета есть три карты, на которых нарисованы три бубенчика: на одной – «высокий», на другой «средний» и на третьей карте – «низкий бубенчик». Далее объясняется, что в том же комплекте есть точно такие же карты, но вместо бубенчиков нарисованы ноты. Две одинаковые карты, на которых на одном и том же месте нарисован бубенчик (одна карта) и нота (другая карта) составляют пару карт, которая по ходу игры будет убираться играющим с игрового поля, т.е. выходить из игры. Педагог показывает несколько пар таких карт.

6-е занятие

Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; совершенствовать восприятие и различение детьми трёх звуков разной высоты.

Пособия: игровые карты, металлофон.

Ход упражнения: дети спрашивают – хотят ли поиграть в игру «Бубенчики»? Затем предлагают спеть песню – зачин игры «Бубенчики», послушать и различить отношения трёх звуков, различных по высоте и потом поучиться играть в игру. Педагог с согласия детей берёт на себя роль ведущей игры. Напоминает некоторые игровые правила и действия играющих, предлагает детям поучиться играть в игру «Бубенчики». Начинается игра. Дети поют песню – зачин. Ведущая вызывает четверых детей, раздаёт им по три карты любого цвета (перед раздачей карты перемешиваются) с изображением бубенчиков. Карты с нотами остаются у неё. Стопу этих карт и металлофон она кладёт за ширму. Затем педагог предлагает детям исполнить песню «Бубенчики» и отдельно три звука из этой песни. Она берёт верхнюю в стопе карточку, показывает детям цвет обратной её стороны и проигрывает звук, соответствующий ноте, изображённой на карточке. На вопрос педагога: «Чей бубенчик звенит?» отвечает ребёнок, у которого есть карточка такого же цвета с бубенчиком, соответствующим проигранному звуку. Если ребёнок ответил правильно, педагог отдаёт ему свою карточку. Тот показывает эту пару карточек всем детям, и данная пара карточек выходит из игры. Также педагог спрашивает и остальных троих детей, предлагая затем доиграть игру в группе.

7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с правилами и действиями игры, совершенствовать восприятие и различение трёх звуков разной высоты.

Пособия: игровые карты.

Ход упражнения: дети повторяют песню «Бубенчики» и прослушивают звучание трёх различных по высоте бубенчиков. Затем им сообщают, что сегодня они будут продолжать учиться играть в игру «Бубенчики», и назначают ведущей в игре воспитателя. Воспитатель раскладывает карты, вызывает четырёх детей. Маленькие карточки и металлофон кладёт за ширму. Затем она берёт верхнюю в стопе карточку рисунок к себе, цветной стороной – к детям, проигрывает звук, соответствующий карточке, и опрашивает детей: «Чей бубенчик звенит?» Если ребёнок отвечает правильно, он получает карточку, и данная пара карт выходит из игры. Если ребёнок ответил неправильно, то педагог кладёт карточку вниз своей стопы. По ходу игры воспитатель поясняет детям игровые действия, напоминает основные правила. Спросив остальных детей, педагог предлагает детям доиграть игру в группе.

8-е занятие

Программная задача: выявить качество усвоения детьми игровых правил, действий, а также восприятия и различения трёх звуков разной высоты.

Пособия: игровые карты.

Ход упражнения: дети пропевают песню – зачин «Бубенчики», и педагог проигрывает им отдельные звуки из песни. Затем она раздаёт детям карточки и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». Она проигрывает звуки в разной последовательности, а каждый ребёнок, узнав свой бубенчик, должен поднять карточку. Педагог отмечает для себя детей (если такие есть), которым требуется помощь в формировании у них восприятия трёх звуков разной высоты. Затем выкладывает игровые карты (остальные) и спрашивает у детей правила, которые она считает нужным повторить, уточняет  с детьми некоторые игровые действия.

Игра «Музыкальные лесенки»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с музыкально – дидактическим упражнением одноимённой песней – зачином «Музыкальные лесенки» (песня поётся на каждом занятии); развивать восприятие последовательностей звуков.

Пособия: карты – иллюстрации с изображением лесенок, состоящих из трёх, четырёх, пяти ступеней, идущих вверх и вниз. Музыкальная звучащая лесенка из пяти ступеней с фигурками или металлофон с молоточком в виде матрёшки.

Ход упражнения: педагог говорит детям, что они будут учиться петь маленькие песенки. Берёт молоточек – матрёшку и проигрывает три ступени вверх, напевая «вверх иду», затем проигрывает вниз три ступени со словами «вниз иду» и выставляет соответствующую иллюстрацию, на которой нарисована девочка, шагающая по лесенке трёх ступеней (лесенка двухсторонняя). Затем педагог проигрывает четыре звука, пропевает их и выставляет иллюстрацию. Точно также она знакомит детей с последовательностью из пяти звуков.

