Педагогический проект на тему: "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему
Проект по ИЗОдеятельности+презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 49.21 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПРОЕКТ
на тему:
«Основы народного и декоративно-прикладного искусства»
Русакова И. В.
Воспитатель д/с № 35 «Дельфин»
Руководитель курсов МГОУ
Серебрякова Л. Г.
2014 г.
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-практический.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, учитель рисования, музыкальный руководитель, родители.
База проекта: д/с № 35 «Дельфин».
Срок реализации: 2 месяца.
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Проблема: как повысить уровень знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.
Цель проекта: увеличение объема знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, гжелью, жостово, хохломской и городецкой росписью, познакомить детей с историей их возникновения;
- вызвать интерес у детей к народному творчеству.
- Воспитательные:
- воспитать у детей любовь к русскому народному декоративно-прикладному искусству;
- воспитать эстетические и нравственно-патриотические чувства.
- Технические:
- сформировать технические умения и навыки кистевой росписи;
- развить внимание, творческое воображение, чувство цвета, зрительную память;
- активизировать тематический словарь.
Интегрированные образовательные области:
- социально-коммуникативная;
- познавательно-речевая;
- физическая;
- художественно-эстетическая.
Ожидаемые результаты проекта:
- На уровне ребенка:
- знание детьми различных видов народного и декоративно-прикладного искусства;
- умение детей ориентироваться в различных видах росписи;
- развитие у детей навыков рисования узоров по мотивам народных росписей.
- На уровне педагога:
- подготовка к презентации проекта;
- выставка рисунков и поделок детей группы №9 «Радуга»;
- музыкальное развлечение «Красочный базар».
- На уровне родителей:
- консультации для родителей: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».
Виды деятельности:
- Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Обведи элемент и раскрась», «Найди пару», «Продолжи рисунок».
- ознакомление с окружающим миром.
- Беседы: «Народное и декоративно-прикладное искусство», «Народные росписи: городец, гжель и жостово», «В гости к дымковской игрушке».
- Развитие речи:
- активизировать словарь: жостово, гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, городецкая роспись, хохлома, орнамент, завиток, элемент, фон, купавка, розан и т.п.
- Художественная литература:
- чтение стихотворений о декоративно-прикладном искусстве;
- загадывание загадок;
- заучивание стихов.
- ФЭМП:
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка на листе бумаги;
- умение складывать из частей целое.
- Изобразительная деятельность:
- раскрашивание силуэтов красками и цветными карандашами;
- рисование элементов дымковской, хохломской и городецкой росписи;
- Лепка: «Дымковский козлик», «Филимоновская лошадка».
- Музыкальное воспитание:
- прослушивание народных и авторских песен о народном промысле;
- исполнение танца «Золотой хоровод».
Реализация проекта.
- Подготовительный этап.
- Деятельность педагога:
- ввести детей в игровую ситуацию;
- сформулировать проблему;
- определить задачи и определяет продукт проекта.
- Деятельность детей:
- вжиться в игровую ситуацию;
- осознать проблему;
- принять задачи проекта.
- Организация работы над проектом.
- Деятельность педагога:
- помогать в решение задач;
- помогать планировать деятельность и организовать ее;
- провести консультации для родителей на тему: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».
- Деятельность детей:
- объединение в группы (городец, гжель, жостово, дымка, хохлома).
- Практическая деятельность.
- Деятельность педагога:
- практическая помощь;
- направлять и контролировать осуществление проекта.
- Деятельность детей:
- использовать иллюстрации;
- работать над рисунками и поделками.
- Презентация.
- Деятельность педагога:
- выставка детских рисунков по декоративно-прикладному искусству;
- музыкальное развлечение «Красочный базар».
- Деятельность детей:
- готовить костюмы;
- рассказывать о народных промыслах;
- играть в народные музыкальные игры
- читать стихи, отгадывают загадки;
- исполнять песни, частушки, танцы;
- водить хоровод.
Роль родителей в реализации проекта:
- чтение с детьми стихотворений и их заучивание;
- загадывание загадок о народных промыслах, декоративно-прикладной росписи;
- совместное с ребенком изготовление поделок.
Продукт проектной деятельности:
- выставка детских рисунков и поделок по декоративно-прикладному искусству.
Вывод. Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.
ГЛОССАРИЙ
Гжель – это древнее, русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики. Гжель представляет собой посуду или декоративные фигурки из фаянса, фарфора или керамики, расписанную голубым или синим цветом по белому фону.
Городецкая роспись – русский народный художественный промысел, существующий с середины XIX века в районе города Городец. Городецкая роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Она традиционно украшает собой деревянные изделия – прялки, мебель, ставни, двери. Изображает жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.
Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток.
Жостово – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Завиток – закрученная линия.
Купавка – бутон цветка в городецкой росписи. Обычно рисуется красного, розового или голубого цвета.
Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Он предназначается для украшения различных предметов, строений.
Розан – устаревшее название бутона розы.
Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновская игрушка представляет собой традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п., расписанные яркими акриловыми красками (малиновый, зелёный, жёлтый цвета). Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.
Фон – основной цвет, пространство, на котором нанесены узоры и рисунки Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.
Элемент – часть орнамента, узора или рисунка. Элементами являются точки, круги, дуги, завитки, купавки, розаны, листья и т.п.
МОНИТОРИНГ ПО ПРОЕКТУ
Уровень знаний воспитанников по «Основам народного и декоративно-прикладного искусства»: высокий - 25%, средний - 59%, низкий - 16%.
