учебно-методическое пособие для воспитателей "Значение изодеятельности в жизни дошкольника"
учебно-методическое пособие по рисованию
Работа с гуашью и акварелью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_guashyu_i_akvarelyu.docx | 19.12 КБ |
игры на развитие графических навыков | 51.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с гуашью и акварелью.
Гуашь бывает жидкая и в таблетках. Гуашь в таблетках разводят вводе – при высыхании рисунок достаточно быстро светлеет. Жидкие краски имеют более грубую основу, поэтому желательно не допускать их высыхания. В отличие от акварели, гуашь содержит в своем составе белила, которые делают ее непрозрачной, плотной, непроницаемой – иначе говоря, кроющей.
Работа гуашью не требует длительного времени для получения зримого результата , что важно в условиях дошкольного учреждения. Таким материалом можно работать без опасения выйти за края контура. «Это не «чистописание», а рисунок кистью, здесь живопись, - так говорит о технике работы гуашью педагог – учитель изобразительного искусства Б.М.Неменский, - именно такая работа скорее воспитает и организует руку, сделает пальцы чуткими к малейшим движениям».
Для жидкой гуаши лучше использовать щетинную кисть. У нее есть плоскость, тонкий край, или уголок, ею можно закрашивать плоскость разными приемами и проводить тонкие линии.
Акварель – это водяные прозрачные краски ( помните: вода – единственное для акварели растворяющее средство).
Краска ,высохнув, становится значительно бледнее ее натурального тона, поэтому нанося акварель на бумагу, мы намеренно усиливаем цвет.
Для работы в любой технике необходимо освоить следующие изобразительные средства: точку, штрих, мазок, линию, тон и цвет.
Мазок .Форма его зависит от формы волоса кисти, густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок – точку, мазок – штрих и мазок – линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок – полоску необходимый для окраски больших фигур . Плоская кисть подходит для изображения прямоугольных форм. Прикладыванием ( примакиванием) кисти к бумаге получают мазок – отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное – кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать цвет любого предмета.
Тон. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном, или видимой светлотой. Его передают штриховкой, тушевкой и окраской.
Окраска осуществляется заливкой, отмывкой и «сухой кистью». Заливка применяется для нанесения ровного тона или нескольких тонов, плавно переходящих друг в друга. Отмывка используется для окраски поверхностей, имеющих неровную светлоту. «Сухая кисть» используется для окраски изображений предметов, поверхность которых обладает светлой, неровной, шероховатой, ворсистой фактурой. Для этого необходима густая краска, которую наносят на бумагу сухой кистью скользящими движениями или тычком.
Цвет. Все цвета спектрального круга называются хроматическими . Они обладают тремя свойствами : цветовым тоном, насыщенностью и светлостью.
Цветовой тон – это оттенок, характеризующий цвет ( красный, оранжевый, желтый и т.д. ), главный признак отличающий хроматические цвета. Насыщенность – это степень выраженности цветового тона. Насыщенными называют цвета цветового круга, малонасыщенными – осветленные или затемненные цвета. Светлота – это признак , определяющий цвет как светлый или темный . В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей фиолетовый.
Кроме хроматических цветов есть цвета ахроматические – черный, белый, серый. Они обладают одним свойством – светлотой. Основными цветами считаются желтый, синий, красный. Другие цвета получают при смешении основных и называют производными или сложными . У детей посредством постоянных тренировок можно и нужно развивать навык целенаправленного создания образа. Именно это формирует способность искать, видеть художественный образ в произведениях профессиональных художников, воспринимать через форму содержание.
Мы определили три основных направления в обучении детей дошкольного возраста рисованию в « жидких техниках» :
- Знакомство с особенностями изобразительных материалов и разными техниками работы;
- Формирование необходимых умений и навыков в процессе обучения;
- Применение в самостоятельной деятельности различных методов и приемов рисования, которыми дети овладели на занятиях.
Принимая известную в дошкольной педагогике классификацию методов и приемов, мы определили как доминантные следующие:
- диалогичность;
- вхождение в образ.
Метод « диалогичности»
Помните: педагог и ребенок – собеседники. Приучая ребенка внутреннюю речь приводить во внешнюю , понятную собеседнику, педагог должен подвести его к свободным ассоциативным формам мышления и выражения и в изобразительном языке, и в сложной речи. Именно поэтому нетерпимы монолог, сообщение знаний. Наивные словесные образы детей, ассоциации – бесценный материал для педагога, который должен поддержать зарождающийся у детей интерес к сравнениям. Самостоятельному мышлению, активизировать их потребность и способность « вглядываться».
Эффективны также использование в беседах тем, отражающих личный 9 эмоциональный, визуальный, бытовой) опыт детей, а также актуализация этого опыта для осознания темы занятия (прием « эмоционального вживания»). Так , при рисовании пейзажа дети могут лечь на ковер, представить, что отдыхают на цветочной поляне , наблюдают замедленно плывущие облака, а яркое ослепительное солнце заставляет их жмуриться… А теперь они – птицы, поднявшиеся в небо. И с высоты рассматривают цветные пятна на нарядной поверхности Земли.