2-е занятие

Программная задача: продолжать осваивать упражнение «Музыкальные лесенки»; формировать восприятие последовательностей звуков из трёх, четырёх, пяти ступеней, идущих вверх и вниз.

Пособия: карты – иллюстрации, музыкальная лесенка.

Ход упражнения: педагог сообщает, что в гости к ним пришли девочки, которые любят шагать по лесенке, и спрашивает, не хотят ли про них спеть песни? Она выставляет картину – иллюстрацию с лесенками из трёх ступеней, и дети поют соответствующую песню. Затем выставляется картина с лесенками из четырёх, пяти ступеней, и дети последовательно пропевают песни, соответствующие данным картинам – иллюстрациям. Затем педагог проигрывает некоторые песенки и спрашивает: «По какой лесенке шагает девочка?»

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением, продолжать осваивать музыкально – дидактическое упражнение «Музыкальные лесенки»; совершенствовать восприятие последовательности звуков из трёх, четырёх, пяти ступеней, идущих вверх и вниз.

Пособия: индивидуальные карточки с рисунками шести видов:

1)  лесенка из трёх ступеней, идущих вверх;

2)  лесенка из трёх ступеней, идущих вниз;

3)  лесенка из четырёх ступеней, идущих вверх;

4)  лесенка из четырёх ступеней, идущих вниз;

5)  лесенка из пяти ступеней, идущих вверх;

6)  лесенка из пяти ступеней, идущих вниз;

Ход упражнения: детям предлагается спеть песенки упражнения. Затем раздают им индивидуальные карточки и просят внимательно посмотреть свою карточку. Проигрывают любую последовательность и спрашивают: «У кого есть такая лесенка?» При ответе ребёнок должен говорить, из скольких ступенек состоит лесенка и куда они ведут. Затем она проигрывает другую последовательность и задаёт такой же вопрос.

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и различения детьми последовательности из трёх, четырёх, пяти звуков, идущих вверх и вниз.

Пособия: индивидуальные карточки.

Ход упражнения: дети пропевают последовательности звуков из трёх, четырёх, пяти ступеней. Затем раздают каждому ребёнку по одной карточке и начинают играть в «Музыкальную угадайку». Педагог проигрывает разные последовательности, а дети поднимают необходимые для ответа карточки. Педагог отмечает детей, которым требуется дополнительная помощь в формировании звуковысотного восприятия.

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Музыкальные лесенки»; совершенствовать восприятие последовательностей из трёх, четырёх, пяти звуков, идущих вверх и вниз.

Пособия: игровые карты.

Ход игры: дети пропевают последовательности звуков из трёх, четырёх, пяти звуков (в любом порядке). Затем им сообщают, что принесли новую игру «Музыкальные лесенки». Выкладывают карточки с рисунками лесенок (эти карточки уже знакомы детям по упражнению). Затем показывают карточки с изображением кружков, символизирующих поступенность движения мелодии, которые изображены на карточках с рисунками лесенок. Педагог показывает пары соответствующих карточек, объясняет, почему эти карточки из одной пары: по соответствию количества ступеней песенки, направлению движению мелодии и цвету карточки.

6-е занятие

Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; упражнять детей в восприятии последовательностей, идущих вверх и вниз.

Пособия: игровые карты.

Ход игры: педагог предлагает детям поучиться играть в игру «Музыкальные лесенки». Вызываются четверо детей и раздаются карточки с рисунками лесенок. Карточки с кружками и металлофон кладутся за ширму. Затем педагог просит повторить детей песенки и начинает игру. Она берёт верхнюю карточку в стопе, показывая цвет карточки всем детям. Затем проигрывает последовательность, соответствующую лесенке, нарисованной на карточке, и спрашивает: «У кого есть такая лесенка?» Ребёнок, у которого есть карточка такого цвета, как и карточка, поднятая педагогом вверх, и на которой нарисована лесенка, соответствующая проигранной последовательности, должен ответить, из скольких ступеней состоит его лесенка и куда идут ступеньки (вверх или вниз). Если он ответил правильно, педагог отдаёт ему карточку с кружочками. Эти карточки показываются всем детям, и они выходят из игры. Таким образом, педагог спрашивает и остальных играющих и предлагает доиграть игру в группе.

7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми действиями и правилами игры; упражнять их в восприятии и различении последовательностей из трёх, четырёх, и пяти звуков, идущих вверх и вниз.

