Проект на тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством».
проект (младшая группа) на тему
Проект на тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_doshkolnikov_s_narodnym_i_dekorativno-prikladnym_iskusstvom.docx | 61.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
На тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством».
Автор проекта: Мокерова Н.С.
Тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий.
Участники: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Сроки реализации: декабрь 2014г. – апрель 2015г.
Актуальность проекта:
Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника.
Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Цель:
Развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских). Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
Задачи:
- Познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.
- Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т.д.); формировать навыки аккуратной работы.
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки, радость от созданного изображения.
Формы проведения:
- Игровая деятельность:
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализация;
- подвижные игры;
- упражнение на дыхание;
- упражнение на развитие мелкой моторики рук.
11. Познавательная деятельность:
- формирование целостной картины мира;
- ФЭМП.
111. Беседы.
1V. Труд.
V. Коммуникация.
V1. Творческое рассказывание.
V11. Художественное творчество:
- Рисование.
- Лепка.
- Аппликация.
V111. Работа с родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме
2 этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о дымковской игрушке.
3 этап – заключительный.
- Оформление результатом проекта в виде презентации.
- Проведение, совместно с родителями, итогового мероприятия «Мастерская «Дымковская игрушка».
- Организация выставки «Красота дымки».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Расширение кругозора детей о дымковской игрушке.
- Улучшение предметно-развивающей среды.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Комплекс мероприятий:
Месяц | Тема | Задачи | Материалы и оборудование |
Декабрь | Познавательная деятельность. «Знакомство с дымковской игрушкой». | Познакомить детей с дымковской игрушкой, формировать интерес к изобразительному и прикладному искусству, народному творчеству, учить замечать яркость образов, выделять форму, цвет, элементы украшения | Выставка дымковских игрушек.
|
Рисование. «Дымковские узоры». | Учить детей рисовать точки и линии, создавать выразительные узоры на бумаге; закреплять знания о цвете; прививать желание рисовать. | Краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, листы бумаги, дымковские игрушки, образцы дымковских узоров, тычки. | |
Январь | Аппликация. «Украсим дымковского коня». | Учить аккуратно наклеивать предметы круглой формы, пользоваться салфеткой, видеть красоту дымковской игрушки. | Бумажные силуэты коня, круги разного цвета, кисти, клей, салфетки, дымковские игрушки. |
Февраль | Рисование. «Роспись дымковского коня». | Продолжать учить рисовать предметы округлой формы, работать кистью (правильно держать кисть, обмакивать ее всем ворсом, снимать лишнюю краску о край баночки); закреплять знание цветов (красного, зеленого, желтого, синего); вызывать желание рисовать дымковские узоры. | Бумажные силуэты коня, кисти, краски, стаканы с водой, салфетки, игрушки, образцы дымковских узоров. |
Аппликация. «Уточка с утятами». | Учить выбирать большой и маленькие силуэты уточек, аккуратно наклеивать готовые формы в определенных частях листа. | Иллюстрация «Уточка с утятами» (из презентации «Дымковская игрушка»), бумага голубого цвета, вырезанные формы (больших и маленьких) уточек, клей, кисти, салфетки. | |
Март | Рисование. «Украсим дымковскую уточку». | Продолжать знакомить с дымковской игрушкой, особенностями узора; учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки с помощью приспособлений (тычков), любоваться окружающими предметами. | Бумажный силуэт дымковской уточки, образец педагогического рисунка, краски, кисти, тычки, салфетки, стаканы с водой. |
Лепка. «Дымковская уточка-Марфуточка». | Формировать умение передавать в лепке образ уточки, форму частей тела, головы, хвоста; закреплять прием прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик), умение украшать уточку дымковскими узорами; развивать желание рассказывать о том, что сделали. | Пластилин, доски для лепки, стеки, дымковские уточки.