И мы начинаем рисовать широкие полосы на листе.
- у кого больше неба?
- Кто смотрит снизу?
- Перед кем красивым ковром раскинулась Земля?
При знакомстве с теплыми и холодными цветами также обыгрываются разные ситуации. Прохладным утром мы любуемся голубым небом, нам приятно умываться в синей речке. Греться бежим к печке, где потрескивает огонь.
Работу с новыми материалами можно нечать так: « мир устроен так, что всему надо учиться, даже волшебству. Поэтому одних инструментов мало, нужно еще уметь «колдовать» ими». И начинается « колдовство».
« Колдовать» дети учатся основным инструментом – кистью, беличьей, колонковой и щетинной. Каждая дает богатые изобразительные возможности ( проводить тонкие и широкие линии, наносить мазки разные по характеру, покрывать поверхность).
Основными живописными материалами , используемыми в ДОО , как мы уже сказали, являются акварель и гуашь. Знакомство с ними происходит на протяжении нескольких занятий.
Одинаковое ли количество воды нам понадобиться? Экспериментируем.
- Гуашь можно набрать на кисть и без воды.
- а акварель? ( нельзя)
- Вывод: вода в гуаши нужна лишь для того, чтобы краска была чуть жиже и чтобы смыть ее с кисти.
Акварель | Гуашь |
Живет в маленьких коробочках. Краски находятся Рядом друг с другом, крышками не прикрыты ( не бояться высохнуть). | Коробка – это дом, а в нем квартиры – это баночки с крышками. Краски боятся потерять влагу и высохнуть. Правило: после работы краски обязательно закрывать. |
На какое слово похоже слово « Акварель»? ( Аквариум, акваланг.) Название этой краски Образовано от слова « аква» - вода. Чем будем разводить ? Давайте проверим. | Тоже разводится водой. Этим они и похожи. |
Гуашь - краска густая. Обмакни, и кисточка нарядится в яркую одежду. Краски издалека видны, они словно отзываются на наш голос:
- Я – желтая!
А я - красная!
А акварели без воды не обойтись. Когда набираем ее на кисть , цвет не виден: он прячется в мокрых ворсинках кисти. Краска яркая, легкая, звучащая, любит воду .Да и пачкает она воду в банке меньше. А гуашь « замарашка», нужно чаще менять воду при работе с ней.
Итак, акварель – водянистая краска. Чтобы работать с ней, необходимо большое количество воды. Вода прозрачная, значит, и слой краски, наносимый на лист, должен быть прозрачен. Это еще один признак акварели.
Для закрепления понятия « прозрачность краски» проводится занятие « Воздушные шары Феи».
Дети рисуют акварелью, разведенной в небольшом количестве воды.
Предварительный просмотр:
Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы.
«ПОДБЕРИ ИЗОБРАЖЕНИЯ К ИГРУШКЕ»
Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.
Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы. Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.
Варианты игры могут быть разнообразны. Например, на картинке изображены реальные предметы, дети отбирают вырезанные из картона силуэтные изображения и накладывают на реальные изображения.
Формирование способов сличения, анализа предметов и их изображений является эффективным приемом обогащения предметных представлений. Этому способствуют игры типа «Наложи предмет на его изображение», «Составь предмет из частей», «Найди такой же предмет», «Найди такую же половинку предмета, изображения».
При этом важно учитывать индивидуальные различительные возможности зрения. При низкой остроте зрения и отсутствии навыков восприятия изображения лучше начинать работу по сличению предмета с его реальным, цветным изображением, а затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением.
«КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ НАРИСУЕТ КРУЖОЧКИ»
Цель игры: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а другая рисуется - справа – налево.
2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения.
«РАДУГА»
Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.
Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится).
Ход игры: когда все подготовлено на столах детей, воспитатель говорит, что сегодня игра будет посвящена радуге, и спрашивает, видел ли кто-нибудь радугу на улице, в какое время года это было – зимой или летом, какая погода была в это время – солнечно или только что прошел сильный дождь.
После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).
Следующим этапом можно попросить ребят нарисовать радугу самостоятельно, используя для этого акварельные краски. Если дети в группе хорошо усвоили материал и знают способы получения разных цветов из красного, синего и желтого, то они вполне могут нарисовать радугу, используя для этого только три основных цвета.
В случае если малыши к этому еще не готовы, то воспитатель просит их нарисовать данную картинку, используя уже готовые краски фиолетового, оранжевого и зеленого цветов.
«РАЗНОЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.
Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).
Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.
Если в игре участвуют только 2 или 3 человека, то на столе должны остаться 14 или 7 карточек, перевернутых цветами вниз. Они будут служить запасными для тех ребят, у которых во время игры не оказалось нужного цвета.
Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол.
«ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ»
Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.
Оборудование: маски обезьянок для каждого участника, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.
Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего. Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания. Задания для участников могут звучать следующим образом:1) отгадай, в какой руке я спрятал конфету;2) ты должен присесть на месте 10 раз; 3) ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза; 4) расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни; 5) пробежать 2 круга вокруг стола; 6) другие (в зависимости от возраста участников
"ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ" (ЦВЕТОВОЙ КРУГ»)
Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.
