Цветные сказки
консультация по рисованию (старшая группа) по теме
Данный материал поможет воспитателю и родителям познакомить детей с цветом через сказки по изо, а также даст возможность использования НМР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цветные сказки для детей. | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ
ЦВЕТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ,
или история о том, как стать настоящим художником.
Художественно – дидактическая сказка.
- Жил – был на свете один мальчик, который мечтал стать художником. Сидел он как-то у окна, смотрел на серый дождик за стеклом и грустил. А дождик устал моросить, да и закончился. Из-за тучек выглянуло солнышко, и в чистом небе засверкала всеми красками радуга. Мальчик засмеялся и закричал:
- Радуга-дуга, вот бы мне такие краски, как у тебя! Я бы сразу стал художником! И нарисовал много красивых картинок!
Радуга улыбнулась:
- знаю-знаю о твоей мечте и помогу её исполнить. Но стать художником совсем не просто. Мне подарили краски родители – батюшка Красно Солнышко и матушка Голубая Водица. Тебе нужно побывать в их владениях – семи Цветных Королевствах. Каждое утро по моей дуге-дороге ты будешь отправляться в одно из семи Цветных Королевств, где научишься рисовать КРАСКАМИ, но без кисточки. Каждый день новым способом, а как придумаешь сам.
И каждый вечер ты будешь возвращаться из Цветного Королевства с новой краской, рисунком и цветком. Вот тебе ПАЛИТРА. Это дощечка, на которой художник смешивает краски. Ровно через неделю на твоей палитре окажутся все цвета радуги. Вот тогда я подарю тебе настоящую кисточку, и ты попробуешь рисовать или писать, как настоящий художник.
Вопросы и задания детям:
- Как вы думаете, почему радуга сказала, что её батюшка Красно Солнышко, а матушка Голубая Водица? Как получается радуга?
- Где ещё можно увидеть радугу? (фонтаны, на реке, в мыльных пузырях).
- Как вы думаете в какие цветные королевства отправиться мальчик за красками? Вспомните названия цветов радуги.
- Что такое палитра? Для чего она нужна палитра? Зачем художник смешивает краски?
- Давайте попробуем смешать некоторые краски на нашей большой палитре.
ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАСНОЕ КОРОЛЕВСТВО
Утром в окно утром в окно к мальчику постучала капельками дождя Радуга и заглянуло Солнышко. Он открыл глаза и сразу вспомнил, что сегодня начинается первое Цветное Путешествие.
- А почему о Солнышке говорят «Красное», если оно вон какое – жёлтое и золотое? – удивлённо спросил мальчик у радуги.
- С давних-преда-а авних времён, когда даже твоих бабушки и дедушки не было, люди называли красным всё самое красивое, доброе, праздничное и радостное: «красное солнышко», «красный день», «красное слово», «красна девица».
Красный значит красивый. Вот и для меня этот цвет самый любимый. Возьми палитру, забирайся на мою красную дугу и отправляйся в Красное Королевство. Да не забудь там от меня поклон передать.
Стал мальчик карабкается на радугу да сначала только перепачкался: ушки у него стали синими, нос зелёным, ладошки жёлтыми, а чубчик вовсе фиолетовый. Наконец он побежал по красной дорожке – только искры из-под ног летели. А потом сел и покатился с горки, только ветер в ушах свистел. Приземлился, отряхнулся, оглянулся – и ахнул.
В этом королевстве Красном
Всё прекрасно – распрекрасно:
Полыхает тут заря,
Рдеет грудка снегиря,
Розы с маками алеют,
Вишня и малина спеют,
Распускает хвост Жар-птица,
На лугу костёр искрится,
И румянцем светятся
Щёки красной девицы.
Поклонился мальчик на все четыре стороны и говорит:
Радуга-красавица
Вам велела кланяться.
И просила красной краски –
Нам она нужна для сказки.