| |
Апрель | Рисование. «Дымковский узор «Солнышко». | Учить детей рисовать узор «Солнышко» с помощью кисти и печатки-тычка, последовательно выполнять узор, воспитывать интерес к рисованию. | Краски, кисти, маленькая и большая печатка-тычок, бумага. |
Рисование. «Мастерская «Дымковская игрушка»». | Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить детей украшать выбранные силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Развивать моторику руки. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца. | Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить детей украшать выбранные силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Развивать моторику руки. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца. |
В ходе реализации проекта были разработаны и изготовлены:
1. Конспект занятия: "Игрушки в гости к нам пришли"
2. Конспект занятия: «Красивый полосатый коврик»
3. Конспект занятия: «Дымковская лошадка»
4. Конспект «Дымковская игрушка»
5. Конспект занятия: «В гости к Танечке пойдем!»
6.. Комплексы упражнений и игр
7. Подвижные игры
8. Игра малой подвижности «Гуленьки»
9. Консультация для родителей: «Ознакомление с дымковской игрушкой»
10. Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Библиография:
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации –М: Скрипторий, 2008. г.
Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество 2-е изд. М. Просвещение, 2006 г.
Князева О. А. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – Спб: Акцидент, 1997 г.
Лялина Л. А. Народные игры в детском саду – М. ТЦ. Сфера, 2009г.
Народное искусство в воспитании детей – Под ред. Комаровой Т.С.М.
Соломенникова О. А. Радость творчества –М: Мозаика – Синтез, 2008 г.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Т. А. Бударина, О. А. Маркеева и др.
Конспекты занятий и сценариев календарно- обрядовых праздников. Методические пособия для педагогов дошкольных образовательных учреждений. 3-е изд. Переработанноеи дополненное –С П б: « Детство – Пресс» 2009 г. Рекомендовано Мин. Образования РФ
Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.
В заключении, хочется сказать, что народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.
Конспект занятия: "Игрушки в гости к нам пришли"
Задачи:
Закрепить знания детей о любимых игрушках. Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь. Использовать полученные знания в речевом общении. Воспитывать любовь детей к игрушкам, воспитывать дружелюбие, вызвать интерес, любознательность.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Игровая ситуация:
- Ребята, вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Воспитатель вносит коробку с игрушками с прикрепленными к ручке коробки воздушные шары..)
Ребята как нужно приветствовать гостей? Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!
2. Дидактическое упражнение «Познакомься и назови ласково».
Ребята, вы любите играть с игрушками? Давайте будем с ними знакомиться и ласково их называть.
Воспитатель показывает и спрашивает:
-Кто это? (Кукла-куколка, кошка-кошечка и т. д.). А как вы с куколкой играете? (Качать, кормить, одевать, расчесывать и т. д.). А чем можно угостить наших гостей? Спросить ребенка кому что дать?
3. Дидактическое упражнение «Хорошо - плохо».
Предложить детям рассказать о том, где они хранят игрушки (в группе и дома) и кто их убирает на место, как нужно обращаться с игрушками.
Прочитать рифмовку и продолжить фразу после многоточия.
Если ты сломал машинку,
Мишке лапу оторвал,
Если бросил ты игрушки и ногою их пинал.
Скажут дети:
-Плохо.
Ну, а если ты игрушки
Не бросаешь, не ломаешь
И на место убираешь-
Это очень - хорошо!
Давайте поиграем в игру «Плохо - хорошо»
Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть вам поступки, а вы скажете хорошо это или плохо».
Рвать книжки… плохо.
Любить книжки… хорошо.
Пинать машинку… плохо.
Чинить машинку… хорошо.
Разбросать игрушки… плохо.
Собрать игрушки… хорошо.
Физкультминутка.
Воспитатель показывает игрушку и говорит, что она приглашает ребят покататься на поезде.
Дети становятся за воспитателем и имитируют движение паровоза, руками, согнутыми в локтях. Звучит музыка «Паровоз».
Делаем круг по группе. Останавливаемся, и дети садятся на стульчики.
4. Дидактическое упражнение «Чего не стало и что изменилось? »
Ребята, игрушки хотят поиграть с вами в прятки.