Пособия: игровые карты, металлофон.

Ход игры: дети поют последовательности из трёх, четырёх и пяти звуков, идущих вверх и вниз. Затем им предлагается поучиться играть в игру «Музыкальные лесенки». Ведущий в игре назначается воспитатель, которая вызывает четверых детей, раздаёт им по шесть карт любого цвета с рисунками лесенок. Карты с кружочками и металлофон она прячет за ширму.

Затем воспитатель берёт верхнюю карточку в стопе, показывает детям цвет обратной стороны карточки и проигрывает нужную последовательность. На вопрос воспитателя: «У кого есть такая лесенка?» - отвечает ребёнок, имеющий карточку такого же цвета и с лесенкой, соответствующей проигранной последовательности звуков. Если ребёнок ответил неверно, карточку воспитатель кладёт вниз своей стопы. По ходу игры воспитатель поясняет действия детей, напоминает основные правила игры. Спросив остальных троих детей, воспитатель предлагает доиграть игру в группе.

8-е занятие

Программная задача: выявить качество усвоения детьми игровых правил и действий, а также различения последовательности из трёх, четырёх, пяти звуков, идущих вверх и вниз.

Пособия: игровые карты.

Ход игры: педагог проигрывает детям различные последовательности и предлагает детям спеть их. Затем она раздаёт детям карточки с рисунками лесенок и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». Проигрываются различные последовательности звуков, а дети поднимают карточки, соответствующие проигранным звукам (цвет здесь не учитывается). Педагог отмечает для себя детей, которые ещё затрудняются выполнять задание. Затем выкладывают остальные игровые карты с кружочками и спрашивают у детей некоторые правила, повторяют песню – зачин, обговаривают некоторые игровые действия.

4. Игра «Игровые собачки»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с музыкально – дидактическим упражнением «Цирковые собачки», одноимённой песней Е. Тиличеевой и названиями нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си; формировать восприятие полного звукоряда (7ступеней), неполного звукоряда (5 ступеней), последовательности из трёх звуков мажорного трезвучия.

Пособия: карта – иллюстрация с изображением «Музыкального букваря», соответствующая данной песне.

Ход упражнения: педагог вместе с детьми вспоминает, как выступают в цирке дрессированные собачки, и показывает картину. Затем она исполняет песню про собачек, нарисованных на картине. Обращает внимание, что у лесенки в цирке есть название каждой ступеньки, в музыкальной лесенке есть свои названия ступенек: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до – и показывает соответственно на каждую ступеньку.

2-е занятие

Программная задача: продолжать осваивать упражнения «Цирковые собачки»; овладевать нотными обозначениями ступеней звукоряда; формировать восприятие полного звукоряда (7 ступеней), неполного звукоряда (5 ступеней), последовательности из трёх звуков мажорного трезвучия.

Пособия: карта – иллюстрация и фигурки собачек.

Ход упражнения: педагог выставляет иллюстрацию, поёт песню «Цирковые собачки», напоминает детям название ступенек лесенки. Обращает внимание детей, что собачки могут прыгать не только подряд по всем ступенькам и возвращаться назад (пропевает последовательность из пяти звуков вверх и вниз), а могут прыгать через одну ступеньку. Показывает, что одна собачка может прыгать через одну ступеньку только снизу - вверх, поёт: «до1 – ми1 -  соль1» - и передвигает собачку до первой, третьей и пятой ступенькам. Далее показывает, что другая собачка прыгает только сверху – вниз, поёт «до2 – соль1 – ми1 – до1» и передвигает вторую собачку по восьмой, пятой, третьей и первой ступенькам. Затем дети поют звук, соответствующий нижней ступеньке, на которой сидит первая собачка (до1), и звук, соответствующий ступеньке, на которой сидит вторая собачка (до2).

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать осваивать упражнение и названия нотных обозначений ступеней звукоряда; совершенствовать восприятие последовательностей из 7,5 и 3 звуков мажорного трезвучия, идущих вверх и вниз.

Пособия: индивидуальные карточки с рисунками шести видов:

лесенка из восьми ступеней, идущих вверх;

лесенка из восьми ступеней, идущих вниз;

лесенка из восьми ступеней, идущих вверх;

лесенка из пяти ступеней, идущих вверх;

не цветная лесенка из восьми ступеней, идущих вверх, с тремя цветными ступеньками («до1» - «ми1» - «соль1», т. е. 1,3, 5-я ступени);

не цветная лесенка из восьми ступеней, идущих вниз, с тремя цветными ступеньками («до1» - «ми1» - «соль1», т. е. 1,3, 5-я ступени);

Ход упражнения: дети поют различные последовательности звуков (с названием нот). Затем им раздают индивидуальные карточки и предлагают поиграть в игру «Музыкальную угадайку». Проигрывают последовательность в любом порядке, и каждый ребёнок поднимает карточку только один раз на определённое задание.

