Проект «Знакомство с народным и декоративно- прикладным искусством»
проект по рисованию (младшая группа)

Ситникова Наталия Витальевна

 Дети знакомятся с элементарными средствами выразительности в разных видах искусств (цвет, звук, форма, движения, жесты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_narodnym_i_dekorativno.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Знакомство с народным и декоративно- прикладным искусством»

Автор проекта: воспитатель д/с Костино Ситникова Н.В.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: воспитатели, старший воспитатель .

Возраст детей: 3-4 года.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Готовить детей к восприятию произведений искусств, выделению их из окружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусств (цвет, звук, форма, движения, жесты), подводить к различию разных видов искусства.

Цель проекта: Развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности, учить видеть красоту цвета и народных игрушек (дымковских). Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Задачи проекта

Для детей: 

  • Развивать умение видеть красоту цвета в народных игрушках;
  • Вызывать положительный эмоциональный отклик на произведения искусства;
  • Развитие коммуникации;
  • Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать узорами силуэт игрушек, разных предметов, вырезанных воспитателем;

Для педагогов:

  • Развитие речи и речевого творчества детей;

Для родителей:

  • Поддержать интерес ребенка через включение в совместную деятельность, а также помощь в создании авторских работ, роспись матрешек  (дымковской и филимоновской росписью)

Для социальных партнеров:

  • Познакомить детей с произведениями художественной литературы, в которых говориться о росписи дымковских и филимоновских игрушек.

Формы проведения итоговых мероприятий проекта: Открытие выставки готовых работ, создание группового музея кукол (коллекция кукол-оберегов, матрешек, дымковских игрушек).

Название игрового мероприятия проекта: «Матрешки»

Продукты проекта

Для детей:

  • Выставки рисунков матрешек, росписи дымковских, филимоновских игрушек;

Для педагогов:

  • Фотоальбом;

Для родителей:

  • Авторские рисунки матрешек, совместное изготовление кукол-оберегов;

Для социальных партнеров:

  • Размещение в групповом музее экспозиций, созданных детьми вместе с родителями.

Ожидаемые результаты по проекту.

Для детей:

  • Создание экспозиции в групповом музее кукол;

Для педагогов:

  • Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

Для родителей:

  • Презентация авторских рисунков, совместных расписных работ;

Для социальных партнеров:

  • Приглашение в групповой музей.

Знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством  во II-й младшей группе

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Эта работа должна быть систематической и целенаправленной, и организовываться в каждой возрастной группе детского сада.

Готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различию разных видов искусства через художественный образ. Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства. Изобразительная деятельность: развивать умение видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки). Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов). Рисование: приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем, и разных предметов.

К концу учебного года дети уже могут: проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, знать названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка).

Также в детском саду проводятся следующие занятия:

1. Рельефная лепка «Филимоновские игрушки» (Знакомство с филимоновской игрушкой. Рассматривание, обследование, сравнение, обыгрывание разных фигурок (петушок, курочка, медведь, лиса, барыня и др.). Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса.)

2. Рисование «Филимоновские игрушки» (Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса) (см. приложение 1).

 В младшей группе дети учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее учим делать клетки – пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.

В работе с детьми широко использую такие формы, как:

  • Создание в группе музей кукол (коллекция кукол от оберёга, матрешки, дымковские игрушки) и др; (см. приложение 2)
  • рассказы, беседы по ознакомлению с народным творчеством;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов;
  • проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек. Яркие, сказочные образы декоративно-прикладного искусства побуждают эмоционального дошкольника воплощать чувства и мысли в собственных изделиях;
  • продуктивная деятельность (после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла).

В свободной деятельности использовались серии альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»).

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки-потешки, хороводы, народные игры и т.д. Поэтому в группе создан мини-музей народной игрушки, целями деятельности которого являются: приобщение детей к миру искусства, знакомство с народной игрушкой (дымковская, филимоновская, матрешка), развитие художественного вкуса, предоставление условий для самостоятельной творческой деятельности, совместных дидактических игр. Музей находится в групповой комнате, в зоне уголка природы.  Экспонаты обитают на полочках. Стена оформлена в виде  осеннего пейзажа: облачное, дождливое небо ,солнышко спряталось за тучку, в центре из осенних листьев сделана» Королева осень» . Там же расположены куклы оберёги, выполненные совместно с родителями (см. приложение 3). На полочках в нижнем ряду – материалы для самостоятельной художественной деятельности. В музее также размещены: иллюстративный материал, дидактические игры. Все выставленные объекты доступны детям. На базе мини-музея организовываются кратковременные выставки. Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие.

Воспитателем изготовлены дидактические игры по ознакомлению с дымковской игрушкой: «Сложи узор» (цель: закреплять знания о характерных особенностях и технике росписи дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение складывать узор из отдельных элементов по образцу); «Найди дымковскую игрушку» (цель: расширять знания о характерных особенностях дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение отличать дымковскую игрушку от других видов росписи; развивать эстетический вкус; учить видеть красоту росписи народной игрушки).

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не созданного произведения. Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений и др.) не может. Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются выставки детских рисунков, поделок. Они систематически организуются в детском саду, в  групповых помещениях. При этом выставляются произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо владеет навыками изобразительной деятельности. Такие выставки радуют и детей, и родителей.

Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства и подбор иллюстративного материала. Во 2 младшей вниманию родителей были представлены консультации: «Ознакомление с дымковской игрушкой», «Народная игрушка в жизни дошкольника», «Домашние занятия по рисованию и лепке» и другие; специальная литература, фотографии, открытые просмотры занятий по ознакомлению с дымковской игрушкой, совместная выставка «Красота дымки» в мини-музее группы; совместное посещение выставок в изостудии. Воспитатели группы расширяют свои знания, читая специальную искусствоведческую литературу, справочники. В группе подобран наглядный и иллюстративный материал: репродукции, фотографии, изделия и т. д. В проекте о декоративно- прикладном искусстве составлена презентация по художественно эстетическому воспитанию детей 2 мл.гр. »Знакомство с дымковской игрушкой».Позволяющей приблизить детей к народному искусству.

Цель презентации: Развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских). Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Задачи:

  1. Познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.
  2. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т.д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой и т.д.); формировать навыки аккуратной работы.
  3. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки, радость от созданного изображения.

Актуальность: Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинства предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

 В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость. Изображая игрушку, ребёнок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это, в свою очередь, вызывает стремление лучше изобразить предмет. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально положительную окраску.

В заключении, хочется сказать, что народное и декоративно – прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно  – образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.

Презентация (см. приложение 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по «Развитию художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства»

Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Цель:закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи...

Проект на тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством».

Проект на тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством»....

Знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством во II-й младшей группе

Знакомство с народным и декоративно- прикладным исскуством во 2 мл группе...

Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр

Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр...

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.

Методическое обеспечение рекомендовано для работы в детском саду....