В красном королевстве мальчик лакомился красной ягодой и думал: «Разве можно рисовать без кисточки?» Тут яркие капельки ягодного сока упали на листок бумаги. «Вот как!» - догадался будущий художник и тут же нарисовал красивый узор. А потом нашёл прекрасную-распрекрасную розу и поспешил в обратный путь.
Вопросы и задания:
- Как вы думаете, что увидел мальчик в красном королевстве?
- Что означает слово красный? А прекрасный? О чём или о ком так говорят?
- Попробуйте и вы нарисовать ягодками. Возьмите сочные ягоды смородины, клубники, малины, вишни. Брусники, аккуратно прижмите к бумаге и проведите разные линии, поставьте пятнышки.
- Нарисуйте ягодные узоры. Какие ягоды могут нарисовать ягодный узор красного цвета? А синего?
- Какие цветы красного цвета вы знаете?
- Давайте поиграем в игру «Что бывает красного цвета?»
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЖЁЛТОЕ КОРОЛЕВСТВО.
На следующее утро мальчика разбудили солнечные зайчики. Они прыгали по подушке, плясали на потолке, стенах и щекотали мальчика и ласково шептали:
- Просыпайся, поднимайся и в дорогу собирайся. Мы – послы из жёлтого королевства. Велено нам просить тебя в гости и дорогу показать, чтобы не заблудился.
Радуга, провожая мальчика наказала ему:
- Желтый цвет – цвет самого солнышка, все на свете освещает. Попробуй-ка за время своего путешествия отгадать его характер.
Мальчик побежал по жёлтой дуге- дороге вслед за солнечными зайчиками. Ухватился за солнечный лучик и вскоре очутился на Золотом лугу в Жёлтом Королевстве.
В жёлтой ласковой стране
Солнце пляшет в вышине,
Скачет солнечный зайчонок,
А за ним бежит цыплёнок.
В вальсе бабочки кружат,
Пчёлы весело жужжат,
И, в волнах хвостом сверкая,
Плещет рыбка золотая.
Поклонился мальчик на все четыре стороны:
Радуга – красавица
Вам велела кланяться.
И просила жёлтой краски
Нам она нужна для сказки.
В жёлтом королевстве было светло и тепло. Мальчик полюбовался бабочкой лимонницей. Потом погладил пушистого цыплёнка. Дотянулся до лепестков подсолнуха – они были бархатистые. Наклонился, чтобы вдохнуть в себя лёгкий аромат одуванчика, - нос его стал жёлтым от пыльцы. Ещё ему удалось лизнуть соты душистого мёда. И послушать жужжание золотистых пчёлок.
- Разве может быть характер у цвета? Вот загадка так загадка! – подумал мальчик.
Он зажмурил глаза и увидел сквозь ресницы лучи солнца. Которые окутывали золотым сиянием всё желтое королевство.
А вы пробовали смотреть на солнце или светильник прижмурившись? А ещё попробуйте на свет через расчёску или гребешок (дуршлаг, чайное ситечко).
- Жёлтый цвет… - тёплый, ласковый, добрый, весёлый. Как само солнышко! Ко всему жёлтому так и хочется прикоснуться. Может быть, и нарисовать жёлтое можно руками?
Мальчик опустил руку в жёлтую краску и начал рисовать.
Мимозу и одуванчик он изобразил, быстро постукивая пальчиками по бумаге.
А цыплёнка и золотую рыбку нарисовал другим способом: провёл цветным пальчиком контурные линии, будто рисовал мелком или карандашом.
Обрадовались жители жёлтого королевства: «Бери больше жёлтой краски, мальчик! Чем больше жёлтых картинок ты нарисуешь, тем светлее и теплее будет вокруг!»
Задания и вопросы:
- Как вы думаете какое настроение или характер у жёлтого цвета.
- С каким настроением вы трогаете, или смотрите или пробуете на вкус что-нибудь жёлтое?
- Попробуйте нарисовать пальчиками – это удобно, быстро и легко. А теперь попробуйте нарисовать симметричную картинку (листок, цветок, бабочку, стрекозу) одновременно двумя указательными пальцами (синхронно правой и левой рукой)
- Подскажите мальчику, какой цветок можно подарить радуге в подарок? Мимозу, одуванчик, лилию. Нарисуй эти цветы пальчиком.
