Конспект НОД с детьми старшей группы "Веселые игрушки из Дымково".
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Роспись глиняных игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_produktivnoy_deyatelnosti.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района

                                                     Чувашской Республики»

КОНСПЕКТ

ПРОДУКТИВНОЙ     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(РОСПИСЬ ГЛИНЯННЫХ  ИГРУШЕК)

«ВЕСЕЛЫЕ  ИГРУШКИ ИЗ ДЫМКОВО»

( С  ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ)

                                                             

                                                                    ПОДГОТОВИЛА:

                                                                   Воспитатель Воронова Ирина Николаевна

                                     

                                   

                                                С.ШЕМАЛАКОВО

Продуктивная деятельность.   Роспись дымковских игрушек.

(Работа в творческой мастерской с детьми 4-6 г.ж.)

Программное содержание:

 Средняя группа:

– продолжить детей знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства («дымка»);

– упражнять в рисовании простых  элементов дымковской росписи (прямая линия, точки-горошины);

– развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Старшая группа:

– учить видеть красоту, своеобразие в изделиях дымковских мастеров, развивать художественный вкус; учить детей согласовывать движения с речью; расширять и обогащать знания;

– упражнять в рисовании сложных  элементов   (волнистая линия, круги);

– развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук;

– воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, желание учиться рисовать дымковские узоры.

Предварительная работа: беседа с детьми об  истории прохождения дымковских игрушек, рассматривание дымковских изделий, иллюстраций, рисование вне занятий.

Материал :

 • репродукции и образцы декоративно-прикладного искусства;

• аудио - или CD-записи веселой плясовой народной песни и художественного свиста;

• образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки;

для детей:

•  различные  глиняные игрушки;

• гуашь, палитра, кисти, стаканы с водой, салфетки.

Ход деятельности:

  1. Введение в тему. 

Воспитатель: Я  сегодня получила письмо  издалека, а прислала ее  Марья-искусница. Хотите знать, что она пишет?

Дети: Хотим.

 Воспитатель читает письмо, в котором Марья-искусница сообщает, что она немного заболела, и просит о помощи у ребят в росписи глиняных игрушек.   Надо будет «оживить» фигурки, украшая их  дымковской росписью. Для этого приглашает детей в страну мастеров.

В: За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. Ребята, хотите попасть в эту страну?

Д: Да, хотим.

В:  Вот только  найти туда дорогу нелегко. Для вас Марья-искусница прислала игру с заданием, и если вы,  ребята, правильно его выполните,  то  мы найдем  дорогу в страну волшебных мастеров.

Д/и «Найди лишний предмет» (карточки с изделиями народного промысла).

Дети выполняют задание.

В: А теперь отправляемся в страну мастеров. Давайте поедем на поезде.

  Я буду паровоз, а вы – вагончики.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят,

Чу - чу,  чу-чу,

Гудит паровоз.

Далеко,  далеко ребят он увез.

-Мы приехали на станцию «Дымково». 

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

 Тут «Дымково» назвали…

 – А кто знает, чем прославилось старинное русское село?  

Д: игрушки.

В: Издавна люди занимались лепкой игрушек из глины.

 И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

 Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. А между делом они отдыхали и играли в разные игры.  Показывает детям дымковские игрушки и рассказывает о них.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

А вы, ребята, хотите стать мастерами-художниками?

Дети. Хотим.

Марья-искусница  приготовила вам силуэты бумажных игрушек. Поупражняемся на них рисовать дымковскую роспись. Однако  давайте внимательно рассмотрим узор на игрушке.

II. Ознакомление с характером росписи игрушек.

– Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту (цвету). Чем отличается она от других игрушек?

– Верно, это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастера наносят узор в свободной кистевой манере.  Краски, каких цветов используют мастера для росписи игрушек?

Дети: красный, желтый, синий, зеленый…

Воспитатель: Да, они любят яркие и праздничные цвета на белом фоне.

 III. Рассматривание разнообразия элементов геометрических узоров.  Объяснение последовательности работы. 

Ребята, вспомните, какие элементы дымковской росписи мы уже знаем. (Прямая линия, точки-горошины.)

Сегодня  я вам покажу новые элементы дымковской росписи: волнистая линия, круги. Давайте их рассмотрим и попробуем  нарисовать их на бумажных силуэтах.

Дети вместе с воспитателем выполняют задание.

Помните, Марья-искусница просила вас «оживить» игрушки? Так вот я вам сейчас раздам   недоконченные работы мастера. А вы постарайтесь аккуратно их расписать. Росписи у вас  будут разные. У кого вместо кисточки – ватные палочки, они будут украшать игрушки прямыми линиями и точками-горошками. Для этого намокнем палочку в краску и наносим на игрушку. А чтобы игрушка была красивая и веселая точки ставим через некоторое расстояние.

Ребята, у кого кисточки, мы будем украшать игрушки кружками и волнистыми линиями. Для этого мы светлой краской рисуем  большой круг, затем смываем краску с кисточки, высушим салфеткой, и более  темной краской в середине вставим тычку.  Затем  слева направо кончиком кисточки рисуем волнистые линии до середины кружка.  И у нас получился красивый узор.

 V. Самостоятельная работа детей – роспись дымковских игрушек.

– Сейчас в нашем городе Мастеров начинается работа. Поможем Мастеру докрасить изделия.  Ну – ка за работу, чудо-мастера!

(Во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка).

Пока ваши работы сохнут, поиграем в  игру «Конь» (физкульминутка):

 Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскачу,

Не поеду – полечу.

Цок, цок, цок, цок,

Цок, цок, цок, цок,

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой!

Руки за спиной «в замок», поочередное поднимание ног, согнутых в колене, покачивания головой, подскоки на месте.