84% воспитанников правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (цвет, форма, роспись). Дети научились и умеют смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеют навык работы кистями разных размеров. Закрашивают изображение в пределах контура. Самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования пользуются приемами народной росписи. Умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении.
16% воспитанников недостаточно знают виды народного декоративно-прикладного искусства. Затрудняются в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знают названия цветов, но не всегда правильно используют их для раскрашивания. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращаются за помощью к педагогу.
Литература, используемая в проектной деятельности:
- Баранов Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2009. - 64 с. вкл.
- Бедник Н. И. Хохлома: для мл. школ. возраста / Рис. Л. Солодовниковой. - М.: Художник РСФСР, 1980.
- Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 160 с.: цв.вкл.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты занятий. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 128 с,: цв. вкл.
- Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненое. Учебное пособие - М.: педагогическое общество России, 2007. - 176 с., илл.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (для каждой возрастной группы). - М.: ИПК.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144с., 24 л., переиздание дораб. и доп.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / под ред. Т.С. Комаровой. - М.: ИПК и ПРНОМО, 2001. - 176 с.
Электронные ресурсы:
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: http://nsportal.ru/
- Международный образовательный портал: http://www.maam.ru/
- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»: http://www.ivalex.vistcom.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вид проекта: информационно-практический. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, учитель рисования, музыкальный руководитель, родители. База проекта: д /с № 35 «Дельфин». Срок реализации: 2 месяца. Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Проблема: как повысить уровень знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.
Цель проекта: увеличение объема знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства. Задачи: Образовательные: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, гжелью, жостово , хохломской и городецкой росписью, познакомить детей с историей их возникновения; вызвать интерес у детей к народному творчеству. Воспитательные: воспитать у детей любовь к русскому народному декоративно-прикладному искусству; воспитать эстетические и нравственно-патриотические чувства. Технические: сформировать технические умения и навыки кистевой росписи; развить внимание, творческое воображение, чувство цвета, зрительную память; активизировать тематический словарь.
Вывод. Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.
Гжель Незатейливый узор Из оттенков краски, Глина белая, фарфор – Атрибуты сказки! Чашек круглые бока Расписав в колечки, В лепестки и облака – Изразцы для печки, Скрыта в лёгкости мазка Тайна чудо - глины. На Руси живёт века Промысел старинный.
Жостово На подносе вовсе не раскраска – Словно поэтический рассказ О цветах как будто бы из сказки, Чистом воздухе и птичьих голосах. Маленькое чудо на подносе, Из цветов невиданный пожар. И ушли заботы и вопросы... Пусть пыхтит пузатый самовар! И от скуки, от зимы метельной Жостовский поднос, как будто щит, Прелестью веселой, доброй, летней – Кажется, нас с вами защитит!
Хохлома Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий, Всех чудес чудесней Наша хохлома!
Дымковская игрушка Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы.
Городецкая роспись Городецкая роспись - как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Желтый вечер, черный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца – Чудо-роспись Городца!
Филимоновская игрушка Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон.
МОНИТОРИНГ ПО ПРОЕКТУ Уровень знаний воспитанников по «Основам народного и декоративно-прикладного искусства»: высокий - 25%, средний - 59%, низкий - 16%. 84% воспитанников правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (цвет, форма, роспись). 16% воспитанников недостаточно знают виды народного декоративно-прикладного искусства. Затрудняются в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знают названия цветов, но не всегда правильно используют их для раскрашивания.
Литература, используемая в проектной деятельности: 1. Баранов Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2009. - 64 с. вкл . 2. Бедник Н. И. Хохлома: для мл. школ. возраста / Рис. Л. Солодовниковой . - М.: Художник РСФСР, 1980. 3. Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. 4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр . и доп. - М.: Мозайка-синтез , 2008. - 160 с.: цв.вкл . 5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты занятий. - М.: Мозайка-синтез , 2008. - 128 с,: цв . вкл . 6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненое . Учебное пособие - М.: педагогическое общество России, 2007. - 176 с., илл . 7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (для каждой возрастной группы). - М.: ИПК.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144с., 24л., переиздание дораб . и доп. 8. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / под ред. Т.С. Комаровой. - М.:ИПК и ПРНОМО, 2001. - 176 с.
Электронные ресурсы: Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: http://nsportal.ru/ Международный образовательный портал: http://www.maam.ru/ Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»: http://www.ivalex.vistcom.ru/
Ознакомление детей с историей развития народных промыслов Московской области
Презентация «Дымковская игрушка» Рассматриваем филимоновской игрушки «Конь»
Знакомство детей с хохломой Знакомство детей с городецкой росписью
Рисуем «Гжель»
Выставка рисунков детей группы №9 «Радуга»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние, оказываемое на формирование душевных качеств детей окружающих предметов, характерных для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства».
Выступление для педсовета....
Опыт работы по «Развитию художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства»
Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Цель:закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи...
Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...
Проект на тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством».
Проект на тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством»....
Народное и декоративно - прикладное искусство в системе ценностей культуры.
Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью и взаимодействует с другим типом творчества - искусством профессиональных художников....
Проект «Знакомство с народным и декоративно- прикладным искусством»
Дети знакомятся с элементарными средствами выразительности в разных видах искусств (цвет, звук, форма, движения, жесты)....
Методические рекомендации и презентация на тему "Ознакомление детей дошкольного возраста с народным и декоративно-прикладным искусством"
Мини-проект по теме "Народное и декоративно-прикладное искусство"...