Посмотрите на эти игрушки (4-5 шт.) и постарайтесь запомнить.
А теперь закройте глазки (Воспитатель убирает одну игрушку) .
Откройте глазки, посмотрите и скажите. Какой игрушки не хватает. ( Проводится 2 - 3 раза, а затем игрушка не убирается, а переставляется. Дети отвечают на вопрос: «Что изменилось? »
5. Игра «Послушай и покажи» (Стихи Агнии Барто из цикла «Игрушки»)
Ребята, а ведь мы еще знаем стихи про игрушки. Давайте внимательно послушаем стихотворение и найдем ту игрушку, про которую говорится в нем. (1-2 стихотворения)
Вам понравились игрушки, которые пришли к нам в гости? Вы все молодцы! Замечательно рассказывали стихи, были очень дружными, внимательно меня слушали.
А теперь давайте покажем нашим гостям-игрушкам, как мы умеем танцевать.
Звучит веселая музыка.
Конспект занятия: «Красивый полосатый коврик»
Программное содержание:
Познакомить детей с дымковскими игрушками. Учить рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно; хорошо набирать краску на кисть; тщательно промывать кисть; рисовать другим цветом аккуратно, Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов. Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведение искусства.
Словарь: дымковская игрушка, барышня, козлик, конь, олень, полосатый.
Предварительная работа: Упражнять детей в рисовании прямых линий одного цвета; рассматривание полосатых платочков, тканей.
Материалы к занятию: листы бумаги квадратной формы. Образцы полосатых ковриков. На каждый стол по 2 разные, хорошо сочетающиеся краски; банки с водой, салфетки.
Ход занятия:
Появление в группе дымковской барышни. Дымковская барышня рассказывает о своей жизни и показывает детям изображения дымковских игрушек, которые живут в ее городе (козлик, олень, свинья, конь). Воспитатель предлагает детям назвать все игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что игрушки нарядные, ярко украшенные. Предлагает детям сделать подарки для жителей Дымкова – красивые полосатые коврики.
На мольберте 3-4 образца полосатых ковриков (двухцветных). Обратить внимание на направление полосок. Образцы убрать. Показать приемы рисования полосатого коврика: сначала нужно провести слева направо полоски одного цвета на небольшом расстоянии друг от друга (подчеркнуть слитность движений, своевременное обмакивание кисти в краску, затем надо хорошо промыть кисть, обмакнуть ее в другую краску и рисовать полоски другого цвета.
В конце занятия все рисунки рассмотреть, отметить разнообразие цветовых сочетаний, сказать, что коврики получились очень красивые. Они очень понравятся дымковским игрушкам.
Конспект занятия: «Дымковская лошадка»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с дымковской росписью, ее элементами – кругами разного размера. Закреплять умение рисовать круги. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя все пространство силуэта. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.
Словарь: дымковская игрушка, конь, силуэт.
Предварительная работа: Рассматривание образцов дымковской игрушки, украшенных различными кругами.
Материалы к занятию: листы бумаги с контурами дымковской лошади, гуашь по одному цвету на ребенка, кисти, силуэт лошадки.
Ход занятия:
В группе появляется дымковская лошадка. Она рассказывает детям о том, что ее друзья гуляли под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь веселые лошадки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые. Лошадка спрашивает детей, смогут ли они помочь ее друзьям. Дети рассматривают лошадку, воспитатель обращает внимание, что узор выполнен по всей игрушке. Воспитатель спрашивает детей, какими узорами украшена лошадка. Обращает внимание детей, что круги разного размера. Воспитатель предлагает детям взять кисти и в воздухе показать, как нужно рисовать круги. Дети выполняют кругообразные движения. На мольберте показывает один ребенок способ закрашивания.
Во время рисования воспитатель напоминает детям, что круги располагаются по всему силуэту лошадки.
В конце занятия лошадка благодарит детей, говорит, что ее друзья снова стали веселыми и нарядными.
Конспект занятия: «В гости к Танечке пойдем!»