- Давайте поиграем в игру «Что бывает жёлтым?
ПУТЕШЕСТВИЕ В СИНЕЕ КОРОЛЕВСТВО
В среду мальчика разбудил шум дождя. Радуги на небе не было. Он заплакал и огорчился.
- Пропало моё цветное путешествие.
- Не плачь малыш! – услышал он знакомый голос. – Ты не видишь меня, потому что сегодня нет солнышка, но я могу появиться где угодно – даже в ванной комнате. Возьми зеркальце, опусти его в воду, наклони и направь его на свет. Луч отразится на белой стене или потолке, и я перед тобой появлюсь…
Когда радуга появилась, мальчик мигом вскарабкался на синюю дугу-волну. Его подхватил синебокий дельфин и помчал в синее королевство. За ним следом заскользили мыло, зубная щётка, губка, мочалка…
В синем-синем королевстве
Так прохладно и чудесно!
Синий воздух, синий лес
Тянет ветви в синь небес,
Тут резные васильки
Расцветают вдоль реки.
Синий ручеёк поёт.
В синем море кит плывёт –
Пашет море-океан,
А над ним журчит фонтан.
Поклонился мальчик на все четыре стороны.
Радуга красавица
Вам велела кланяться.
И просила синей краски –
Нам она нужна для сказки.
Обрадовались жители синего королевства: «Бери, мальчик, нам не жалко. Синий цвет – любимый цвет мамы нашей радуги – матушки водицы глубокой. Чем больше синего ты нарисуешь, тем больше на свете будет глубокой прохлады». Мальчик плыл по морской синеве на дельфине и размышлял, что и как здесь нарисовать. Всё синее королевство – это одно море без начала и конца. Даже дух захватывает. Может больше и придумывать ничего не надо? Вот возьму и нарисую море. Пусть мне помогут домашние вещи из ванной комнаты, которые тоже любят воду. Сначала мальчик взял кусочек мыла и нарисовал им белые волны, но ничего не увидел на бумаге. Потом пропитал синей краской щётку для одежды и приложил её к листу бумаги. Получилась морская рябь и глубина. И даже мыльные волны показались.
После этого зубной щёткой нарисовал причудливые волны.
А потом плотно-плотно обмотал тонкой бельевой верёвкой пластиковую бутылку из-под шампуня, прокатил её по листу бумаги и… взволновалось море.
Задания и вопросы:
- Попробуйте нарисовать море без кисточки. Чем больше лист, тем удобнее. А ещё лучше нарисовать море на старых обоях, расстелив их на полу и прикрепив на стене.
- Придувайте свой способ изображения моря без кисточки.
- Какие цветы напоминают по цвету море?
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗЕЛЁНОЕ КОРОЛЕВСТВО
На следующее утро в небе по-прежнему сияло солнышко и сверкало в дождливых капельках Радуга. Мальчик подошёл ближе, наклонился, пригляделся и удивился:
Почему твои дуги-дороги так тесно прижались друг к другу, им же не удобно.
- Это мой волшебный секрет, - улыбнулась радуга. – в тесноте да не в обиде. Благодаря этому секрету у меня не три цвета, а целых семь. Где две дуги соединяются там два цвета смешиваются и получается ещё один – совершенно новый, который так и называется – смешанный. Если бы не было такого цветового секрета, ты видел бы только красную, синюю и жёлтую дуги – мои главные цвета. Художники их называют основными или чистыми цветами. Смотри: там, где синяя дорожка соединяется с жёлтой получается новая тропинка – зелёная. Сегодня по ней ты отправляешься в зелёное королевство.
Мальчик ухватился за дугу – лиану, спрыгнул на лесную полянку и очутился в зелёном королевстве.
Тут зелёный крокодил
Прячет хвост в зелёный ил.
Жаба толстая с лягушкой
Дружно прыгают за мушкой.