        4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и различением детьми; последовательностей из 7,5 и 3 звуков мажорного трезвучия, идущих вверх и вниз.

Пособия: индивидуальные карточки.

Ход упражнения: дети поют все предлагаемые последовательности с названием ступеней или со словами (по выбору педагога). Затем им раздают карточки и начинают играть в игру «Музыкальную угадайку». Проигрываются разные последовательности, а дети поднимают карточку. Анализируя содержание поднятых карточек, педагог оценивает качество звуковысотного восприятия детей, у кого есть проблемы (для оказания своевременной индивидуальной коррекционной помощи).

        5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Цирковые собачки» и песней – зачином «Узнай звуки» Н. Мурычевой; совершенствовать восприятие и различение детьми последовательностей из семи, пяти трёх звуков мажорного трезвучия, идущих вверх и вниз.

Пособия: игровые карты.

Ход игры: дети поют последовательности (порядок свободный). Затем они знакомятся с новой игрой «Цирковые собачки» и песней – зачином «Узнай звуки» (песня поётся на каждом занятии). Педагог показывает детям две большие цветные карты, на которых нарисованы собачки, прыгающие по ступенькам цирковой лесенки. Напоминает, что и здесь каждая ступенька имеет своё название: «до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до». Объясняет, что для выполнения задания игры нужны маленькие карточки, на которых нарисованы ноты с одной стороны, а с другой стороны они окрашены в цвет больших карт. Показывает, что для жёлтой карты соответствуют жёлтые маленькие карточки, а для большой зелёной карты – зелёные маленькие карточки. Педагог демонстрирует, каким образом маленькая карточка соответствует одной ступеньке лесенки.

        6-е занятие

Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; совершенствовать восприятие и различение последовательностей из семи, пяти и трёх звуков мажорного трезвучия, идущих вверх – вниз.

Пособия: игровые карты.

Ход игры: детей спрашивают – не хотят ли они научиться играть в игру «Цирковые собачки». Получив утвердительный ответ, вызывают двоих детей, дают им по большой карте и по комплекту маленьких карточек, соответствующих большим картам по цвету. Всем предлагается пропеть разные последовательности звуков, которые дети будут различать в игре. После пения педагог предлагает начать игру. Детей просят внимательно прослушать последовательность звуков и играют на металлофоне любую из них. Дети выкладывают данную последовательность на своих картах. Действия играющих детей наблюдают все остальные дети. Во время выполнения заданий педагог поправляет игровые действия, напоминает о точности выполнения правил игры, одно из которых заключается в том, что каждая маленькая карточка имеет точное место на цирковой лесенке.

7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми правилами и действиями; совершенствовать восприятие и различение последовательностей из семи, пяти звуков и трёх звуков мажорного трезвучия, идущих вверх и вниз.

Пособия: игровые карты.

Ход игры: детей побуждают поиграть в игру «Цирковые собачки». Им напоминают звучание различных последовательностей. Назначают ведущей в игре воспитателя. Она вызывает четверых детей м даёт им две карты, т.е. одна карта даётся на двоих играющих. Затем раздаёт им по комплекту соответствующих по цвету маленьких карточек. Металлофон и карточки с заданиями воспитатель прячет за ширму. Затем воспитатель берёт верхнюю карточку с заданием и проигрывает последовательность, указанную на карточке. Дети выполняют задание. Дети не прячут карты за ширмами, как предусматривается игрой, так как на занятии всё должно быть видно остальным детям, но между собой они отгораживаются ширмой, чтобы не было видно игровую карту соседей. После выполнения задания все смотрят правильность его выполнения. Таким образом дети выполняют несколько заданий. Педагог во время выполнения заданий объясняет действия играющих детей остальным детям, поправляет, если есть необходимость, напоминает правила игры.

8-е занятие

Программная задача: выявить качество усвоения детьми игровых правил и действий, а также умения воспринимать и различать последовательности из семи, пяти звуков и трёх звуков мажорного трезвучия, идущих вверх и вниз.

Пособия: индивидуальные карточки.

Ход игры: педагог напоминает детям различные последовательности и затем раздаёт детям индивидуальные карточки. Она проигрывает одну из последовательностей, а дети, у которых есть соответствующая карточка, должны поднять её вверх и пропеть с названиями нот или просто со словами. Таким же образом предлагаются и другие последовательности. Педагог отмечает, кто из детей нуждается в индивидуальной помощи. Затем выкладываются большие игровые карты и маленькие карточки. У детей спрашивают правила игры, которые считают необходимым повторять, и уточняют некоторые игровые действия.