Программное содержание: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой, учить детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги, колечки. Закреплять умение правильно пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Продолжать учить использовать тычок для создания узора. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, разнообразие форм и цвета, развивать эстетическое восприятие.
Словарь: кокошник, тычок, барышня.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, рассматривание нарядов барышень.
Материалы к занятию: Листы бумаги, сложенные пополам, с контурным изображением лошадки, кота, курочки, собаки, дымковской барышни; гуашь 4-х цветов, тычок.
Ход занятия:
В гости к детям приходит дымковская барышня Машенька. Воспитатель собирает малышей, говорит: <<Посмотрите, кто пришел к нам. Это наша знакомая дымковская барышня Машенька>>. Барышня здоровается с детьми, спрашивает, можно ли ей посмотреть у них игрушки.
Дети показывают игрушки, среди которых Машенька замечает телефон, спрашивает, можно ли ей позвонить соей подружке Танюшке. Дети разрешают. Машенька говорит в трубку: <<Здравствуй, Танюшка. Я очень по тебе соскучилась и скоро приду к тебе в гости>>. Машенька благодарит ребят прощается и уходит.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, приготовленные к занятию, и спрашивает их: <<Как Танюшка будет готовиться к приходу подружки? (Подвести детей к тому, что Танюшка испечет пироги, наденет красивый наряд: кокошник, кофту, юбку). Хотите оказаться дома у Танюшки? Закройте глаза. – Воспитатель считает: раз, два, три>>. Дети открывают глаза – перед ними появляются дом, Танюшка (силуэт дымковской барышни на белой бумаге) и силуэты коня, курочки, собаки, кота.
Воспитатель: <<Стала Танюшка пироги печь, а ее друзья ей помогать, но она очень спешила, засыпала друзей мукой, и не стало на них видно ни точек, ни полосок. Потом захотела нарядиться так же красиво, как Маша, но потеряла ключик от сундучка, где лежат ее наряды. Вы хотите помочь Танюшке? Какого цвета будут кокошник, кофта, юбка? Ей бы очень хотелось, чтобы узоры на ее юбке были такие же, как и на Машиной. Чем будем украшать кота, лошадку, курочку, собачку? Покажите, как вы будете рисовать круги, колечки, полоски, точки? Чтобы точки получились красивыми, лучше вместо кисточки взять тычок>>.
Дети выбирают, кому они будут помогать, садятся за столы. Украшают узорами силуэты животных, одежду Танюшки. Воспитатель помогает им.
Маша приходит в гости к Танюшке: <<Как у тебя красиво! Какая ты нарядная! А кто это? >>
Воспитатель знакомит Машу с Таниными друзьями, читая потешки:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
Конь ретивый,
С длинной гривой,
Скачет, скачет по полям.
Тут и там, тут и там.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди>>.
А про курочку читает стихотворение К. И. Чуковского:
«Курочка красавица»
У меня жила.
Ах, какая умная
Курица была!
Шила мне кафтаны,
Шила сапоги,
Сладкие, румяные
Пекла мне пироги.
А когда управится,
Сядет у ворот,
Сказочку расскажет,
Песенку споет.
Машенька радуется, отмечает, как красиво расписаны узорами друзья Танюши и ее наряд. Она просит детей назвать цвета красок, использованных для росписи, показывая то на один, то на другой элемент, или игрушку в целом.
Танюшка благодарит детей за помощь, предлагает вместе потанцевать. Затем прощается, приглашает снова приходить к ней в гости.
Дети любуются расписанными игрушками, затем уносят их в игровой уголок.
Конспект по изобразительной деятельности во 2 младшей группе.
«Дымковская игрушка»
Программное содержание
Расписывать силуэтные формы дымковским узором.
- Располагать элементы равномерно по всей плоскости силуэта, чередуя их по форме, цвету.
- Использовать характерные для росписи яркие цвета: голубой, красный, оранжевый, зеленый, синий, черный.
- Актуализировать умение детей рисовать широкие линии плашмя, узкие линии концом кисти.
