«Влияние, оказываемое на формирование душевных качеств детей окружающих предметов, характерных для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства».
материал по теме
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете на тему:
«Влияние, оказываемое на формирование душевных качеств детей окружающих предметов, характерных для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства».
Подготовила: Бурмистрова Н.Г.
21.12.2005г.
В современном сложном и неспокойном мире понятие «нравственные ценности» стало очень актуальным. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Уже в младших группах мы приобщаем детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве). Также знакомим с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками, с народно-прикладным искусством: хохлома, городец, дымка, каргапольской и филимоновской игрушкой, гжелью.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, загадками и сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то образом сочетаются слово и музыкальный ритм напевности; в потешках, прибаутках, закличках звучит ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Очень важно знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Декоративная роспись, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. У детей развивается эмоциональная отзывчивость к прекрасному, будь то красота окружающей природы или красота предметов быта и народных промыслов. Дети учатся различать красивое в окружающем мире. У детей возникает желание повторить увиденное, почувствовать радость творчества. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде. Дети учатся понимать, что человек — часть природы, а это является основой гармоничного развития личности.
Обобщая сказанное, можно заключить, что наша цель состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным бытом"
Ознакомление старших дошкольников с русским народным бытом через проектную деятельность....
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства».
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства» дает развитие ребенка в различных областях: это и патриоти...
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок.
Статья: Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок. Автор: О.В. Отченаш, воспитатель ГБДОУ детский сад № 52 Фрунзенского района Санкт-Петербу...
Проект "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок"
Данный проек расчитан для детей младшего дошкольного возраста и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредствам приобщения их к русским народным сказкам....
План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....
Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...