Оборудование: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.
Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.
2 вариант игры:
Воспитатель выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан "Золотая осень", Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.
Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать стрелку.
«ТЕПЛО-ХОЛОДНО»
Дидактическая задача: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.
Игровая задача:Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.
Игровые правила:Дети из мешочка достают билетик, на котором изображено либо солнышко, либо снежинка. Тот, кому досталось солнышко, может «купить» себе картину, нарисованную в теплых тонах, а кому снежинка – в холодных.
Игровые действия: Дети достают из мешочка и рассматривают свои билетики, потом свободно подходят к картинам на выставкеи «покупают» понравившиеся картины, но если ребенок ошибся с цветовой гаммой, то картину ему не продадут.
Результат:Каждый ребенок должен выбрать хотя бы по одной картине, если даже он ошибся в первый раз, нужно дать ему еще один шанс. По окончании игры можно попросить каждого желающего показать свою картину, рассказать в какой (теплой или холодной) гамме она написана и почему он выбрал именно эту картину.
3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине.
"ЦИРК ЗАЖИГАЕТ ОГНИ"
Цель игры: учить создавать целостную картину цирка на подмалевке, решать задачи по пространственному освоению листа. Закрепить знания детей об артистах цирка, атрибутах, используемых на представлениях. Уточнить знания о костюмах артистов: акробатов, жонглеров, клоунов, укротителей животных.
Активизация словаря детей: арена, прожекторы, дрессировщики, жонглеры и т.д.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть подмалевки арены цирка, атрибуты и инвентарь, которые артисты используют для выступлений. Затем рассматриваются фигурки цирковых артистов, их костюмы, фигурки цирковых животных. Педагог предлагает детям на подмалевке выложить цирковой номер и рассказать о нем. Необходимо оказывать детям помощь при составлении композиции на подмалевке.
"НАРОДНЫЙ КОСТЮМ"
Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях народного костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательские способности:
- умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;
- сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;
- классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины).
Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.
Активизация словаря детей: "веночек", "шаровары", "свитка"и т. д..
Ход игры:
Игра рассчитана на то, что дети знакомы со стихами Т.Г.Шевченко, украинскими народными сказками. Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов , с картинами поэта и художника Шевченко.
Педагог читает отрывок из сказок и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев народных сказок и героев зарубежных сказок.
"ПОДВОДНЫЙ МИР"
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.
"ТЕАТР"
Цель игры: познакомить детей с видом искусства - театром. Объяснить условности этого жанра: костюм, декорация, сцена. Учить детей подбирать для инсценировки декорации, костюмы для героев. Учить создавать сюжетную композицию на подмалевке, создавать театральное действие. Развивать воображение, фантазию, актерское мастерство. Упражнять в составлении связного рассказа. Активизировать словарь детей.
Предварительная работа: педагог рассказывает детям о виде искусства - театре и его особенностях: в театре существует сцена, на которой происходит театральное действие. На сцене выступают актеры, которые могут исполнять самые разнообразные роли: изображать животных и людей, сказочных героев. Для этого театральными художниками создаются костюмы. Для одного и того же спектакля могут быть созданы разные декорации и костюмы. Все актеры обязательно учат свои роли и пытаются передать образы своих героев.
Ход игры:
Педагог показывает детям подмалевки сцены и предлагает инсценировать сказку по желанию детей. Дети вспоминают героев сказки, подбирают соответствующие декорации, выкладывают на подмалевке театральное действие и рассказывают о нем.
Вариант игры:
Педагог рассматривает театральные костюмы, предлагает детям охарактеризовать этих героев, подобрать необходимые декорации, выложить на подмалевке театральное действие и рассказать о нем.
4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии.
«ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ»
Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.
Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.
Ход игры: воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями. Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.
Для закрепления названий цветов можно диск окрасить в другие цвета (например, с одной стороны в синий, с другой – в зеленый). Можно использовать и другие сочетания, помогающие ребятам в игровой форме запомнить нужные оттенки.
«КАКАЯ! КАКОЕ! КАКОЙ!»
Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.
«НА ЧТО ПОХОЖЕ»
Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.
«СОБЕРИ УЗОР»
Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.
«ПРЕВРАЩАЛОЧКА»
Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.
«КАМУШКИ НА БЕРЕГУ»
Цель игры: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.
Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).
Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: « По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»
«ВЕСЕЛЫЙ ГНОМ»
Цель игры: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Материал: картина на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.
Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.
5. Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»
Цель игры: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.
Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.
Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.
«ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС»
Цель игры: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.
«ПЕРЕВЕРТЫШИ»
Цель игры: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.
Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
6. Игры, способствующие развитию воображению, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.
Примечание: При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.
Например:
"ПРИДУМАЙ ПЕЙЗАЖ"
Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.
Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".
Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед детьми "подмалевки" 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.
Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены. В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень - не жалейте лето! Посмотрите - роща золотом одета!
Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем воспитатель рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.
Затем воспитатель читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...
Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»
Пособие представляет собой текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...