Змей колечком притворился
И под кочкою укрылся.
На лугу кузнечик скачет
Ящерка хвостом маячит,
Под дождём шуршит листва
И как щёлк блестит трава.
Мальчик поклонился на все четыре стороны:
Радуга – красавица
Вам велела кланяться.
И просила вашей краски
Нам она нужна для сказки.
Обитатели зелёного королевства удивились: «Да ведь она уже есть у тебя на палитре. Смешай синюю краску с жёлтой – и получишь зелёную. Рисуй, не жалей краску. Ведь чем больше прохладной и свежей зелени, тем уютнее отдыхать и спокойнее жить на белом свете»!
Мальчику не давал покоя цветовой спектр.
- А что получится, если смешат краски по разному: сначала много жёлтого и мало синего, а потом много синего и мало жёлтого?
- получатся разные оттенки! – закричала зелёная обезьянка. – только ты не торопись, узнаешь об этом в самом последнем королевстве.
Мальчик начал смешивать краски. Его ладошки перепачкались… Но он не стал вытирать их о джинсы. Раз – два – три! – и зелёные ладошки отпечатались на бумаге – вот и готов новый рисунок для радуги.
- Ура! – закричала обезьянка. – Получилась пальма, как настоящая
Мальчик выбрал в подарок для радуги самую красивую веточку с изумрудными листочками и отправился домой.
Задания и вопросы:
- Назовите королевство в котором был мальчик сегодня. Кто там живёт? Как живётся и отдыхается его обитателям?
- Придумайте что ещё можно нарисовать ладошками?
- Поиграйте с двумя красками – жёлтой и синей. С начало возьмите много синей и мало жёлтой, а затем наоборот. Каму какой оттенок понравился больше?
- Сравните разные оттенки зелёного – болотный, изумрудный, салатный.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ОРАНЖЕВОЕ КОРОЛЕВСТВО.
Мальчику так понравилось путешествовать и разгадывать цветовые секреты, что он чуть свет схватил палитру и помчался к радуге.
- Я вижу, тебе не терпится отправиться в новое цветное путешествие. Сегодня ты побываешь в оранжевом королевстве. Оранжевый цвет – тоже смешанный, как и зелёный. Ты можешь получить его прямо сейчас, смешав на палитре жёлтый и красный цвет. Но добыть краску в Оранжевом королевстве интереснее.
Мальчик побежал по оранжевой дуге-дороге, потом ел на оранжевые качели и с песенкой «Оранжевое небо, оранжевое море» кубарем свалился в оранжевое королевство – прямо в оранжевый бархат. Вокруг него вихрем закружились песчинки. И так остро и сладко запахло мандаринами, что мальчик почему – то вспомнил новогоднюю ёлку…
В королевстве оранжевом белки
Апельсины в саду собирают,
Мандарины усыпали ветки –
Их лисички хвостами сбивают,
Попугаи танцуют танго
Над макушкой густой абрикоса.
Канарейки душистый сок манго
Наливают в скорлупки кокоса
И плетут венки из цветков –
Королевских цветков – ноготков.
Поклонился мальчик на все четыре стороны и говорит:
Радуга – красавица
Вам велела кланяться.
И просила вашей краски
Нам она нужна для сказки.
Обрадовались жители оранжевого королевства: «Бери, мальчик, нам не жалко. Оранжевый цвет – жаркий, ароматный. Весёлый и праздничный. Чем больше оранжевой краски – тем больше радости на свете!»
Мальчику так понравилось в оранжевом королевстве, что он решил смастерить портреты в подарок лисе и белке. У лисы он попросил лоскутик, ветку, верёвочку и сделал тампон вместо кисточки. У белки мальчик взял картон, нарисовал на нём портреты рыжих подружек и аккуратно вырезал силуэты.
Жительницы оранжевого королевства были в восторге от такого подарка.
А картон – трафарет пригодился мальчику, чтобы сделать для радуги рисунок.