Игра «Ритмическое лото»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с упражнением и песней – зачином «Ритмическое лото» Н. Мурычевой, а также: «Смелый пилот», «Небо синее», «Мы идём с флажками», «Месяц май» Е. Тиличеевой; развивать ритмическое восприятие.

Пособия: картины – иллюстрации «Музыкального букваря», соответствующие указанным песням, металлофон, ширма.

Ход упражнения: педагог пропевает песню «Ритмическое лото» и сообщает, что сейчас они будут учиться различать по ритму различные песни. Предлагает детям послушать новую песню «Петушок» и уже знакомые песни «Музыкального букваря». Перед исполнением каждой песни педагог выставляет соответствующую картину, а после пения прохлопывает ритмический рисунок песни.

2-е занятие

Программная задача: продолжать осваивать упражнение; формировать восприятие ритмических рисунков различных песен «Музыкального букваря» Н. Витлугиной.

Пособия: картины – иллюстрации с соответствующими ритмическими рисунками, металлофон, ширма.

Ход упражнения: педагог поёт песню «Ритмическое лото», предлагает детям помочь ей спеть песни и прохлопать их ритмические рисунки. Все поют, а при исполнении песни педагог выставляет соответствующую картину – иллюстрацию, внизу которой нарисован ритмический рисунок из полосок разной длины, расположенных вертикально. Педагог просит после каждой песни прохлопать ритмический рисунок. Дети горизонтальным движением руки, согнутой горизонтально в локте, показывают ритмический рисунок песни.

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в освоении упражнением; продолжать осваивать песни упражнения; совершенствовать восприятие ритмических рисунков песен.

Пособия: индивидуальная карточка с рисунком, соответствующим ритму одной из пяти песен (по количеству играющих детей), металлофон, ширма.

Ход упражнения: педагог предлагает детям спеть песню «Ритмическое лото», первые фразы песен упражнения и прохлопать их ритмические рисунки. Затем им раздают карточки с ритмическими рисунками песен и начинают играть в «Музыкальную угадайку». Проигрывают на металлофоне песни, а дети поднимают необходимые им для ответа карточки, на которых имеются ритмический рисунок песни.

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и различения пяти ритмических рисунков песен упражнения.

Пособия: индивидуальные игровые карточки, металлофон, ширма.

Ход упражнения: дети поют песни упражнения, прохлопывают их ритмические рисунки. Затем им раздают по одной карточке и начинают играть в «Музыкальную угадайку». Педагог предъявляет детям ритмические рисунки в любой последовательности, а дети поднимают карточки с нарисованными на них ритмическими рисунками. По этим карточкам педагог судит о качестве их ритмического восприятия, выявляет тех детей, которым ещё требуется индивидуальная помощь.

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Ритмическое лото»; совершенствовать восприятие ритмических рисунков песен.

Пособия: игровые карты, лото, индивидуальные игровые карточки, металлофон, ширма.

Ход игры: дети поют песню «Игра», пять ритмических песен и прослушивают их ритмические рисунки. Затем им предлагается познакомиться с игрой «Ритмическое лото» и спеть песню – зачин «Ритмическое лото» Н. Мурычевой. Выкладывают на стол парные длинные восемь карт с цветными полосками внизу, а стопу маленьких карточек и металлофон кладут около себя. Педагог обращает внимание, что на длинных картах нарисованы ритмические рисунки песен, а на маленьких карточках – картинки по содержанию песен (показывает различные карточки). Объясняется, что длинной карте с определённой цветной полосой соответствуют маленькие карточки с такими же цветными полосами внизу.

6-е занятие

Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; совершенствовать восприятие и различение ритмических рисунков пяти песен.

Пособия: игровые карты, лото, индивидуальные игровые карточки, металлофон и ширма.

Ход игры: дети поют песню к игре, прослушивают, как звучат их ритмические рисунки. Затем педагог вызывает четверых детей, раздаёт им по две карты одного цвета. Металлофон и маленькие карточки прячут за ширму. Педагог берёт верхнюю в стопе карточку рисунком к себе, показывая детям цвет обратной стороны карточки, и проигрывает ритмический рисунок, соответствующий карточке. Затем спрашивает: «Какую песню я играла?» Дети все отгадывают песню, но отвечать должен тот ребёнок, у которого карты с такой же цветной полосой, как на карточке, поднятой педагогом.

