Педагогический проект на тему: "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему

Проект по ИЗОдеятельности+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx49.21 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПРОЕКТ

на тему:

«Основы народного и декоративно-прикладного искусства»

Русакова И. В.

Воспитатель д/с № 35 «Дельфин»

Руководитель курсов МГОУ

Серебрякова Л. Г.

2014 г.

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-практический.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, учитель рисования, музыкальный руководитель, родители.

База проекта: д/с № 35 «Дельфин».

Срок реализации: 2 месяца.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Проблема: как повысить уровень знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.

Цель проекта: увеличение объема знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, гжелью, жостово, хохломской и городецкой росписью, познакомить детей с историей их возникновения;
  2. вызвать интерес у детей к народному творчеству.
  • Воспитательные:
  1. воспитать у детей любовь к русскому народному декоративно-прикладному искусству;
  2. воспитать эстетические и нравственно-патриотические чувства.
  • Технические:
  1. сформировать технические умения и навыки кистевой росписи;
  2. развить внимание, творческое воображение, чувство цвета, зрительную память;
  3. активизировать тематический словарь.

Интегрированные образовательные области:

  • социально-коммуникативная;
  • познавательно-речевая;
  • физическая;
  • художественно-эстетическая.

Ожидаемые результаты проекта:

  • На уровне ребенка:
  1. знание детьми различных видов народного и декоративно-прикладного искусства;
  2. умение детей ориентироваться в различных видах росписи;
  3. развитие у детей навыков рисования узоров по мотивам народных росписей.
  • На уровне педагога:
  1. подготовка к презентации проекта;
  2. выставка рисунков и поделок детей группы №9 «Радуга»;
  3. музыкальное развлечение «Красочный базар».
  • На уровне родителей:
  1. консультации для родителей: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание  детей».

Виды деятельности:

  • Игровая деятельность:
  1. дидактические игры: «Обведи элемент и раскрась», «Найди пару», «Продолжи рисунок».
  2. ознакомление с окружающим миром.
  • Беседы: «Народное и декоративно-прикладное искусство», «Народные росписи: городец, гжель и жостово», «В гости к дымковской игрушке».
  • Развитие речи:
  1. активизировать словарь: жостово, гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, городецкая роспись, хохлома, орнамент, завиток, элемент, фон, купавка, розан и т.п.
  • Художественная литература:
  1. чтение стихотворений о декоративно-прикладном искусстве;
  2. загадывание загадок;
  3. заучивание стихов.
  • ФЭМП:
  1. ориентировка в пространстве;
  2. ориентировка на листе бумаги;
  3. умение складывать из частей целое.
  • Изобразительная деятельность:
  1. раскрашивание силуэтов красками и цветными карандашами;
  2. рисование элементов дымковской, хохломской и городецкой росписи;
  • Лепка: «Дымковский козлик», «Филимоновская лошадка».
  • Музыкальное воспитание:
  1. прослушивание народных и авторских песен о народном промысле;
  2. исполнение танца «Золотой хоровод».

Реализация проекта.

  1. Подготовительный этап.
  • Деятельность педагога:
  1. ввести детей в игровую ситуацию;
  2. сформулировать проблему;
  3. определить задачи и определяет продукт проекта.
  • Деятельность детей:
  1. вжиться в игровую ситуацию;
  2. осознать проблему;
  3. принять задачи проекта.
  1. Организация работы над проектом.
  • Деятельность педагога:
  1. помогать в решение задач;
  2. помогать планировать деятельность и организовать ее;
  3. провести консультации для родителей на тему: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание  детей».
  • Деятельность детей:
  1. объединение в группы (городец, гжель, жостово, дымка, хохлома).
  1. Практическая деятельность.
  • Деятельность педагога:
  1. практическая помощь;
  2. направлять и контролировать осуществление проекта.
  • Деятельность детей:
  1. использовать иллюстрации;
  2. работать над рисунками и поделками.
  1. Презентация.
  • Деятельность педагога:
  1. выставка детских рисунков по декоративно-прикладному искусству;
  2. музыкальное развлечение «Красочный базар».
  • Деятельность детей:
  1. готовить костюмы;
  2. рассказывать о народных промыслах;
  3. играть в народные музыкальные игры
  4. читать стихи, отгадывают загадки;
  5. исполнять песни, частушки, танцы;
  6. водить хоровод.

