Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.
1) Предшествующая работа:
· Рассматривание изделий, расписанных хохломой;
· Изучение элементов хохломской росписи.
2) Программное содержание:
o Обучающие задачи:
· Учить выделять элементы узора Хохлома (листок, ягодка, травка);
· Обучать приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи.
o Развивающие задачи:
· Создать условия для развития творческого мышления;
· Развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание.
Активизация словаря: хохлома, роспись, «пав», «сырое белье», узор, мастер.
o Воспитательные задачи:
· Воспитывать у детей умение видеть красоту элементов народной росписи;
· Воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев.
3) Материалы к совместно образовательной деятельности:
v Демонстрационный:
· Изделия хохломы (ложки, стаканы, блюдца, подносы);
· Иллюстрации хохломской росписи;
· Схемы элементов росписи.
v Раздаточный:
· Альбомные листы формата А4;
· Шаблоны-силуэты посуды;
· Гуашь (черная, красная, желтая, зеленая);
· Баночки с водой;
· Тряпочки для осушения кисти;
· Кисти (Белка2,3).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_khokhloma.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №68
компенсирующего вида Невского района Санкт – Петербурга
(ГБДОУ №68 компенсирующего вида Невского района Санкт – Петербурга)
Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем
по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе
«Волшебная роспись» (Хохломская роспись)
Провела воспитатель:
Савко Юлия Эдуардовна
Санкт-Петербург 2014 г.
Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.
- Предшествующая работа:
- Рассматривание изделий, расписанных хохломой;
- Изучение элементов хохломской росписи.
- Программное содержание:
- Обучающие задачи:
- Учить выделять элементы узора Хохлома (листок, ягодка, травка);
- Обучать приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи.
- Развивающие задачи:
- Создать условия для развития творческого мышления;
- Развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание.
Активизация словаря: хохлома, роспись, «пав», «сырое белье», узор, мастер.
- Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей умение видеть красоту элементов народной росписи;
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев.
- Материалы к совместно образовательной деятельности:
- Демонстрационный:
- Изделия хохломы (ложки, стаканы, блюдца, подносы);
- Иллюстрации хохломской росписи;
- Схемы элементов росписи.
- Раздаточный:
- Альбомные листы формата А4;
- Шаблоны-силуэты посуды;
- Гуашь (черная, красная, желтая, зеленая);
- Баночки с водой;
- Тряпочки для осушения кисти;
- Кисти (Белка2,3).
Ход занятия:
I.Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с волшебной росписью. Называется она – Хохломская роспись.
Давайте рассмотрим изделия, выполненные в этой росписи. – Воспитатель выставляет перед детьми хохломскую посуду.
В: Что общего у этих предметов посуды?
Дети: Эта посуда сделана из дерева, одинаковые узоры: ягоды, цветочки, лепестки, веточки.
В: Посмотрите внимательно, какие цвета использовал мастер, рисуя эти узоры?
Д: красный, черный, зеленый, желтый (золотой).
В: Сейчас я расскажу вам старинную легенду о «золотой хохломе».
Легенда о «золотой хохломе»
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.
Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.
II.В: Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
В: Кто вспомнит, что такое «пав»?
Д: Так в древности называли глину.
В: Что мастера называли «сырым белье»?
Д: Так называли заготовку из дерева.
В: Правильно. «Белье» обмазывали глиной – павом, лишнюю глину снимали – шкурили, натирали растительным маслом и ставили сушиться. Кто знает, что делали с изделием после сушки?
Д: Натирали серебром-порошком и ставили в печь.
В: Верно. Затем мастера начинали расписывать свои изделия.
III.В: Вот вы и узнали сегодня легенду о хохломе, вспомнили об истории ее создания. Теперь настало время самим поработать в качестве мастеров – художников. Сегодня вы будете расписывать шаблоны посуды – ложки и тарелки. Давайте еще раз проговорим, какие элементы используются в хохломской росписи?
Д: Ягоды, цветы, веточки, листочки.
В: Какие цвета используют мастера?
Д: Черный, красный, зеленый, желтый.
В: Давайте рассмотрим схемы выполнения узоров хохломы. – Воспитатель вывешивает на доску схемы.
В: Если мы будем изображать большой цветок, то где его лучше всего разместить?
Д: В центре.
В: А где лучше расположить маленькие цветочки и веточки?
Д: Вокруг большого узора.
Физкультминутка.
В: Чтобы наши пальчики верно нам служили, рисовали ровные и красивые узоры, давайте устроим им гимнастику.
- Сжимаем пальцы в кулак, затем разжимаем. – Движения выполняются сначала обеими руками одновременно, затем поочередно.
- «Замок» - дети переплетают пальцы, сжимают ладони.
- «Солнечные лучи» - складывают ладони и расставляют в стороны пальцы.
- «Ножницы» - разводят пальцы в стороны, затем сводят их вместе. Сначала одной рукой, затем другой, затем одновременно двумя.
- «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу.
- «Человечки бегают» - с помощью указательного и среднего пальцев.
- «Пианино» - дети имитируют игру на пианино.
В: Теперь можно приступить к рисованию. Выберите понравившийся шаблон. Схемы помогут вам вспомнить узоры хохломы. Продумайте, какой узор у вас будет и где его лучше расположить.
Дети приступают к рисованию. Воспитатель спрашивает детей, какой узор они будут рисовать и как его расположат.
По окончании рисования воспитатель раскладывает работы детей на столе.
Оценка работ.
В: Вы хорошо справились, какая у всех получилась замечательная посуда получилась.
Воспитатель спрашивает каждого ребенка, какая работа ему понравилась больше всего и почему.
Критерии оценки:
- Удачное расположение узора;
- Хорошо ли получился узор;
- Каков сам узор – мелкий или крупный.
В: Вы все очень старались. Вы настоящие мастера хохломской росписи. Вам понравилось наше путешествие в мир хохломы? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «художественно – эстетическое развитие» в подготовительной группе на тему: "Морские глубины".
Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики пальцев у детей с общим недоразвитием речи....
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе по теме "Мама - солнышко моё"
НОД по разделу "Музыка" направлена на воспитание эмоционально-эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, уважения и любви к маме....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группеТема: «Путешествие в Африку. Рисуем жирафа»....
Непосредственно –образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе «Царство королевы Весны»
Непосредственно –образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе «Царство королевы Весны»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности тема «Мимоза»(направление-художественно-эстетическое развитие) В подготовительной к школе группы компенсирующей направленности у детей с ОНР.
Предварительная работа: закрепление разных свойств бумаги (мягкость, плотность, гладкость, цвет, легко рвется и мнется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней; рассматривание иллюстраци...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по реализации ОО «Художественно – эстетическое развитие» в подготовительной группе Тема: «Березовая роща» (тема недели «Наша Родина-Россия»)
конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционных техник...
Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (музыка) На тему: «Волшебная музыка» (в подготовительной группе)
Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель. -Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся нашей любимой песенкой. - Ребята, сегодня к нам в детски...