7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми правилами и действиями игры; совершенствовать восприятие и различение ритмических рисунков пяти песен «Музыкального букваря».

Пособия: игровые карты, лото, индивидуальные игровые карточки, металлофон и ширма.

Ход игры: педагог предлагает детям ещё раз поучиться играть в игру «Ритмическое лото». Выбирают ведущим игры воспитателя. Он побуждает детей спеть песни и прослушать ритмические рисунки песен. Затем вызывает четверых детей, усаживает их за стол, раздаёт им по две карты с одинаковой цветной полосой, а маленькие карточки и металлофон кладёт за ширму. Начинается игра. Все поют песню – зачин «Ритмическое лото». Затем ведущая начинает игру. Она берёт верхнюю карточку рисунком к себе, цветной стороной к детям, проигрывает ритмический рисунок, соответствующий данной карточке, и спрашивает: «Ритмический рисунок какой песни я играла?» Отвечает ребёнок, имеющий карты с такой же цветной полосой, как и на карточке воспитателя. Он по ритмическому рисунку песни, представленному на его карте лото, должен узнать песню. Узнав правильно песню, он получает карточку с условно – образным изображения содержания данной песенки. Таким образом воспитатель опрашивает ещё троих детей. Игру предлагается закончить в группе.

8-е занятие

Программная задача: выявить качество усвоения детьми правил и действий игры, а также различения пяти ритмических рисунков в музыке.

Пособия: игровые карты, лото, индивидуальные игровые карточки, металлофон и ширма.

Ход игры: сначала педагог вместе с детьми поёт песни игры и прохлопывает ритмические рисунки этих песен. Затем раздаёт маленькие игровые карточки и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». Отвечая, дети поднимают соответствующую карточку с нарисованным ритмическим рисунком. Педагог отмечает тех, кто правильно и быстро угадывает.

Игра «Музыкальные инструменты»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с музыкально – дидактическим упражнением «Весёлые инструменты», прослушать одноимённую песню Н. Мурычевой; развивать тембровое восприятие.

Пособия: музыкальные инструменты: виола, аккордеон, барабан, бубен, цитра, домра, металлофон.

Ход упражнения: педагог выкладывает инструменты и рассматривает их с детьми. Затем говорит, что каждый человек, который любит музыку, должен не только знать музыкальные инструменты, но и хорошо различать их звучание. Предлагает послушать песню, демонстрирует звучание каждого музыкального инструмента.

2-е занятие

Программная задача: продолжать осваивать музыкально – дидактическое упражнение «Весёлые инструменты», формировать восприятие тембров семи инструментов.

Пособия: семь детских музыкальных инструментов.

Ход упражнения: педагог выкладывает семь музыкальных инструментов, исполняет песню упражнения и проигрывает на каждом инструменте. Затем предлагает детям спеть песню вместе с ней. После этого дети отгадывают звучание некоторых инструментов.

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в освоении упражнением; упражнять детей в восприятии тембров семи музыкальных инструментов.

Пособия: индивидуальные карточки с рисунками семи детских музыкальных инструментов.

Ход упражнения: педагог выкладывает музыкальные инструменты и предлагает детям спеть песню и прослушать звучание указанных выше музыкальных инструментов. Затем им раздают карточки и предлагают поиграть в «Музыкальную угадайку». Инструменты закрывают ширмой. Педагог проигрывает за ширмой мелодию на музыкальных инструментах, а дети поднимают соответствующие карточки вверх.

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и восприятия ими тембров семи детских музыкальных инструментов.

Пособия: индивидуальные карточки, семь детских музыкальных инструментов.

Ход упражнения: педагог предлагает детям спеть песню и прослушать звучание семи музыкальных инструментов. Затем раздаёт детям индивидуальные карточки и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». Предъявляет звучание разных музыкальных инструментов, а дети отвечают, поднимая карточку вверх. Преподаватель для себя отмечает детей, которые затрудняются выполнять задание.

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Музыкальные инструменты»; совершенствовать восприятие тембров семи детских музыкальных инструментов.

Пособия: игровые карты, семь детских музыкальных инструментов.

Ход упражнения: педагог предлагает детям спеть песню и прослушать звучание семи музыкальных инструментов. Затем предлагает познакомиться с игрой «Музыкальные инструменты». Выкладывает на стол восемь парных карт лото. Маленькие карточки кладёт в стопу, рядом металлофон. Педагог показывает, что двум длинным картам с одинаковой цветной полосой соответствуют маленькие карточки с такой же цветной полосой. Педагог показывает детям, что рисунки на длинных и маленьких карточках одинаковые, только на длинных картах они не цветные, а на маленьких карточках красивые, яркие.