Роль родителей в реализации проекта:

  • чтение с детьми стихотворений и их заучивание;
  • загадывание загадок о народных промыслах, декоративно-прикладной росписи;
  • совместное с ребенком изготовление поделок.

Продукт проектной деятельности:

  • выставка детских рисунков и поделок по декоративно-прикладному искусству.

Вывод. Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.

ГЛОССАРИЙ

Гжель – это древнее, русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики. Гжель представляет собой посуду или декоративные фигурки из фаянса, фарфора или керамики, расписанную голубым или синим цветом по белому фону.

Городецкая роспись – русский народный художественный промысел, существующий с середины XIX века в районе города Городец. Городецкая роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Она традиционно украшает собой деревянные изделия – прялки, мебель, ставни, двери. Изображает жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.

Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток.

Жостово – народный  промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Завиток – закрученная линия.

Купавка – бутон цветка в городецкой росписи. Обычно рисуется красного, розового или голубого цвета.

Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Он предназначается для украшения различных предметов, строений.

Розан – устаревшее название бутона розы.

Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновская игрушка представляет собой традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п., расписанные яркими акриловыми красками (малиновый, зелёный, жёлтый цвета). Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Фон – основной цвет, пространство, на котором нанесены узоры и рисунки Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.

Элемент – часть орнамента, узора или рисунка. Элементами являются точки, круги, дуги, завитки, купавки, розаны, листья и т.п.


МОНИТОРИНГ ПО ПРОЕКТУ

       

Уровень знаний воспитанников по «Основам народного и декоративно-прикладного искусства»: высокий - 25%, средний - 59%, низкий - 16%.

84% воспитанников правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (цвет, форма, роспись). Дети научились и умеют смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеют навык работы кистями разных размеров. Закрашивают изображение в пределах контура. Самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования пользуются приемами народной росписи. Умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении.

16% воспитанников недостаточно знают виды народного декоративно-прикладного искусства. Затрудняются в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знают названия цветов, но не всегда правильно используют их для раскрашивания. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращаются за помощью к педагогу.


Литература, используемая в проектной деятельности:

  1. Баранов Е. В., Савельева А. М.  От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2009. - 64 с. вкл.
  2. Бедник Н. И. Хохлома: для мл. школ. возраста / Рис. Л. Солодовниковой. - М.: Художник РСФСР, 1980.
  3. Гаврилова В. В.,  Артемьева Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 160 с.: цв.вкл.
  5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты занятий. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 128 с,: цв. вкл.
  6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.  Изд. 3-е, переработанное и дополненое. Учебное пособие - М.: педагогическое общество России, 2007. - 176 с., илл.
  7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (для каждой возрастной группы). - М.: ИПК.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144с., 24 л., переиздание дораб. и доп.
  8. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / под ред. Т.С. Комаровой. - М.: ИПК и ПРНОМО, 2001. - 176 с.

Электронные ресурсы:

  1. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: http://nsportal.ru/
  2. Международный образовательный портал: http://www.maam.ru/
  3. Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»: http://www.ivalex.vistcom.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ на тему: «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Воспитатель МАДОУ д /с №35 «Дельфин» Русакова Ирина Викторовна

Слайд 2

Вид проекта: информационно-практический. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, учитель рисования, музыкальный руководитель, родители. База проекта: д /с № 35 «Дельфин». Срок реализации: 2 месяца. Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Проблема: как повысить уровень знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.