Развивающие задачи
продолжать развивать представление детей о дымковской росписи
развивать умение детей использовать знакомые элементы ( круги, кольца,
точки – горошины, мазки, примакивание, полоски, широкие, узкие, волнистые линии).
- развивать чувство цвета, ритма, композиции.
Воспитательные задачи воспитывать интерес к предметам декоративно - прикладного искусства.
Активизация словаря
- дымковская игрушка, примакивание, роспись, узор, шаблон, барышня.
Демонстрационный материал:
- дымковские игрушки ( лошадки , деревенские- барышни матрешки, свистульки , иллюстрации.
- матрешки, расписанные в дымковский узор
Раздаточный материал
гуашь необходимых цветов, кисти по количеству детей, тряпочки, баночки с водой, ватные тампоны, шаблоны матрешек лошадок барышень.
Предварительная работа
беседа о дымковской игрушке.
- рассматривание предметов декоративно - искусства.
- рассматривание иллюстраций.
Проведение дидактических игр «Дымковский узор»
- «Укрась конька» «Наряди дымковскую барышню.
- Лепка « дымковская матрешка».
Ход занятия
Воспит- ль.
Много на Руси есть умельцев народных. Изготавливают они игрушки для забав детских. А игрушки – то не простые. Лепят их из глины красной выбеленной мелом , разведенном на снятом молоке обжигают в печи жаркой разрисовывают их красками веселыми.
- о каких игрушках я сейчас рассказала?
(ответ детей).
Воспит- ль.
- как вы догадались?
Снимаю салфетку с игрушек стоящих на подносе.
- Полюбуйтесь, вот они: игрушечные лошадки , деревенские- барышни матрешки, свистульки все эти игрушки расписаны дымковским узором. – сегодня мы будем как настоящие дымковские мастера и будем расписывать матрешек, а сейчас давайте вспомним еще раз и рассмотрим какими красками любят рисовать дымковские мастера? (ответ детей).
Воспит- ль.
-Какими элементами украшали они свои игрушки? Правильно кольцами, точечками, кружочками молодцы. Ребята обратите внимание, как составлен узор, он расположен по всей плоскости например у конька и на ножках , и на спинке, и на шее. Давайте рассмотрим наших красивых барышней, матрешек узоры все разные, поэтому игрушки все разные и такие красивые. Вот и мы с вами должны сами придумать узор, но чтобы он обязательно был похож на дымковский. Я ваши рисунки отправлю дымковским мастерам, и они по вашим рисункам создадут такую же матрешку, какую вы нарисуете.
- На ваших столах лежат готовые шаблоны матрешек, лошадок, барышень. Подумайте какую из них вы бы хотели расписать ( опрос 3-4 человек)
( воспит-ль задает выборочно детям вопросы)
- Какими элементами ты будешь разрисовывать свою лошадку? Как ты их расположишь?
-Как раскрасишь юбку?
- как вы будете рисовать широкие и узкие линии ?
- да конечно широкие линии рисуем плашмя, а узкие линии рисуем концом кисти
- А как быстро можно нарисовать точки – горошины? ( ватным тампоном )
- начинайте рисовать.
2 часть.
Работа детей. Использую наглядные методы , показ способов действий ( рисую элемент дымковского узора) также использую словесный метод – подсказка. Индивидуально подхожу к ребенку.
3 часть.
Анализ детских работ ( все работы необходимо расположить перед глазами детей)
Воспит- ль
- ребята у всех игрушки получились разные Похожа ли вот эта игрушка на дымковскую?
-как вы догодались ?
- Как нарисованы эти широкие и тонкие линии? ( кистью плашмя и концом ) Отметить индивидуальные особенности работ. Молодцы ребята сейчас давайте вы мне поможете убрать со столов краски, кисти, а потом вместе с вами подпишем рисунки и отправим их дымковским мастерам, а они вам потом пришлют фотографии, какие получились замечательные игрушки.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ИГР
Комплекс ОРУ «Гули-гуленьки»
К детям гуленьки прилетели,
Детям гуленьки песню спели: —
Детки малые, не шалите,
Детки малые, подходите.