6-е занятие

Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; совершенствовать восприятие и различение тембров семи детских музыкальных инструментов.

Пособия: игровые карты, семь музыкальных инструментов.

Ход упражнения: дети поют песню и прослушивают звучание музыкальных инструментов. Затем предлагает детям поучиться играть в игру «Музыкальные инструменты». Вызывает четверых детей, раздаёт им по две карты одного цвета. Маленькие карточки и инструменты прячет за ширму. Педагог берёт верхнюю карточку, показывая детям цвет обратной стороны, проигрывает музыку на инструменте в соответствии с рисунком карточки, спрашивает: «На чём я играла?» Если ребёнок ответил правильно, педагог отдаёт ему карточку. Таким же образом педагог спрашивает троих детей. Если ребёнок отвечал правильно, карточку педагог кладёт вниз. По ходу игры педагог напоминает некоторые правила и уточняет действия играющих.

        7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми действиями и правилами; совершенствовать восприятие и различение тембров семи музыкальных инструментов.

Пособия: игровые карты, семь музыкальных инструментов.

Ход игры: педагог предлагает детям спеть песню и прослушать звучание музыкальных инструментов. Затем сообщает, что воспитатель будет ведущий в игре. Вызывает четверых детей, раздаёт им по одной карте с одинаковой цветной полосой. Музыкальные инструменты и маленькие карточки она прячет за ширму. Затем она играет с детьми. По ходу игры напоминает детям правила игры, следит за правильностью игровых действий детей. В конце занятий воспитатель предлагает доиграть игру в группе.

8-е занятие

Программная задача: выявить качество усвоения детьми игровых действий, правил; а также различения ими тембров семи детских музыкальных инструментов.

Пособия: игровые карты, семь музыкальных инструментов.

Ход игры: сначала педагог выкладывает семь детских музыкальных инструментов и предлагает детям спеть песню, а также прослушать звучание данных музыкальных инструментов. Затем раздаёт детям карточки и начинает играть в «Музыкальную угадайку». Детям предлагается звучание каждого музыкального инструмента, а они поднимают соответствующие карточки. Отмечает детей, которым требуется индивидуальная помощь в формировании тембрового восприятия. Педагог выкладывает игровые карты, спрашивает у детей некоторые правила игры, уточняет игровые действия.

        Игра «Кто самый внимательный»

1-е занятие

Программная задача: познакомить детей с музыкально - дидактическим упражнением «Громко - тихо» Н. Мурычевой; развивать динамическое восприятие.

Пособия: картины – иллюстрации с рисунками аккордеонов четырёх размеров, аккордеон – инструмент (можно детский). Возможно использование аудиозаписи звучания аккордеона.

Ход упражнения: педагог говорит детям, что каждому, кто любит пение и музыку, необходимо научиться различать оттенки музыкального звучания. В хоре при пении песен часто надо менять силу голоса, в оркестре нужно играть с различной силой. Различные по силе звучания музыкальные звуки раскрашивают музыку, как цветные карандаши – не цветной рисунок. Нужно учиться различать силу звучания аккордеонов. Педагог предлагает детям послушать песню – зачин «Громко – тихо». С соответствии с текстом песни выставляются аккордеоны четырёх размеров, и дети знакомятся с громким, умеренно тихим и тихим звучанием аккордеона (возможно использование аудиозаписи динамических оттенков).

2-е занятие

Программная задача: продолжать осваивать музыкально - дидактическое упражнение; формировать восприятие четырёх динамических оттенков музыкальных звуков: громкого, умеренно громкого, умеренно тихого, тихого.

Пособия: картины – иллюстрации, аккордеон.

Ход упражнения: педагог побуждает детей помочь ей спеть песню упражнения и в соответствии с текстом песни проигрывает на аккордеоне четыре динамических оттенка и одновременно выставляет аккордеоны четырёх разных размеров, которые соответствуют данным динамическим оттенкам. Затем педагог предлагает детям спеть песню упражнения и узнать динамические оттенки.

3-е занятие

Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; упражнять детей в восприятии динамических оттенков.

Пособия: индивидуальные карточки в соответствии с рисунками четырёх видов: (аккордеоны четырёх размеров).

Ход упражнения: педагог вместе с детьми поёт песню и напоминает звучание четырёх аккордеонов различной величины. Затем раздаёт детям карточки с рисунками аккордеонов четырёх размеров и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». Она проигрывает динамические оттенки, а дети поднимают определённые карточки для ответа.

4-е занятие

Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и восприятия ими четырёх динамических оттенков музыкальных звуков.

Пособия: индивидуальные карточки, аккордеон.