Слайд 3

Цель проекта: увеличение объема знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства. Задачи: Образовательные: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, гжелью, жостово , хохломской и городецкой росписью, познакомить детей с историей их возникновения; вызвать интерес у детей к народному творчеству. Воспитательные: воспитать у детей любовь к русскому народному декоративно-прикладному искусству; воспитать эстетические и нравственно-патриотические чувства. Технические: сформировать технические умения и навыки кистевой росписи; развить внимание, творческое воображение, чувство цвета, зрительную память; активизировать тематический словарь.

Слайд 4

Вывод. Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.

Слайд 5

Гжель Незатейливый узор Из оттенков краски, Глина белая, фарфор – Атрибуты сказки! Чашек круглые бока Расписав в колечки, В лепестки и облака – Изразцы для печки, Скрыта в лёгкости мазка Тайна чудо - глины. На Руси живёт века Промысел старинный.

Слайд 6

Жостово На подносе вовсе не раскраска – Словно поэтический рассказ О цветах как будто бы из сказки, Чистом воздухе и птичьих голосах. Маленькое чудо на подносе, Из цветов невиданный пожар. И ушли заботы и вопросы... Пусть пыхтит пузатый самовар! И от скуки, от зимы метельной Жостовский поднос, как будто щит, Прелестью веселой, доброй, летней – Кажется, нас с вами защитит!

Слайд 7

Хохлома Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий, Всех чудес чудесней Наша хохлома!

Слайд 8

Дымковская игрушка Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы.

Слайд 9

Городецкая роспись Городецкая роспись - как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Желтый вечер, черный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца – Чудо-роспись Городца!

Слайд 10

Филимоновская игрушка Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон.

Слайд 11

МОНИТОРИНГ ПО ПРОЕКТУ Уровень знаний воспитанников по «Основам народного и декоративно-прикладного искусства»: высокий - 25%, средний - 59%, низкий - 16%. 84% воспитанников правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (цвет, форма, роспись). 16% воспитанников недостаточно знают виды народного декоративно-прикладного искусства. Затрудняются в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знают названия цветов, но не всегда правильно используют их для раскрашивания.

Слайд 12

Литература, используемая в проектной деятельности: 1. Баранов Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2009. - 64 с. вкл . 2. Бедник Н. И. Хохлома: для мл. школ. возраста / Рис. Л. Солодовниковой . - М.: Художник РСФСР, 1980. 3. Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. 4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр . и доп. - М.: Мозайка-синтез , 2008. - 160 с.: цв.вкл . 5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты занятий. - М.: Мозайка-синтез , 2008. - 128 с,: цв . вкл . 6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненое . Учебное пособие - М.: педагогическое общество России, 2007. - 176 с., илл . 7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (для каждой возрастной группы). - М.: ИПК.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144с., 24л., переиздание дораб . и доп. 8. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / под ред. Т.С. Комаровой. - М.:ИПК и ПРНОМО, 2001. - 176 с.

Слайд 13

Электронные ресурсы: Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: http://nsportal.ru/ Международный образовательный портал: http://www.maam.ru/ Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»: http://www.ivalex.vistcom.ru/

Слайд 14

Ознакомление детей с историей развития народных промыслов Московской области

Слайд 15

Презентация «Дымковская игрушка» Рассматриваем филимоновской игрушки «Конь»

Слайд 16

Знакомство детей с хохломой Знакомство детей с городецкой росписью

Слайд 17

Рисуем «Гжель»

Слайд 18

Выставка рисунков детей группы №9 «Радуга»

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по «Развитию художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства»

Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Цель:закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи...

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

Проект на тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством».

Проект на тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством»....

Народное и декоративно - прикладное искусство в системе ценностей культуры.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью и взаимодействует с другим типом творчества - искусством профессиональных художников....

Проект «Знакомство с народным и декоративно- прикладным искусством»

Дети знакомятся с элементарными средствами выразительности в разных видах искусств (цвет, звук, форма, движения, жесты)....