Вокруг нас в кружок вставайте,
В кругу место занимайте.
Будем вокруг вас летать, Будем с вами мы играть.
1. «Гуленьки греют крылышки на солнышке»
И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед; по ворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо». Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.
2. «Летают гули-гуленьки»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи: одна рука вперед, дру гая — назад, слегка пружиня колени; после 3—4-х движений рук — отдых. Вернуться в и. п. Приучать к большой амплитуде. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.
3. «Гуленьки клюют крошки»
И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, смотреть вниз; руки отвести назад-вверх, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
4. «Скачут-пляшут гуленьки»
И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Легкое подпрыгивание и встряхивание кистями рук. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой после 6—8 движений. Дыхание произвольное.
5. «Улетели гуленьки»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повторить 3—4 раза.
Подвижная игра «Птички в гнездышках»
На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1 —1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-«птички» размещаются в гнездах. Педагог на ходится в центре игровой площадки. Он говорит:
Пришла красавица-весна,
Тепло и радость принесла.
Где же вы, маленькие птички —
Воробушки да синички?
Из гнезд скорее вылетайте,
Свои крылья расправляйте!
Дети перешагивают через линии очерченных кругов — «вылета ют из гнезд» — и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» «птиц» то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — «клюют зерна». Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:
Милые птички,
Воробушки да синички!
В гнездышки свои летите,
Свои крылья опустите!
Дети убегают в «гнезда», перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда.
Игра повторяется.
Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цветов). 2. При повторе нии игры можнопредложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию. 3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.
Игра малой подвижности «Гуленьки»
Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:
Ой, люли, люли, люленьки!
Прилетели к нам гуленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели возле люленьки.
Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произ носит:
Они стали ворковать,
Ване спать не давать.
Ой, вы, гули, не воркуйте,
Дайте Ванечке поспать.
Дети останавливаются, педагог произносит:
Первагуля говорит:
«Надо кашкой накормить».
Дети имитируют еду ложкой.
А вторая говорит:
«Ване спать надо велеть».
Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.
А третья гуля говорит:
«Погулять надо сходить».
Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.
Работа с родителями:
Консультации:
«Ознакомление с дымковской игрушкой»
Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству (Н. А. Ветлугина).
Эстетическое воспитание детей – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности только лишь в детском саду не приведёт к желаемым результатам. Поэтому родителям необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начиная приобщать детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.
Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.
Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.
Уважаемые родители, предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества! Для этого воспользуйтесь нашими советами:
• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.
• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.
• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Памятка для родителей
Уважаемые родители, помните:
1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий рисования.
2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.
3. Поощряйте.
4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.
5. Рисуйте вместе с ребенком.
«Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Получить в детстве начало
эстетического воспитания – значит
на всю жизнь приобрести чувство
прекрасного, умение понимать и
ценить произведения искусства,
приобщаться к художественному
творчеству.
Н.А. Ветлугина
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т.д.
Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки, горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.
Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Литература:
Н.Б. Халезова, «Декоративная лепка в детском саду», Москва 2007г.
Т.С.Комарова, Т.А. Ратанова, «Народное искусство в воспитании детей» М.1997 г.
Т.Г. Казакова «Развитие у дошкольников творчества» М.1985 г.
И.Я.Богуславская «Русская глиняная игрушка» Л.1975 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».
Консультация для воспитателей...
Проект на тему "Знакомство дошкольников с историей своей малой Родины Большие Уки"
Мной опубликован педагогический проект на тему "Знакомство дошкольников с историей своей малой Родины Большие Уки".Рассмотрены проблема и актуальность данной темы проекта....
Проект «Знакомство с народным и декоративно- прикладным искусством»
Дети знакомятся с элементарными средствами выразительности в разных видах искусств (цвет, звук, форма, движения, жесты)....
"Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством"
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного во...
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...
«Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного во...
Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Методическая разработка по познавательному развитию (вторая младшая группа) по теме: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства». ...