Он положил трафарет на лист бумаги и способом примакивания тампона нанёс краску на трафарет. Потом поднял трафарет и отпечаток лисички и белочки остался на листе.
Задания и вопросы:
- Как вы думаете с кем ещё познакомился мальчик в оранжевом королевстве?
- Чем похожи и отличаются белка и лиса?
- Угадайте какое угощение они могли приготовить мальчику?
- А какой цветок мог найти мальчик в оранжевом королевстве?
- Попробуйте сделать трафарет апельсина, лисы…
ПУТЕШЕСТВИЕ В ФИОЛЕТОВОЕ КОРОЛЕВСТВО.
В субботу утром радуга заглянула прямо в комнату к мальчику.
- Просыпайся, умывайся! Сегодня ты побываешь в фиолетовом королевстве.
Побежал мальчик по фиолетовой дуге – дороге. Бежал – бежал и снова оказался в своей комнате. Мальчик очень удивился и подумал, что заблудился. Он опять хотел побежать, но радуга его остановила с улыбкой:
- Цветное королевство может быть где угодно, даже совсем рядом. Фиолетовый цвет – цвет мечтателей и фантазёров, поэтов и сказочников. Попробуй посмотреть вокруг себя глазами художника. И ты найдёшь цветное королевство совсем рядышком!
Мальчик смотрел-смотрел и залюбовался чудесным цветком на подоконнике:
Фиалка! И лепестки у неё фиолетовые, и даже имя немного фиолетовое. Как интересно!!!
Потом понюхал ирисы в маминой вазе и заметил, что они тоже фиолетовые. Затем заглянул в холодильник и увидел там много – много разных фиолетовых вкусностей – баклажаны, виноград, сливы, чернику, ежевику, а ещё какую-то фиолетовую капусту… А в это время...
Кот Василий пошалил
И чернильницу разлил.
Промурлыкал: «Очень мило!
Как красиво – всё в чернилах!»
Кот сначала из попил,
Хвостиком в них повозил,
После окунул в них лапки –
Все четыре по порядку.
И пошёл везде гулять –
Отпечатки оставлять.
Мальчик придумал песенку:
Радуга – красавица
Вам велела кланяться.
Вам спасибо за подсказки:
Всё нам пригодится в сказке.
Мальчик хотел наказать разбойника кота, но посмотрел на фиолетовые следы и… погладил кота за подсказку. Он сам стал печатать следы – рисунки. Сначала смочил в чернилах конец катушки от ниток и стал делать отпечатки колечек.
Потом ластиком напечатал дом из кирпичей. А на кухне нашёл картофель и морковку, которые начала чистить бабушка, и начал штамповать разные узоры.
Задания и вопросы:
- Как вы думаете, сумел ли мальчик найти фиолетовое королевство в своём доме? Назовите овощи и фрукты фиолетового цвета. Какой цветок из фиолетового королевства можно подарить радуге?
- Подумайте какие краски можно смешать чтобы получить фиолетовый цвет?
- Давайте попробуем сделать штампики из овощей, а свеклой можно печатать и без краски – она и так фиолетовая.
Лыкова И. «Цветной мир»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Цветная сказка"
Презентация по реализации педагогического проекта по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста....
интегрированное занятие "Цветная сказка"
На данном занятии решаются воспитательные задачи, а также задачи по развитию речи и зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста...
Цветные сказки
"Цветнве сказки" - помогают закрепить устойчивые представления детей о цвете, развить зрительное восприятие....
Авторская программа: "Цветные сказки и краски"
Актуальность программы определяется следующими фактами: возрастающие требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению приводят к необходимости интенсификации процесса обучения с учетом ...
Авторская разработка художественно- эстетической направленности "Цветная сказка" для дополнительных занятий с детьми дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222961","at...
Материал по цветоведению "Цветная сказка"
Материал по цветоведению, для ознакомиения детей старшего дошкольного возраста....
Проект "Цветная сказка"
Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности,включая все ее виды. Широкое использование в работе с детьми классических инародных произведе...