 VI. Подведение итогов.

Выставка работ: на столах. Вопросы для анализа:

– Как вы думаете, ребята,  «ожили» наши игрушки? 

– Какие элементы росписи мы использовали?

–Понравится ли наш подарок Мухе-Цокотухе?

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.

-Индя – индя - индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой. (А. Дьяков.)

За лошадками – козел, тут и олень на стол!

Друг за дружкой петух, утка и индюк,

А за ними в свой черед – кукол пестрый хоровод.

Пестрые, яркие, славные подарки!

В: Пора нам в путь. Все сели на поезд. Понравилось вам наше путешествие в страну мастеров? Вот и закончилось наше путешествие. А теперь, детвора, к  Мухе нам  в гости спешить пора.

                                                                   

                                                             

МБОУ «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района  Чувашской Республики»

       

                           

Совместная деятельность воспитателя с детьми

на тему : «Экскурсия в ярмарку народных промыслов»

(с детьми старшей разновозрастной группы)

                                                             

                                                                         

                                                                    ПОДГОТОВИЛА:

                                                                   Воспитатель Воронова Ирина Николаевна                                

                           

                                             

                                                       с.ШЕМАЛАКОВО

Ход  деятельности:

Воспитатель  заносит в группу книги Корнея Чуковского.  Воспитатель вместе с  детьми рассматривает серию новых книг, обращая внимание на обложку книги, иллюстрации к книгам.

Читает текст:

Муха, Муха – Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла!

(Под музыку в группу залетает Муха – Цокотуха и выполняет танцевальные движения).

Муха:

Что же мне купить такое?

Может, платье голубое?

Может, туфли? Может юбку?

Так, подумаю минутку…

Нет, пойду я на базар

И куплю я самовар?

Потому, что день рождения буду нынче я справлять,

Всех ребят сладким чаем угощать.

Воспитатель:

 Ребята, что за чудо? Это сказка к нам в гости пришла или мы у нее оказались?

Муха – Цокотуха: Да эта  сказка у вас оказалась.

Солнце - красное встает – спешит на ярмарку народ!  Извините вы меня, но я тоже полечу. Может кто из вас хотят на ярмарке побывать ?  Так пойдемте все за мной, я дорожку покажу… (улетает из группы).

Воспитатель: День, сегодня какой – то волшебный? Кто из вас на ярмарке побывал? Что там люди делают?

Есть на ярмарке товары!

Продаются самовары!

Продаются ложки, доски

И конфеты, и баранки!

Вы хотите на ярмарку? Тогда все встали парами и тронемся в путь.

Звучит русская народная мелодия «Коробейники».  Дети идут в сторону звучания музыки в другой зал. А там их встречает Ирина – искусница:

Ой,  вы гости  – господа

Вы откуда и куда?

Воспитатель:

Мы на ярмарку спешим.

Ирина –искусница:

Ярмарка, ярмарка!Удалая ярмарка!

Воспитатель:

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Ирина – искусница:

Здравствуйте, дорогие гости! Прошу на ярмарку народных промыслов.

 Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Походите, полюбуйтесь. Здесь товары «Городца».

Рядом восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

Но вот тут у нас  -« Золотая Хохлома».

Ложки золоченые, узоры крученые!

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше хохломы нашей!

За углом здесь – мастера «Чувашия» славятся своим товаром. Вот, к примеру, плетеные корзиночки и  лапти, глиняный кувшин, замечательная вышивка.

Муха – Цокотуха:

Здесь хорош любой товар!

Но мне нужен самовар!

Ирина – искусница:

Подарю тебе я муха в именины – самовар!

Муха – Цокотуха:

Приходите все,  буду рада!

Угощу на славу я!

Ведь сегодня именины,

Именины у меня! (Улетает).

Дальше, товар еще краше. Здесь прославился «Гжель»

Синяя гжель – глазам загляденье.

Словно весною капель.

Ласка, тепло, забота и терпенье.

Вот такая русская звонкая Гжель!

Воспитатель: Мне так понравился это изделие. А вам ребята понравилось?

Вот  мне бы хотелось на именины Мухе – Цокотухе подарить посуду из гжели. Пусть она из самовара пьет чай из сине – голубой чашки.

Ирина - искусница:

Замечательный  будет подарок! А на досуг можно подарить вот такие веселые глиняные игрушки.

Это изделие дымковских мастеров.

Воспитатель: Как же нам быть? Может нам  разделиться на две группы. Первая группа идет в мастерскую Гжели со мной. А вторая группа вместе Ириной-искусницей отправиться в путь далекое «Дымково».

Ирина – искусница:

 В добрый путь вам ребята. А встретимся мы  на именинах у Мухи-Цокотухи.

Группа делиться на две группы и проводится продуктивная деятельность по росписи гжельской посуды и дымковской игрушки.

Воспитатель: Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Вот и ярмарке конец,

А кто был здесь – молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект нодс дошкольниками старшей группы тема Мамина неделя

План – конспект  НОД с дошкольниками старшей группыТема: «Мамина неделя»....

Конспект НОД в старшей группе «Игрушка-оригами – рыбка».

Продолжать учить детей делать поделки из бумаги (оригами). Совершенствовать умение работать с ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание доставлять р...

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста

Дети могут побывать в волшебной стране "Вообразилии" и узнать о разных профессиях....

Конспект с детьми старшей дошкольной группы "Морское путешествие"

Конспект НОД образовательная область «Физическая культура» с детьми ст. дошк. возраста "Морское путешествие"...

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста по художественному труду изонить по теме “Мячик”(заполнение окружности)

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста по художественному труду изонить по теме  “Мячик”(заполнение окружности)...

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста по художественному труду изонить по теме “Грибок”

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста по художественному труду изонить по теме  “Грибок&rdquo...