Ход упражнения: дети поют песню и прослушивают громкое, умеренно громкое, тихое и умеренно тихое звучание аккордеона. Затем педагог раздаёт каждому ребёнку по одной карточке и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». Он проигрывает на аккордеоне динамические оттенки, а дети поднимают карточки, соответствующие им. По карточкам педагог судит о правильности динамического восприятия отдельных детей. Отмечает детей, которым требуется индивидуальная помощь в формировании у них динамического восприятия звуков.

5-е занятие

Программная задача: познакомить детей с игрой «Кто самый внимательный»; упражнять детей в восприятии четырёх динамических оттенков.

Пособия: игровые фигурки аккордеонов четырёх размеров, аккордеон - инструмент.

Ход упражнения: дети поют песню и слушают динамические оттенки музыкальных звуков. Затем предлагается познакомиться с игрой «Кто самый внимательный». Выкладываются фигурки аккордеонов четырёх размеров и поясняется, что самый большой аккордеон соответствует громкому звучанию, меньший по величине аккордеон соответствует умеренно громкому звучанию, средний аккордеон - умеренно тихому, а маленький аккордеон - тихому звучанию. Затем выставляют три игровые ширмы и поясняют, что каждый играющий будет выполнять задание за ширмой. Затем педагог показывает карточки для ведущего, на которых нарисованы задания.

6-е занятие

Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями, совершенствовать восприятие четырёх динамических оттенков.

Пособия: четыре фигурки аккордеонов разной        величины (три комплекта), аккордеон.

Ход упражнения: дети поют песню и прослушивают четыре динамических оттенка. Затем педагог сообщает детям, что сегодня они будут учиться играть в игру «Кто самый внимательный». Вызывают троих детей. Они садятся за стол, им раздают по комплекту фигурок аккордеонов и ширмы. Карточки с заданиями остаются у педагога. Она берёт верхнюю карточку с заданиями и проигрывает музыкальные звуки в соответствии с последовательностью, нарисованной на карточке. Дети за ширмами выкладывают в соответствии со звучанием музыкальных звуков фигурки аккордеонов. После выполнения задания дети убирают ширмы, и все смотрят на правильность выполнения задания. Тем, кто правильно выполнил задание, даётся поощрительная фигурка аккордеона. По ходу выполнения задания играющими педагог объясняет их действия остальным детям, напоминает правила игры, поправляет действия детей.

7-е занятие

Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми действиями и правилами, совершенствовать восприятие и различение четырёх динамических оттенков музыкальных звуков.

Пособия: три комплекта фигурок аккордеонов четырёх размеров, аккордеон - инструмент.

Ход упражнения: дети поют песню и запоминают звучание четырёх динамических оттенков музыкальных звуков. Она вызывает троих детей, раздаёт им по комплекту аккордеонов. Напоминает правила игры. Аккордеоны дети ставят за ширмы. А воспитатель прячет за свою ширму карточки с заданиями. Затем она берёт верхнюю карточку, проигрывает последовательно пять динамических оттенков. Дети за ширмами выполняют задание, ширмы кладутся на стол, и все смотрят на правильность выполнения задания. Тем, кто правильно выполнил задание, даётся поощрительный жетон. Игру воспитатель предлагает доиграть в группе.

8-е занятие

Программная задача: выявить качество усвоения детьми игровых правил и действий, а также различение ими четырёх динамических оттенков музыкальных звуков.

Пособия: индивидуальные карточки, игровые фигурки, аккордеон - инструмент.

Ход упражнения: дети поют песню и слушают звучание четырёх динамических оттенков музыкальных звуков. Затем им раздают индивидуальные карточки и предлагают поиграть в «Музыкальную угадайку». Педагог проигрывает музыкальные звуки с различной силой звучания, а дети поднимают соответствующие карточки. По ним педагог узнаёт о точности динамического восприятия детей. Отмечает детей, которым требуется индивидуальная помощь в формировании у них динамического восприятия. Затем педагог спрашивает у детей некоторые правила игры и уточняет игровые действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на 2013-2014 учебный год

  Настоящий план составлен в соответствии с  «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.. Логопед...

Консультация для воспитателей «Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр»

Консультация для воспитателей старшего дошкольбного возраста по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр...

Конспект музыкально- дидактической игры "Поможем дюймовочке" в подготовительной группе.

В данном конспекте прописана организация дидактической игры....

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»

Хочу поделиться опытом работы по развитию у детей с ОВЗ музыкальных способностей  через музыкально- дидактические игры....

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»

Основным назначением музыкально-дидактических игр является формирование у детей с ОВЗ музыкальных способностей. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них иниц...